Реализация способов коррекции произносительных нарушений младших школьников в аспекте решения лингвоэкологических задач.
Писарчук Татьяна Сергеевна
Руководитель: Абрамова Татьяна Георгиевна Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель. Он определял экологию как науку, изучающую все связи организма с окружающим миром. Сегодня экология - это совокупность научных направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого сообщества со средой его обитания.
В современном обществе расширяется значение слова «экология», возникают новые словосочетания: «экология культуры», «экология личности», «экология нравственности», «экология мышления», «экология слова», «экология языка».
Академик Д.С. Лихачев полагал, что сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Сюда относится и так называемая лингвистическая экология. Она призвана дать объективную картину развития языка, оценить все её стороны, предупредить об опасности, уберечь язык как важнейшее средство человеческого общения.
Экология языка — это такое направление лингвистической теории и практики с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка. Экология языка, на наш взгляд, связана, прежде всего, со сферой образования.
«Слово «экология» составлено из двух греческих слов. Первая часть означает «дом», «родина», отсюда – и более широкое современное значение: «среда обитания». Вторая часть многозначна, обозначает: «слово», «понятие», «мысли», «определение», «речь. Экология может трактоваться, как «родное слово» или «словесная (языковая) среда обитания». И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде…
Процесс социализации ребенка, превращение его в равноправного, жизнеспособного члена общества, формирование личности идет параллельно и в непосредственной связи с процессом овладевания родным языком буквально с первых дней жизни.
Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно - речевые.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт определяет важным моментом для младших школьников овладение представлениями о нормах русского литературного языка, в том числе и орфоэпическими; рассматривают для выпускника начальной школы возможность овладения такими предметными умениями, как соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи.
Проблема детской речи, её произносительных особенностей достаточно актуальна в современной школе в связи с тем, что умение говорить правильно, а значит, понятно во многом определяет речевую и в целом общую культуру младшего школьника. С произношением в речи детей обычно соединяется и ударение. Соблюдение акцентологической нормы - один из наиболее сложных вопросов в школьной практике.
Анализ программы и учебника русского языка показал следующее: в программе второго класса в разделе «Повторение материала» понятие «Ударение» рассматривается как средство организации слогов слова. В учебном пособии С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко «Русский язык 2 класс» специальных заданий и упражнений по формированию произносительной культуры и способов коррекции нарушений в речи младших школьников не предусматривается.
В процессе исследовательской практики в лицее №3, во 2 «Б» классе (25 человек) при использовании метода наблюдения и диагностической работы были выявлены некоторые особенности произносительных нарушений в речи младших школьников:
перенос ударения на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах: говорят «моя кукла красивее», норма – моя кукла красивее; неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: говорят «поняла», норма – поняла, «подала», норма – подала.
С учетом небольшого количества времени по исследованию данного направления можно предположить, что названные произносительные нарушения учащихся являются не единственными.
Результаты выполнения исходной диагностической работы.
При обработке результатов исходной проверочной работы №1 среднее количество правильных вариантов составило 40%, среднее количество неправильных вариантов на всех учащихся составило 60%. Было выявлено несколько слов, в которых допустили ошибки более трёх человек: баловать, завидно, красивее, щавель, задал, торты, камбала, звонит. Самый низкий процент правильной постановки ударения в словах: камбала, щавель - 14 человек, что составляет 30% выполнения.
Для решения проблемы на преддипломной практике проводились уроки, где использовались разные способы коррекции произносительных нарушений учащихся. В урок включались небольшие «минутки-запоминалки», включающие в себя слова, трудные для произношения.
При использовании подобных рифмовок запоминание правильного произношения происходит незатруднительно и естественно. Рифма помогает определить верные акценты в слове. Включение заданий подобного рода в урок позволяет детям немного отдохнуть и в то же время служит способом усвоения правильных литературных норм, предупреждения акцентологических нарушений.
Текст «минутки-запоминалки» представлен на слайде.
Эффективным способом закрепления литературного произношения и, как следствие, грамотного написания в дальнейшем являются загадки. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в данном виде задания. Введение их в урок не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую мену видов деятельности учащихся.
Пример одной из загадок представлен на слайде.
В течение практики на отдельных уроках русского языка работа по способам коррекции произносительных нарушений включалась в общий анализ текстового материала или была выделена в специальное направление.
Следует отметить необходимость включения слов со сложностью в постановке ударения в тексты для пересказа, изложения.
Итоговым этапом по способам коррекции произносительных нарушений был урок – обобщение по теме: «Особенности и функции русского ударения».
Урок проходил в форме игры, где учащиеся сначала вспоминали, что такое ударение, какую роль оно играет в нашем языке, как определить ударный слог, а затем выполняли игровые задания по способам коррекции произносительных нарушений.
Итоговый урок показал следующее:
• учащимися усвоены определенные теоретические знания об ударении;
• дети в целом умеют выделять ударный слог в слове;
• осознают смыслоразличительную функцию ударения;
• стараются слушать звучащую речь (учителя, одноклассников, собственную), не допускать произносительных нарушений.
Таким образом, описанная диагностическая работа по способам коррекции произносительных нарушений включала следующее:
• минутки-запоминалки;
• загадки;
• звуковой анализ;
• специальные упражнения;
• проведение обобщающего урока. Итоговая диагностическая работа определила некоторую положительную динамику в области овладения учащимися произносительной нормой.
Сравнительный анализ двух проверочных работ подтвердил необходимость и уместность использования обозначенных способов коррекции произносительных нарушений. Таким образом, в целом, опытно-практическая работа, на наш взгляд, была достаточно продуктивной.
Литература:
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 2006.
Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.
Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка (учебное пособие) – К., 2003.
Журнал «Начальная школа». 2011. №5.
Журнал «Начальная школа». 2011. №9.
|