Скачать 46.97 Kb.
|
Открытый урок по профильному обучению в 11 классе.Домашнее задание:1гр. из толкового словаря выписать определение слова «жизнь», подобрать к нему однокоренные слова. 2 гр. из фразеологического словаря выписать фразеологизмы со словом «жизнь», подобрать синонимы и антонимы к этому слову. 3 гр. написать эпитеты к слову «жизнь». 4 гр. подобрать пословицы со словом «жизнь». Задание всему классу:
Предложить свои заголовки к каждому рисунку. Написать сочинение-рассуждение по одной из пословиц. Ознакомиться с пословицами русского народа о жизни и ответить на вопрос, как раскрывается характер русского человека через его отношение к жизни. Урок развития речи «Все есть слова…»Цель: совершенствование умений определять информационное ядро слова, создание условий для осознания многоплановости слова, развитие умения прогнозировать содержание текста и анализировать его, создавать свои тексты, совершенствовать творческие языковые и речевые способности, работать со словарями различных типов. Оборудование урокаОтпечатанные заготовки: жизнь, толкование этого слова, синонимы и антонимы, пословицы, фразеологизмы, однокоренные слова, тема урока, тексты диалога, чистые листы бумаги, карикатуры Бидструпа. Ход урокаАктуализация знаний Уч.: Ознакомьтесь с материалами, приготовленными к уроку. Можете ли вы сказать, о чем пойдет речь на уроке? (о жизни) Можете ли вы мотивировать этот выбор? (Это слово является центром, вокруг которого формируются нравственные понятия, именно оно является предметом обсуждения и споров в большинстве текстов, предлагаемых для анализа) Уч.: Да, это ключевое слово на нашем уроке. На его примере мы будем совершенствовать умения определять информационное ядро слова, осознавать его многоплановость, а также будем развивать умения прогнозировать содержание текста и анализировать его, совершенствовать творческие языковые и речевые способности. Уч.: А теперь поработаем в группах. Вам выданы листы с началом текста А. Щеголева «Смешной ты, папа!» Попробуйте спрогнозировать по началу стиль речи; тип текста; тему и возможное развитие темы. Ответы аргументируйте. (На выполнение задания дается 2 минуты). Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире? Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, а уже старик. Да-а, а физичка сказала, что электрон… (Стиль речи разговорный: общение в непринужденной обстановке, построение текста в виде диалога, наличие разговорного слова и междометия, употребление обращения; тип речи рассуждение…) Уч.: Прочитайте весь текст и выполните следующие задания: найдите дополнительные аргументы, подтверждающие ваш прогноз; составьте модель этого текста (на отдельных листах); ответьте на вопрос, как создается смысловая многоплановость в тексте; как можно объяснить название диалога «Смешной ты, папа!»? с кем из участников диалога вы согласны и почему? Чтение текста А. Щеголева «Смешной ты, папа!» и работа по ранее предложенным заданиям. Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире? Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, а уже старик. Да-а, а физичка сказала, что электрон… А что длиннее всего на свете? Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не могут исправить. Географичка говорила, будто экватор. Обманывала, что ли?.. Пап, а пап, что дороже всего ценится? Жизнь человеческая. Точно! Мы это на литературе проходили. А что самое дешевое? Жизнь человеческая, малыш. По грошам ее разменивают, а то и вовсе даром отдают. На истории нам сказали, что труд рабов, папа! Ты, наверное, забыл? Ну ничего, назови лучше самую сложную теорему. Жизнь человеческая, сын. Каждый день с утра до вечера доказываешь что-то себе и другим. Нет-нет-нет! Это теорема Ферма, нам математичка рассказывала! Смешной ты, папа. А простейшую клетку знаешь? Жизнь человеческая. Нет в ней решетчатых окон, нет дверей с хитроумным замком, нет недремлющего стражника, но и выхода частенько нет… Уч.: А как бы вы определили, что такое человеческая жизнь? Что может рассказать нам слово «жизнь»? Попробуйте составить его портрет через ассоциации, рисунки, мини-рассуждения… (Заслушать ответы учащихся) Уч.:А теперь посмотрим, как раскрывается это понятие в толковых словарях. Проверяем домашнее задание. Слово 1 группе (определение из словаря и однокоренные слова); Слово 2 группе (фразеологизмы и синонимы, антонимы); Слово 3 группе (эпитеты к слову «жизнь»); Слово 4 группе (пословицы со словом «жизнь») Уч.: просмотрите все материалы, проанализируйте их и сделайте самостоятельный вывод по этому этапу урока. (Слово «жизнь» многозначно, многогранно. Оно вмещает в себя народный опыт, народную мудрость, сложнейшие нравственные понятия). Уч.: прокомментируйте эпиграф к уроку «Все есть слова для каждой сути». УЧ.: Дома вы выполняли творческие работы. Вам нужно было написать сочинение-миниатюру по рисункам датского художника Херлуфа Бидструпа, который говорил о себе, что вся его жизнь это рисунки. можно было подобрать заголовки к рисункам, написать сочинение-рассуждение по одной из пословиц о жизни, и, ознакомившись с пословицами, имеющими отношение к этому слову, ответить на вопрос, как раскрывается характер русского человека через его отношение к жизни. Рецензирование творческих работ. УЧ.: подпишите выданные листочки и поставьте себе оценку за домашнее задание и работу на уроке, поясните, почему вы именно так оценили свой труд. Домашнее задание: обменяться творческими работами, написать рецензию на работу своего товарища, подумать, над какими словами можно поработать на следующих уроках (проанализируйте 2-3 текста ЕГЭ). Благодарю всех за урок. Мне было очень интересно с вами работать. |