Скачать 87.87 Kb.
|
Автор: Дворяшина Ирина Викторовна Место работы: учитель русского языка и литературы ОГОУ НПО Профессионального училища № 14 г. Иркутска Контакты: Адрес: 664049, г. Иркутск, ул. Багратиона, 45 «Б»-10 Тел.: 89086660547 е-mail: sniper2@inbox.гu Урок литературы «Цена Победы. Всегда ли цель оправдывает средства?» Пояснительная записка. Урок литературы «Цена Победы. Всегда ли цель оправдывает средства» проводился в группах учащихся ПУ II курса. Программа обучения соответствует базовому уровню изучения литературы в 11 классе общеобразовательных учреждений. При изучении курса литературы учитель часто сталкивается с низким интересом учащихся к предмету, отсутствием мотивации. Кроме того, на изучение отдельных тем отводится очень мало времени. Тема Великой Отечественной войны легче усваивается ребятами при интеграции, сопоставлении материала художественных произведений и реальных исторических событий. Помимо этого, данный урок позволяет заострить внимание учащихся на проблемах гуманизма, патриотизма, личной ответственности каждого за судьбу Отечества. Форма урока – урок-суд, позволяет уделить внимание развитию у учащихся таких социально значимых компетенций, как ответственность за результаты своей деятельности, самоорганизация, самостоятельность и критичность мышления, умение отстаивать свою точку зрения, толерантность, умение принимать решение, умение сострадать, сопереживать. В ходе предварительной подготовки и работы в группах отрабатываются навыки работы с большим объемом информации, с документами, с текстом. По времени урок рассчитан на два академических часа. Разработка может использоваться также в рамках факультатива или других внеурочных мероприятий. Цели и задачи урока: Образовательная: определить значение, функции литературы военного и послевоенного периодов, закономерности ее развития; определить место человека в литературе о Великой Отечественной войне; ознакомиться с основными сведениями о Великой Отечественной войне; оценить влияние войны на различные сферы жизнедеятельности человека; Развивающая: способствовать развитию умения анализировать представленные материалы, формулировать и отстаивать свою точку зрения, принимать решение; создать условия для развития умения работать в группе и индивидуально. Воспитательная: создать условия: 1) для развития патриотических, духовно-нравственных качеств, умения сострадать, сопереживать, осознания связи поколений, 2) воспитания толерантности. Формы и методы: урок-суд, сочинение-миниатюра, дебаты, сообщения, выразительное чтение. Материальное оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, презентация Power Point (приложение 2), набор цитат (в двух экземплярах) для работы в группах, таблица (в двух экземплярах) «Влияние войны на различные сферы жизни и деятельности человека», индивидуальные листы самооценки. Предварительная работа: Опережающее задание:
Перед началом урока каждый учащийся, не входящий в подготовленную заранее группу, получает жетон. По цвету жетонов учащиеся делятся на две группы и соответственно занимают места за столами. Обе группы будут выступать в качестве присяжных заседателей. Ход урока. I. Организационно-мотивационный этап. Звучит песня «Священная война». Учитель объявляет тему урока. Предлагает учащимся ответить на вопросы: Что такое война? Какие ассоциации вызывает это слово? Почему происходят войны? Как война сказывается на судьбах разных людей, влияет на развитие государств и человечества в целом? Учитель: В словаре Ожегова дано определение: «Война – это вооруженная борьба между государствами». Для того, чтобы лучше разобраться как влияет война на различные сферы жизни человека и вынести окончательный вердикт: МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ОПРАВДАНА ВОЙНА, предлагаю представить себя на время урока участниками судебного процесса. Мы должны рассмотреть «дело Великой Отечественной войны» и, определив цену Победы, решить, может ли война быть оправдана. По ходу урока, опираясь на все увиденное и услышанное, необходимо заполнить таблицу :
Для того чтобы работа была более эффективной, разделим ее по группам: I группа будет выступать в роли стороны обвинения и заполнять столбец «Негативное влияние», II будет представлять сторону защиты и заполнять столбец «Положительное влияние». II. Основная часть – организация деятельности. Учитель: Для начала заслушаем сторону обвинения. Сообщение учащегося: «Великая Отечественная война. Историческая справка» (см. приложение 1). Учитель: слово предоставляется стороне защиты. Сообщение учащегося: «Влияние Великой Отечественной войны на политическое, социально-экономическое и культурное развитие Советского Союза» (см. приложение 1). Учитель:
Слово учителя: «Развитие и значение литературы Великой Отечественной войны» (см. приложение 1). Учитель: Буквально в первые дни войны стало ясно, что она подчиняет себе всё, и нет ничего более важного, чем одолеть врага. И перед литературой остро и определенно встали задачи изображения и пропаганды освободительной войны. Учащийся читает строки из очерка Л. Леонова «Слава России». Агитационные задачи не были навязаны извне. Война была для писателей не материалом для книг, а судьбой – народа и собственной. Учащийся читает стихотворение С. Гудзенко «Перед атакой». Учащийся читает отрывок из стихотворения В. Багрицкого «Ожидание». Учащаяся читает отрывок из стихотворения Ю. Друниной «Зинка». Учитель: Характерная черта многих произведений военного времени – высокое лирическое напряжение, автобиографичность. Татарский поэт Муса Джалиль с 1941 в состоял в рядах Советской Армии. В 1942, тяжело раненный, он был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее 25 августа 1944 года. В 1943 году он написал стихотворение «Варварство». Учащийся читает стихотворение «Варварство». Учитель: Позднее в литературе появился мотив осмысления происходящего, который сохранился и в послевоенный период. В. В. Быков, автор таких повестей, как «Дожить до рассвета», «Сотников», «Знак беды», «Обелиск», с 1943 года находившийся на передовой, заметил как-то: «…Чаще всего я говорю не о героях… Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить своё достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно». Главное место в любой войне, в том числе и в Великой Отечественной, занимает человек. И правда о войне заключается не только в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда ещё и в том, ЧТО они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага. Именно эту правду доносит до нас художественная литература. Знать её – значит знать всю правду о войне, всю правду о человеке. Принимая непосредственное участие в боевых действиях, писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Предлагаю теперь ознакомиться со свидетельскими показаниями, которые представлены в виде набора цитат из художественных произведений о Великой Отечественной войне. Работа в группах. Задание: 1. Ознакомьтесь с набором цитат и выберите: Группа «Обвинение» - доказывающие, что война – «самое гадкое дело». Группа «Защита» - свидетельствующие о том, что война – мощный стимул общественного развития, воспитания и самовоспитания человека. 2. Используя отобранный материал, дополните соответствующий столбец таблицы. III. Заключительный этап.
Представители каждой группы, опираясь на записи в таблице, поочередно приводят аргументы, соответствующие статусу группы подтверждая их цитатами.
Учитель: Прежде, чем вынести свой приговор войне, необходимо каждому еще раз взвесить все «за» и «против». Задание: Напишите сочинение-миниатюру «Цена победы. Всегда ли цель оправдывает средства» (по окончании работы по 2 человека от группы зачитывают сочинения).
Учитель: Итак, готовы ли вы ответить на вопрос: «Может ли быть оправдана война?» и вынести окончательное решение по слушаемому делу? – Война не может быть оправдана: она – «самое гадкое дело». –Война может быть оправдана: она является мощным стимулом общественного и личностного развития. Учащиеся голосуют. Учитель: Итак, оправдательный приговор вынесли … (количество) человек, обвинительный – … (количество). (результаты могут быть занесены в таблицу на доске, символизирующую протокол заседания. Заключительное слово учителя (см. приложение 1). Подведение итогов. Учащиеся заполняют индивидуальные листы самоанализа и самооценки. Учитель оценивает и комментирует работу каждой группы, наиболее активных учащихся. Сообщает, что индивидуальная оценка за урок будет выставлена каждому после более тщательного анализа записей в тетрадях, сочинений. Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить одно из заданий (на выбор): 1. Написать сочинение «Великая Отечественная война в истории моей семьи». 2. Приготовить доклад об одном из писателей – участников Великой Отечественной войны, получивших звание Героя Советского Союза. 3. Создать презентацию об одном из писателей – участников Великой Отечественной войны. Использованная литература:
|