Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 89.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер89.88 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Литература > Разработка урока
Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания».
Учитель русского языка и литературы: Чадранцева Т. В.
Цели.

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;

  • научить распознавать предложения по цели высказывания;

  • научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.


Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русской литературе и культуре;

  • расширять кругозора учащихся;

  • воспитывать эстетический вкус.


Оборудование урока:
«Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова

И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»

Презентация (мультимедиа);

Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.
Методы:

  • постановка проблемного вопроса;

  • организация обсуждения материала;

  • тестирование;

  • написание сочинения-миниатюры.


Ход урока.
I. Проверка д/з: сочинение-миниатюра на тему «Золотая осень», «Поздняя осень» по вариантам. (3-4 человека).

– Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.
Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения.

II. Пятиминутка для повторения.
Индивидуальная работа по карточкам.

1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.
2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.
3. Произведи морфологический разбор глагола.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился3 домой.
4. Произведи морфологический разбор прилагательного.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой3

Царь отправился домой.
3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно.
1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

а) синтаксический разбор предложения.
Дополнительные вопросы:

1. Из какой сказки отрывок?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?

3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием?
2. (под)окном – морфологический разбор

Дополнительный вопрос:

-Расскажи о существительном как о части речи.
3. поз..но – фонетический разбор

Дополнительный вопрос:

Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения.
Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие – самостоятельно у доски). (СЛАЙД № 2)

Учитель читает текст.
Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок?

(«Сказка о золотом петушке».)
Докажите, что перед нами текст.
Озаглавьте отрывок. ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».)

Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы.

(СЛАЙДЫ № 3-5)
Выделите грамматические основы в трех последних предложениях.

Что составляет грамматическую основу предложения?
В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы.
III. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел «Словарь корней»)

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение)

б) вопросительный (работа с этимологией слова)

вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)

в) побудительный – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)
IV. Новая тема и закрепление.

Слово учителя.

- По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9)
а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10)
Раз он в море закинул невод/

Пришел невод с одною тиной //
Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: (СЛАЙД № 11)
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.

(СЛАЙД № 12)
Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?
Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.
На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.
1. Но из бочки кто их вынет? («Сказка о царе Салтане»)

Бог неужто их покинет?

2. Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане»)

Опечалился чему?

3. Ладно ль за морем, иль худо? («Сказка о царе Салтане»)

И какое в свете чудо?

4. Что тебе надобно, старче? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Я ль на свете всех милее? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.

Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова. (СЛАЙД № 13)

Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. (СЛАЙД № 14)

По равнинам Окияна 1.Да, по равнинам Окияна. (учитель)

Едет флот царя Салтана? 2. Да, едет. (1-й ряд)

3. Нет, не флот. (2-й ряд)

4. Да, Салтана. (3-й ряд)
в) Если цель высказыванияпобудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.
Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

(СЛАЙД №15)

1. Не губи ты нашу душу: (просьба-мольба)

Выплесни ты нас на сушу!
2. А теперь ты воротись, (дружеский совет)

Не горюй и спать ложись.

3. Лови, лови, да дави ее, дави (приказ)

Вот ужо! постой немножко

Погоди…(А князь в окошко)
4.. Воротись, поклонися рыбке… (категорический приказ)

V. (СЛАЙД №16 с гиперссылками). Найдите верный ответ. Какое утверждение верно?
VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное – зеленой, повествовательное не подчеркивайте.

. (СЛАЙДЫ № 20-24)
VII. Закрепление. Выполните тест( вычеркнуть неверные ответы).
(Приложение №1)
Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.
а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.
2. Данное предложение вопросительное.
а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.
3. Данное предложение побудительное.
а) Помогите, ради бога.
б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

(Приложение №2)

Тест
Вычеркни неверные варианты ответов.

вариант №2
1. Данное предложение повествовательное.
а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.
2. Данное предложение вопросительное.
а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.
3. Данное предложение побудительное.
а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?
VIII . Динамическая минутка.

Ребята, давайте представим себя героями «Сказки о царе Салтане». Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик – буйным ветром.

( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости).
IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой: (СЛАЙДЫ №25-29)
1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

4. «Сказка о рыбаке и рыбке».

5. «Сказка о золотом петушке».
Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30)
1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?

2. Чему учит сказка?

3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?
У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный – зеленой, повествовательные не подчеркивайте.

Смотрите образец. (СЛАЙД № 31)
X. Рефлексия
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Для какой цели используется каждый из видов?
XI. Домашнее задание: выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск