Скачать 89.88 Kb.
|
Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания». Учитель русского языка и литературы: Чадранцева Т. В. Цели. Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока: «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов «Словарь русского языка» С.И.Ожегова И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа» Презентация (мультимедиа); Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся. Методы:
Ход урока. I. Проверка д/з: сочинение-миниатюра на тему «Золотая осень», «Поздняя осень» по вариантам. (3-4 человека). – Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения. II. Пятиминутка для повторения. Индивидуальная работа по карточкам. 1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор. Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. 2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор. Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. 3. Произведи морфологический разбор глагола. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился3 домой. 4. Произведи морфологический разбор прилагательного. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой3 Царь отправился домой. 3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно. 1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком. а) синтаксический разбор предложения. Дополнительные вопросы: 1. Из какой сказки отрывок? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы? 3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием? 2. (под)окном – морфологический разбор Дополнительный вопрос: -Расскажи о существительном как о части речи. 3. поз..но – фонетический разбор Дополнительный вопрос: –Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения. Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие – самостоятельно у доски). (СЛАЙД № 2) Учитель читает текст. – Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок? («Сказка о золотом петушке».) – Докажите, что перед нами текст. – Озаглавьте отрывок. ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».) – Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы. (СЛАЙДЫ № 3-5) – Выделите грамматические основы в трех последних предложениях. –Что составляет грамматическую основу предложения? В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы. III. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел «Словарь корней») а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение) б) вопросительный (работа с этимологией слова) вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов) в) побудительный – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова) побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа») IV. Новая тема и закрепление. Слово учителя. - По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9) а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения. При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10) Раз он в море закинул невод/ Пришел невод с одною тиной // – Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: (СЛАЙД № 11) 1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. 3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут. б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения. В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др. (СЛАЙД № 12) Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете? – Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение. – На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе. 1. Но из бочки кто их вынет? («Сказка о царе Салтане») Бог неужто их покинет? 2. Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане») Опечалился чему? 3. Ладно ль за морем, иль худо? («Сказка о царе Салтане») И какое в свете чудо? 4. Что тебе надобно, старче? («Сказка о рыбаке и рыбке») 5. Я ль на свете всех милее? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») – Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи. – Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова. (СЛАЙД № 13) –Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. (СЛАЙД № 14) По равнинам Окияна 1.Да, по равнинам Окияна. (учитель) Едет флот царя Салтана? 2. Да, едет. (1-й ряд) 3. Нет, не флот. (2-й ряд) 4. Да, Салтана. (3-й ряд) в) Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения. В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом. – Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок. (СЛАЙД №15) 1. Не губи ты нашу душу: (просьба-мольба) Выплесни ты нас на сушу! 2. А теперь ты воротись, (дружеский совет) Не горюй и спать ложись. 3. Лови, лови, да дави ее, дави (приказ) Вот ужо! постой немножко Погоди…(А князь в окошко) 4.. Воротись, поклонися рыбке… (категорический приказ) V. (СЛАЙД №16 с гиперссылками). Найдите верный ответ. Какое утверждение верно? VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное – зеленой, повествовательное не подчеркивайте. . (СЛАЙДЫ № 20-24) VII. Закрепление. Выполните тест( вычеркнуть неверные ответы). (Приложение №1) Тест Вычеркни неверные варианты ответов. вариант №1 1. Данное предложение повествовательное. а) Долго ль ездили? Куда? б) Что ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы. в) А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Обобрать его велят. 2. Данное предложение вопросительное. а) Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил. б) А кого же на примете ты имеешь? в) Полно, князь, душа моя, Не печалься. 3. Данное предложение побудительное. а) Помогите, ради бога. б) И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили. в) В свете есть такие ль дива? (Приложение №2) Тест Вычеркни неверные варианты ответов. вариант №2 1. Данное предложение повествовательное. а) Что я, царь или дитя? б) Пораздумай ты путем. в) Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней. 2. Данное предложение вопросительное. а) Белка песенки поет И орешки все грызет. б) Аль откажешь мне в ответе? в) Матушка моя, Посмотрите вы туда. 3. Данное предложение побудительное. а) Смилуйся, государыня рыбка. б) Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил. в) Что ты, баба, белены объелась? VIII . Динамическая минутка. – Ребята, давайте представим себя героями «Сказки о царе Салтане». Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик – буйным ветром. ( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости). IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой: (СЛАЙДЫ №25-29) 1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». 2. «Сказка о попе и о работнике его Балде». 3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 4. «Сказка о рыбаке и рыбке». 5. «Сказка о золотом петушке». – Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30) 1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше? 2. Чему учит сказка? 3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный – зеленой, повествовательные не подчеркивайте. Смотрите образец. (СЛАЙД № 31) X. Рефлексия - Какие бывают предложения по цели высказывания? - Для какой цели используется каждый из видов? XI. Домашнее задание: выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина. |