Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 52.25 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.04.2014
Размер52.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Реализация способов коррекции произносительных нарушений младших школьников в аспекте решения лингвоэкологических задач.

Писарчук Татьяна Сергеевна

Руководитель: Абрамова Татьяна Георгиевна
Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель. Он определял экологию как науку, изучающую все связи организма с окружающим миром. Сегодня экология - это совокупность научных направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого сообщества со средой его обитания.

В современном обществе расширяется значение слова «экология», возникают новые словосочетания: «экология культуры», «экология личности», «экология нравственности», «экология мышления», «экология слова», «экология языка».

Академик Д.С. Лихачев полагал, что сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Сюда относится и так называемая лингвистическая экология. Она призвана дать объективную картину развития языка, оценить все её стороны, предупредить об опасности, уберечь язык как важнейшее средство человеческого общения.

Экология языка — это такое направление лингвистической теории и практики с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка. Экология языка, на наш взгляд, связана, прежде всего, со сферой образования.

«Слово «экология» составлено из двух греческих слов. Первая часть означает «дом», «родина», отсюда – и более широкое современное значение: «среда обитания». Вторая часть многозначна, обозначает: «слово», «понятие», «мысли», «определение», «речь. Экология может трактоваться, как «родное слово» или «словесная (языковая) среда обитания». И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде…

Процесс социализации ребенка, превращение его в равноправного, жизнеспособного члена общества, формирование личности идет параллельно и в непосредственной связи с процессом овладевания родным языком буквально с первых дней жизни.

Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно - речевые.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт определяет важным моментом для младших школьников овладение представлениями о нормах русского литературного языка, в том числе и орфоэпическими; рассматривают для выпускника начальной школы возможность овладения такими предметными умениями, как соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи.

Проблема детской речи, её произносительных особенностей достаточно актуальна в современной школе в связи с тем, что умение говорить правильно, а значит, понятно во многом определяет речевую и в целом общую культуру младшего школьника. С произношением в речи детей обычно соединяется и ударение. Соблюдение акцентологической нормы - один из наиболее сложных вопросов в школьной практике.

Анализ программы и учебника русского языка показал следующее: в программе второго класса в разделе «Повторение материала» понятие «Ударение» рассматривается как средство организации слогов слова. В учебном пособии С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко «Русский язык 2 класс» специальных заданий и упражнений по формированию произносительной культуры и способов коррекции нарушений в речи младших школьников не предусматривается.

В процессе исследовательской практики в лицее №3, во 2 «Б» классе (25 человек) при использовании метода наблюдения и диагностической работы были выявлены некоторые особенности произносительных нарушений в речи младших школьников:

перенос ударения на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах: говорят «моя кукла красивее», норма – моя кукла красивее; неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: говорят «поняла», норма – поняла, «подала», норма – подала.

С учетом небольшого количества времени по исследованию данного направления можно предположить, что названные произносительные нарушения учащихся являются не единственными.

Результаты выполнения исходной диагностической работы.


При обработке результатов исходной проверочной работы №1 среднее количество правильных вариантов составило 40%, среднее количество неправильных вариантов на всех учащихся составило 60%. Было выявлено несколько слов, в которых допустили ошибки более трёх человек: баловать, завидно, красивее, щавель, задал, торты, камбала, звонит. Самый низкий процент правильной постановки ударения в словах: камбала, щавель - 14 человек, что составляет 30% выполнения.

Для решения проблемы на преддипломной практике проводились уроки, где использовались разные способы коррекции произносительных нарушений учащихся. В урок включались небольшие «минутки-запоминалки», включающие в себя слова, трудные для произношения.

При использовании подобных рифмовок запоминание правильного произношения происходит незатруднительно и естественно. Рифма помогает определить верные акценты в слове. Включение заданий подобного рода в урок позволяет детям немного отдохнуть и в то же время служит способом усвоения правильных литературных норм, предупреждения акцентологических нарушений.

Текст «минутки-запоминалки» представлен на слайде.

Эффективным способом закрепления литературного произношения и, как следствие, грамотного написания в дальнейшем являются загадки. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в данном виде задания. Введение их в урок не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую мену видов деятельности учащихся.

Пример одной из загадок представлен на слайде.

В течение практики на отдельных уроках русского языка работа по способам коррекции произносительных нарушений включалась в общий анализ текстового материала или была выделена в специальное направление.

Следует отметить необходимость включения слов со сложностью в постановке ударения в тексты для пересказа, изложения.

Итоговым этапом по способам коррекции произносительных нарушений был урок – обобщение по теме: «Особенности и функции русского ударения».

Урок проходил в форме игры, где учащиеся сначала вспоминали, что такое ударение, какую роль оно играет в нашем языке, как определить ударный слог, а затем выполняли игровые задания по способам коррекции произносительных нарушений.

Итоговый урок показал следующее:

• учащимися усвоены определенные теоретические знания об ударении;

• дети в целом умеют выделять ударный слог в слове;

• осознают смыслоразличительную функцию ударения;

• стараются слушать звучащую речь (учителя, одноклассников, собственную), не допускать произносительных нарушений.

Таким образом, описанная диагностическая работа по способам коррекции произносительных нарушений включала следующее:

• минутки-запоминалки;

• загадки;

• звуковой анализ;

• специальные упражнения;

• проведение обобщающего урока.
Итоговая диагностическая работа определила некоторую положительную динамику в области овладения учащимися произносительной нормой.

Сравнительный анализ двух проверочных работ подтвердил необходимость и уместность использования обозначенных способов коррекции произносительных нарушений. Таким образом, в целом, опытно-практическая работа, на наш взгляд, была достаточно продуктивной.


Литература:

  1. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 2006.

  2. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.

  3. Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка (учебное пособие) – К., 2003.

  4. Журнал «Начальная школа». 2011. №5.

  5. Журнал «Начальная школа». 2011. №9.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск