Скачать 86.33 Kb.
|
Антонова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края Разработка урока развития речи в 8 классе (урок был дан на «чужом» классе). Тема урока: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению). - Добрый день, учащиеся 8 В класса! Сегодня у нас необычный урок русского языка: вы со мной как с учителем незнакомы, я с вами как с учениками тоже незнакома. Так давайте познакомимся: меня зовут Ольга Анатольевна, как вас зовут – я вижу (у учащихся на груди бэйджики с их именами). - Пусть наш урок будет своеобразным учебным экспериментом, а чтобы он удался, нам нужно взаимно постараться. - Чем же будем заниматься? Конечно же, общаться. - Поговорим? - О чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень. Ведь что-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим? - Поговорим! Вдруг будет интересно! - К сегодняшнему разговору просто необходимо пригласить ещё одного человека – нашего современника, писателя Феликса Кривина (обращение к слайдам – см. приложение). - Слышали это имя? - Какой его излюбленный жанр? Записываем на доске и в тетрадях дату и тему урока: Феликс Кривин «Светило». Басня-сказка. - Послушайте текст – басню-сказку Феликса Кривина «Светило». - Как Вы думаете, обычный ли это будет текст, учитывая его жанр? -В чём своеобразие жанра басни-сказки? (иносказательный, вымышленный характер; с ярко выраженной моралью) - Каково лексическое значение слова «светило»? Можете ли по названию предположить, о чём пойдёт речь в тексте? - Итак, слушаем басню-сказку. После прослушивания постарайтесь пересказать её друг другу в парах. В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением. - Ей бы только добраться до своего потолка, - говорили настольные лампы. – Тогда в мире сразу станет светлее. И долго ещё, уже заняв свои места на рабочих столах, настольные лампы вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь, ого! – стала большим светилом. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослеплённая собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь. Но от этого в мире не стало светлее. Учащиеся работают в парах, пересказывая содержание басни-сказки друг другу. Работа над содержанием басни-сказки. - В чём необычность, своеобразие данного текста? - Как вы поняли, о чём данный текст? Какова его тема? (с учётом иносказательного его характера) -Какие слова и словосочетания являются в данном тексте ключевыми? Выпишите их. -Как понимаете иносказательный смысл выражений: «добраться до своего потолка» (обрести себя, найти свой смысл в жизни, своё предназначение), «заняв свои места на рабочих столах» (НАШЛИ себя), «прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь» (речь о потребностях, о запросах). - Обратите внимание на мастерское владение автора СЛОВОМ. Какие однокоренные слова обыгрываются в данном тексте? - «светило», «станет светлее», «стала светилом», «ослеплённая собственным блеском» (т.е. ярким светом), «не стало светлее». - Попробуйте на основе данных выражений сформулировать основную мысль текста, его мораль, авторский вывод (работа в группах). - Например: наверное, смысл человеческой жизни заключается в поиске себя, своего предназначения в этом мире. По-настоящему достоин уважения тот, кто реализовал себя, свои способности, потребности в полной мере, НО самое главное (по мысли автора) – это согреть своим светом, теплом мир (близких, знакомых, окружающих). - Справилась ли Люстра со своим предназначением? (нет, её жизнь – пустоцвет). - Познакомимся с высказываниями известных людей о смысле жизни. Постарайтесь дать собственный комментарий данным выражениям. Согласны вы или не согласны с автором? (каждой группе – одно выражение – путём жеребьёвки, во время обсуждения – открыть выражения, записанные на доске) 1. «Просто необходимо, чтобы каждый хоть раз в жизни увидел звёзды близко» (С.Соловейчик) 2. «Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе не принимать её всерьёз» (А.Моруа) 3. «Нужно уметь быть великим в малом. Цель жизни в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность» (А.Моруа) 4. «То, что я существую, - для меня постоянное чудо» (Р.Тагор) Высказывания учащихся, обсуждение. - Запишите в тетрадь понравившиеся выражения. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «В чём смысл моей жизни?» ИЛИ сочинить собственную сказку-басню о смысле жизни (учитывая сцецифику жанра). - Я предлагаю желающим поделиться впечатлениями о сегодняшнем уроке, используя опорные фразы:
- Разрешите мне тоже высказать свои впечатления:
- Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь, которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения (по А.Экзюпери). - На память о сегодняшнем уроке примите ещё одну цитату (каждому ученику – на листочках, одновременно проецируя на доске): «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием» (Д.Рескин) ПРИЛОЖЕНИЕ (материалы-слайды к уроку, выполненные с использованием выделения цветом). . 2. Феликс Кривин «Светило» (басня-сказка) В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением. - Ей бы только добраться до своего потолка, - говорили настольные лампы. – Тогда в мире сразу станет светлее. И долго ещё, уже заняв свои места на рабочих столах, настольные лампы вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь, ого! – стала большим светилом. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослеплённая собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь. Но от этого в мире не стало светлее. 3.
В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением. - Ей бы только добраться до своего потолка, - говорили настольные лампы. - Тогда в мире сразу станет светлее. И долго ещё, уже заняв свои места на рабочих столах, настольные лампы вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь, ого! – стала большим светилом. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослеплённая собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь. Но от этого в мире не стало светлее. 4. Светило. В магазине электроприборов Люстра пользовалась большим уважением. - Ей бы только добраться до своего потолка, - говорили настольные лампы. – Тогда в мире сразу станет светлее. И долго ещё, уже заняв свои места на рабочих столах, настольные лампы вспоминали о своей знаменитой землячке, которая теперь, ого! – стала большим светилом. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослеплённая собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько настольным лампам хватило бы на всю жизнь. Но от этого в мире не стало светлее. 5. «Просто необходимо, чтобы каждый хоть раз в жизни увидел звёзды близко» (С.Соловейчик) «Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе не принимать её всерьёз» (А.Моруа) «Нужно уметь быть великим в малом. Цель жизни в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность» (А.Моруа) «То, что я существую, - для меня постоянное чудо» (Р.Тагор) 6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «В чём смысл моей жизни?» ИЛИ сочинить собственную сказку-басню о смысле жизни 7.
8. «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием» (Д.Рескин) Самоанализ урока Общеобразовательные программы по русскому языку состоят из 2-х блоков, изучающихся попутно, взаимосвязанно: - изучение системы языка, - развитие связной речи учащихся. На каждом уроке русского языка учитель решает и лингвистические, и коммуникативные задачи в разном объёме. Данный урок – это урок развития речи. Он уместен для проведения на любом этапе изучения русского языка в 8 классе, вне зависимости от изучения конкретной лингвистической темы. Почему? Именно к 8 классу у учащихся должны быть сформированы такие умения, как частичный анализ текста, изложение содержания авторского текста, умение строить устное высказывание на заданную тему, писать сочинения (создавать собственные тексты) на основе воображения, на морально-этическую, духовно-нравственную тему. Первичный замысел урока у меня возник год назад, когда я случайно прочитала данную миниатюру и сразу поняла, что мимо учеников она пройти не должна, она хороша и благодатна для решения комплекса задач, которые я для себя поставила и реализовала на данном уроке. Основная цель урока – совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся. Задачи: - образовательные: отработка навыков комплексного анализа текста; - воспитательные: формирование духовно-нравственной позиции учащихся по вопросам цели и смысла человеческой жизни, своего места в ней; уважительного и внимательного отношения к чужому мнению; - развивающие: развитие коммуникативных навыков, навыков делового общения в парах/группах; формирование рефлексивных навыков; совершенствование рече-мыслительной деятельности учащихся. В целом, я уроком удовлетворена. Считаю, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы за счёт:
а) иллюстративно-наглядных (слайды), б) исследовательских (проблемно-поисковых, творческих);
Думаю, интересны будут домашние сочинения учащихся (творческий продукт) как конечный результат работы на уроке. |