Скачать 144.76 Kb.
|
Самойлова И.Б., учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Калуги Урок русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее». (1 час) Обучающиеся начальной школы имеют представление о подлежащем как о главном члене предложения, знают, что выражается оно именем существительным или местоимением в именительном падеже, умеют находить его в предложении. Поэтому задача пятого класса – расширить знания школьников о способах выражения подлежащего, его связи со сказуемым, сформировать навык осмысленного использования имен существительных и местоимений в речи. На изучение темы отводится один час, который ориентирован на достижение определенного результата. При планировании урока учитывались особенности познавательной активности пятиклассников посредством мотивации учащихся к учебной деятельности, а также использования игровых и поисковых форм работы. Предложенный урок построен по схеме: актуализация опорных знаний как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить обучающихся в освоение нового знания, объяснение нового материала, закрепление и тренировочные упражнения, контроль знаний и домашнее задание. На протяжении всего занятия используется презентация, сделанная учителем, с эффектами анимации, что обеспечивает личностно ориентированную направленность урока, повышает активность школьников, обеспечивает между учителем и учеником партнерские отношения. С целью формирования синтаксических и пунктуационных навыков в начале урока проводится работа по характеристике предложений и построению их схем. Индивидуальная работа на карточках способствует индивидуализации обучения. Умение школьников использовать различные виды предложений в письменной и устной речи совершенствуется в творческом задании: обучающиеся должны написать рекламу на школьную тему. Слушатели должны не только определить, какие виды предложений использовал автор, но и дать оценку тексту. Объяснение нового материала строится на основе наблюдений, которые в исправленном виде заносятся в таблицу, собственные выводы и определение понятия проверяются по учебнику. Тренировочные упражнения построены по принципу нарастания трудностей: вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем – на уровне самостоятельного распознавания и применения на примере текста, где подлежащее выражается сочетанием слов. Эффективная форма контроля знаний – тест, который позволяет зафиксировать достижения обучающихся на данном уроке и своевременно корректировать знания. Цели урока:
Оборудование урока: учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженской, презентация с эффектами анимации, карточки для индивидуальных заданий, кроссворд для словарной работы, тестовый материал по теме. Ход урока:
- Постройте схемы предложений. Дайте характеристику каждого предложения
Как-то неожиданно стемнело. Откуда взялись облака? Какой сильный дождь!
- Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Рекламируя товары и услуги, люди используют разные виды предложений (по цели высказывания, по интонации). Попробуйте написать рекламное объявление на школьную тему. Варианты реклам, написанных обучающимися:
Хотите приобрести прямо сейчас? Тогда обращайтесь в издательство «Школьник»!
4. Словарная работа (выполняется в парах.) Самопроверка. - Отгадайте слова, зашифрованные в кроссворде. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Какое слово выделено по вертикали? (Подлежащее.) Это тема сегодняшнего урока. 5. Объяснение нового материала.
Главный член предложения кто? что? предмет имя сущест. тельное местоимение - По опорным словам дайте определение подлежащего. Подлежащее – то, что «подлежит» высказыванию, предмет мысли.
- Прочитайте определение подлежащего, сравните с тем, которое вывели мы, что нового вы узнали об этом члене предложения?
- Прочитайте предложения, записанные на доске, найдите речевую ошибку. В парке пожелтели листья на деревьях. Листья падали на землю и усыпали дорожки. - Найдите подлежащее в каждом предложении: какой частью речи оно выражено в первом предложении? Какой частью речи должно быть выражено во втором? Почему?
- Запишите в качестве примеров исправленные предложения.
- Спишите текст, выделите грамматические основы предложений. Прекрас_ый кустик. Два листа д_ржались почти около земли. Три стебля росли прямо (в)верх и поддерживали (по) листу. Ещё один стебель д_ржал два белых цветка. Всё радовало глаз стройност_ю и разумност_ю. (По В. Солоухину.) - Докажите, что перед вами текст. - С какими орфограммами вы встретились? - Что связывает союз И во втором предложении? - Чем выражены подлежащие в первом, втором, третьем предложениях? Как не ошибиться в определении подлежащего? - Дополните таблицу «Способы выражения подлежащего»
- Что входит в грамматическую основу предложения? - Какими членами предложения, как правило, выражается подлежащее? Сказуемое? - Каким способом мы пользуемся, если подлежащее определить трудно?
Взаимопроверка. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Запишите слова по горизонтали: 1. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику. 2. Городской безрельсовый электрический транспорт. 3. Шкаф для одежды. 4. Фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. 5. Комната для занятий, работы. 6. Рисунок, изображающий природу. 7. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и с трибунами для зрителей. 8. Известие. 9. Преграда. 10. Человек, занимающийся спортом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест «Подлежащее» 1 вариант 1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
2 вариант 1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
|