Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.13 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.04.2014
Размер96.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Традиции инновации всегда рядом на уроках русского языка и литературы.

Фазлыева Гульназ Дарвиновна,

учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ№ 2

с.Старобалтачево Балтачевского района РБ
Чему учить? Как учить? Как увлечь своим предметом? Важнее содержание или форма проведения урока? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Эти вопросы всегда волновали и волнуют любого учителя.

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Настало время построить новую школу, способную удовлетворить как интересы личности, так и интересы общества.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Еще в 1908 году В.Я.Стоюнин сказал: «В настоящее время в педагогическом мире, ни в каком кружке нет такого разногласия как между преподавателями словесности. Они не могут согласиться ни в материале, ни в целях, ни в способах преподавания». Это сказано много лет назад. С тех многое изменилось в нашей стране, как в РФ, так и в РБ: строй, порядок, законы, требования общества, учебные программы, формы преподавания, но споры остались. Спорят все, кому не безразлично будущее детей, значит и будущее России.

На мой взгляд, одна из актуальных проблем в образовании: соперничество между традициями и инновациями. Многим кажется, что эти понятия по отношению друг к другу являются либо антонимами, либо просто боятся того, внедрение инноваций подавят или исключит вовсе традиции в образовательном пространстве. Думаю, все эти мнения ошибочны. Традиции и инновации всегда должны шагать рядом, не боясь и не исключая друг друга.

Во-первых, во всех школах предметы русский язык и литература, как правило, ведет один и тот же учитель. На сегодняшний день сделано уже многое для того, чтобы сблизить эти предметы: изданы и переработаны учебники (в нашей школе преподавание ведется по УМК Львовой С.И. и Львова В.В.), в Интернет-ресурсах можно найти готовые тексты из литературных произведений для лингвистического анализа.

Успешное применение на уроках текстов из художественных произведений – гарантия для развития мышления и речи учащихся и овладения знаниями, умениями и навыками по анализу текстового материала.

Во-вторых, традиционной формой преподавания считается урок, который длится 45 минут. Традиционное обучение пассивно: учащиеся молча, сложа руки, слушают учителя, потом читают, конспектируют, пересказывают, что само по себе пассивное занятие. Требуется применение инноваций. Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна».

Вместо обычных уроков русского языка и литературы могу предложить проведение различных, активных по форме уроков:

- Урок – семинар «Тема любви в произведениях русских писателей 19 века»;

- Урок - КВН «Знай, умей, владей»;

- Урок - защита проекта «Великий и могучий русский язык»;

- Урок – диспут «Что такое добро?»;

- Урок – путешествие « Виртуальное путешествие в музей А.С.Пушкина»;

- Урок – зачет;

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

В-третьих, необходимо обратить внимание на методы, приемы и технологии преподавания русского языка и литературы. Есть такое выражение «мыслящий человек – человек говорящий». Из земных существ только человек наделен умением говорить, значить мыслить. Наша задача учителей русского языка и литературы – научить учащегося выражать мысли словами, рассуждать. Для этого на своих уроках успешно применяю следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками;

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- дидактическая игра;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  учащимся несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку также использую дидактические игры:

- Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)

- Игры-задачи («Найди…»)

- Игры-предположения («Что произойдет если…»)

- Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют повышению эффективности учебного процесса. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

В четвертых, говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. (Это вовсе не означает, что для урока не нужна обычная доска. Её не отменит ни один учитель.)

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Наша школа МОБУ СОШ№2 села Старобалтачево работает над методической темой «Качество образования – приоритетное направление инновационного развития школы». Активное использование ИКТ и цифрового оборудования на предметных уроках и во внеурочной деятельности является одним из направлений деятельности школы по внедрению ФГОС. В школе оборудован свободный кабинет информатики, поэтому мне не составляет труда приготовить для урока мультимедийную презентацию, скачать в интернете необходимую информацию с последующим применением на уроке.

С 2011 года на базе школы была открыта экспериментальная площадка БГПУ имени М.Акмуллы по теме «Сетевые взаимодействия школы и педагогического вуза для решения совместных инновационных проектов». Учителя и учащиеся принимают активное участие в работе площадки.

И наконец, в пятых, русский язык растит учащегося грамотным, коммуникабельным в обществе, литература воспитывает нравственно и эстетически. Инновации и здесь не лишние, так как меняется общество, идеалы, требования общества к современному человеку. В современном мире целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания. Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Еще одно направление, которое, на мой взгляд, также успешно реализуется в практике нашей школы – это создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

У каждого воспитанника в школе ведется системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов и реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Моими силами и силами воспитанниками подготовлены и бумажные и электронные Портфолио. В них представлены фотографии и информация детей о семье, родных, успеваемости, данные анкетировании, грамоты и т.д. Ведение портфолио, по моему мнению, предполагает активное вовлечение детей и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и прогнозирования.

В наши дни огромно количество различных конкурсов, которые позволяют реализовать свои способности, открыть в себе новые качества. Это на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. Так мои ученики и воспитанники принимают участие во многих конкурсах, как предметных, так и творческих, в том числе и дистанционных. Нередко становятся призерами. Думаю, наша задача, учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы открыть способности детей, помочь применить эти способности на деле и направить их в нужное русло.

Свое вступление мне бы хотелось завершить словами Д.Г.Левитаса «Все дети могут учиться, если школа умеет учить»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск