Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 273.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации26.03.2014
Размер273.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ложковская средняя общеобразовательная школа

141595, Московская область Солнечногорский район, д.Ложки 63-76-97

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_______Апсалямова Л.Р.

Приказ №_____

«____»______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для изучения предмета литература

на расширенном уровне

140 часов

5 КЛАСС

Составитель: учитель

русского языка и литературы

Ентураева А.Е.

г.Солнечногорск.

2013 г.

Рабочая программа по литературе

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Ентураевой А.Е. на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год)и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.:Просвещение, 2009. Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов: 4 часа в неделю, изменения в авторскую программу внесены путем дополнения 38 часов, т.к планом учреждения предполагается изучение литературы на расширенном уровне. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Целью преподавания литературы в школе является

  • Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы,

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям культуры,

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся,

  • Освоение текстов художественных произведений,

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи преподавания:

  • Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;




  • Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый, от другого лица, художественный) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободное владение монологической и диалогической речью;

  • Обучение развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • Умение составить отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободное владение письменной речью;

Роль литературы в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-9 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Формы занятий

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • Выразительное чтение художественного текста;

  • Различные виды пересказа;

  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • Анализ произведений;

  • Написание сочинений по литературным произведениям;

Для достижения целей изучения литературы применяются такие методы, как

  • Рассказ учителя (при объяснении нового материала)

  • Фронтальный опрос ( для проверки усвоенного материала)

  • Индивидуальная работа (позволяет проследить динамику развития ученика)

  • Коллективная работа (для реализации учебных проектов)

  • Репродуктивный метод, направленный на воспроизведение полученной от учителя информации

  • Коммуникативный (беседа, диалог)


Учебно-тематический план




Наименование разделов

Всего часов

В том числе РР

1

Введение

1




2

Устное народное творчество

14

1

3

Из Древнерусской литературы

6




4

Из литературы 18 века

4




5

Из литературы 19 века

23

2

6

Русская литературная сказка

42

2

7

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

28

3

8

«Ради жизни на земле»

2

1

9

Произведения о Родине и природе

4




10

Из зарубежной литературы

16

1

11

Итого:

140

10

Основное содержание учебного курса.

Введение (1 час)

Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги (Обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик).
Устное народное творчество (14 часов)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты – волшебницы. Иван царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Народная мораль в сказке: добро побеждает, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Постоянные эпитеты, начальное представление о гиперболе. Сказочные формулы.
Из древнерусской литературы (6 часов).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. (Обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина…». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Начальные представления о летописи.
Из литературы 18 века (4 часа).

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни (детство и году учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Понятие род, жанр, эпос, лирика, драма.
Из литературы 19 века. Русские басни (23 часа).

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)

И.А. Крылов. Краткий рассказ о нём. «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – жадности, неблагодарности, хитрости.

«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен, инсценирование.

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта.

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У Лукоморья …». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», сказками братьев Гримм). «Бродячие сюжеты», противостояние добрых и злых сил в сказке. Народная мораль, нравственность – победа добра над злом. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка (42 часа).

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.

В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Начальные представления о литературной сказке.

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Разговорная интонация и патриотический пафос.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«На Волге». Картины природы. Раздумья о судьбе народа. Вера в его лучшую судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Эпитет.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Немота – символ немого протеста крепостных. Портрет, пейзаж.

А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте.

«Весенний дождь» - радостная, яркая картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Л,Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Определение сравнения, сюжета.

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Определение юмора.

Основные термины по разделу: басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, ритм, литературная сказка, ирония, юмор, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль.
Поэты 19 века о Родине и родной природе (28 часов).

Ф.И. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима», выразительное чтение наизусть стихотворений.

Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Косцы» Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валёк, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Портрет. Композиция литературного произведения.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями» - поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Драма как род литературы.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита» Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Фантастика в литературном произведении.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций

Автобиографичность литературного произведения.

Основные термины по разделу: повесть, сказ, портрет, композиция литературного произведения, драма, пьеса-сказка, ремарка, автобиография.
Стихотворные произведения о войне (2 часа).

Патриотические подвиги в годы ВОВ. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о ВОВ.

Произведения о Родине и родной природе (4 часа).

И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Выразительное чтение стихотворений.
Из зарубежной литературы (16 часов).

Р.Л. Стивенсон Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Понятие баллады.

Д.Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Г.Х. Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Дж.Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, смекалка – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск