Скачать 89.35 Kb.
|
Приложение 3 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКС МЕТОДИК Цель: выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути формирования условий, способствующих её повышению. МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 1 Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся 9-11 классов. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ1 «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда (укажи профиль, в котором ты учишься)
1 – Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: - Новая школа, 2001. – С.145. МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 2 Цель: изучить уровень отношений к предмету. Рекомендовано для Х-ХI классов АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ2 _ (фамилия, имя, класс) _______________________________________________________________________________________ (++) – очень подходит; (+) – подходит; (+-) – когда как.
А – ситуативный интерес; Б – учение по необходимости; В – интерес к предмету; Г – повышенный познавательный интерес. Ценность микроисследования в том, что использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование уровня мотивации УД(е). 2 – Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: - Новая школа, 2001. – С.146. МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» («Психологические аспекты деятельности классного руководителя». – М., 1996) Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования. Ход работы: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям». АНКЕТА
Обработка и анализ результатов: 1. Проведите классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы: а) широкие социальные мотивы – 4, 5 б) мотивация благополучия – 1, 11 в) престижная мотивация – 6, 12 г) мотивация содержания – 7, 10 д) мотивация процессом – 2, 9 е) узкие социальные мотивы – 3, 8. 2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и соответствие критериям: а) богатство и разнообразие мотивов; б) социальная ценность мотивов; в) присутствие в структуре мотивации познавательных процессов. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ «МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ» Карта рекомендуется для IX – XI классов. Цель: изучить стремления учащихся к каждому учебному предмету. МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ Ученика(цы)____________________класс____________профиль_______________________ Инструкция: укажите точкой, где находится ваше стремление к каждому учебному предмету и обозначьте стрелкой откуда оно пришло в эту точку и куда направлено. Одна точка может иметь несколько направлений. Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Для меня этот предмет значим и может быть усвоен Значение предмета помогут мне стать эрудированным человеком А.М. Знание этого предмета помогут мне показать свои возможности, способности Знание предмета помогут мне общаться с людьми П.М. Моё желание Просто интересно Любопытно Пр.М. Знание этого предмета поможет мне достичь материальные блага, престижа, власти Сборник ненужных предметов Результаты анализа карты помогают определить, куда направлена активность ученика: на социальную (внешнюю) или познавательную (внутреннюю) мотивацию. Во внутренней мотивации выделяются П.М. – пассивная; во внешней А.М. – активная; Пр.М. – прагматическая (Леонтьев В.Г. «Психологические механизмы мотивации». – Н., 1992). Познавательные интересы гаснут по причине перерастают в подлинное, устойчивое увлечение при условии, что: проявляется личностный смысл в учении (ценность в получении знаний) формируется мотив самоутверждения укрепляется самооценка формируется стратегия преодоления трудностей неуверенности в себе столкновения с первым неуспехом разочарования в себе отсутствия общения с учителем как с человеком, заинтересованном и в предмете, и лично в школьнике идет обучение анализу причин неудач Возраст 10, и особенно 11-12, характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, отсутствием связи их со школьной программой, сензитивности для возникновения познавательных интересов, где школьные интересы уступают своё место внеучебным. 13-15 лет – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей, период, благоприятный для развития средств общения и формирования воли. Поэтому формирование мотивов УД(е) необходимо строить через потребность общения и формирование воли. Воля – способность человека достигать сознательно поставленной цели. 16-17 лет – период определения жизненных планов; прояснения изначальных установок школьника на профессиональные и личностные перспективы; профессионального и личностного самоопределения. |