Пояснительная записка
Автор: Забавина Ольга Васильевна., учитель начальных классов МБОУ «Лицей№1» п.Тюльган, Оренбургская обл.
Тема: Предложение
Предмет: русский язык
УМК «Занкова»
Класс:3
Оборудование:
раздаточный материал карточки со словами;
раздаточный материал –карточки с текстом;
набор листочков (желтые, зеленые).
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Предложение» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Занкова», автор учебника ПоляковаА.В « Русский язык» 3 класс. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011.
Данный урок русского языка включен в раздел учебника «Предложение»
Подготовка к уроку
Класс разбит на группы по 2 человека. Для каждой группы перед уроком приготовлены наборы карточек.
Технологическая карта изучения темы
Тема:
| Предложение
| Тип урока по целеполаганию:
| Обобщение знаний о предложении
| Цель урока:
| Уточнить знания детей о предложении, обобщить первоначальные сведения о единицах языка и речи; развивать умение распознавать их и пользоваться в речи.
| Задачи урока:
| Образовательные: обобщить знания детей о предложении, способствовать развитию творческих способностей детей.
Развивающие : развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся,
Воспитательные: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей.
| Основные термины и понятия темы:
| Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные.
| Личностные результаты:
| -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
| Предметные результаты:
| Закрепить что такое предложение.Уметь определять виды предложений по интонации и по цели высказывания.
| Метапредметные результаты:
| Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Организация пространства
| Межпредметные связи
| Формы работы
| Окружающий мир.
| Фронтальная, индивидуальная,
групповая.
| 1 этап: Самоопределение к деятельности.
| Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Учитель: Сегодняшний урок я начну с очень древней мудрой легенды:
«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу -ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет- живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если скажет- мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня бабочка, о мудрейший,- живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умный , сказал: «Все у тебя в руках!»
И, сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке повторить все, что мы узнали о предложении.
| Ученики настраиваются на работу.
| II этап. Актуализация знаний
(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
| Цель этапа: Восстановить в памяти учащихся правила о предложении.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
| Учитель: У Софьи Прокофьевой есть сказка «Глазастик и ключ-невидимка», в которой рассказывается об удивительном путешествии волшебника Алеши, девочки Кати и кота Васьки. Сказка страшная. Алеша был заключен в мрачное подземелье, а джинн вынужден был служить злому Королю. Неожиданно на помощь пришли мыши. Они нашли Алёшу и узнали у него как быть дальше. Алеша сказал им что нужно делать, но каждая мышь запомнила и принесла только одно слово, пропищав их вот в таком порядке:
НАДО!
Пробраться!
В!
Термос!
Спальню!
И!
Украсть!
Короля! |
-Нет.
| III этап. Постановка учебной задачи
(практическая работа с использованием глобуса)
| Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий.
| Учитель: Попробуйте сами восстановить Алёшин приказ.
-Вы правы, ведь термос был местом обитания Алёшиного джинна. А что мы записали?
- Правильно. Главное в предложении то, чтобы каждое слоао стояло на своем месте. А что нужно, чтобы создать предложение?
| Надо пробраться в спальню Короля и украсть термос.
-Предложение, смысл которого стал понятен, когда каждое слово встало на своё место.
- Слова.
| IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)
| Учитель: Ребята,что записано на доске? Посовещайтесь в группах.
Без наук-как без рук.
- Какое это предложение?
- Обычное ли это предложение?
- Объясните смысл пословицы.
-На «службе» у смысла стоит интонация. Без нее не может быть предложения.
-Выпишите несколько предложений из стихотворения Арсирия «Занимательная грамматика»
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети.
Физминутка
(Все дети встают около своих парт. Учитель произносит текст стихотворения, показывая движения).
В самолёт все дружно сели
И на север полетели.
Ниже, ниже, опустились
И на льдину приземлились.
А кругом зима, мороз
Нам пощипывает нос.
Мы похлопаем в ладошки
И согреемся немножко.
А теперь попляшут ножки
По заснеженной дорожке.
Нам уже пора обратно,
Здесь гостить было приятно.
В самолёт все дружно сели
И домой мы полетели.
| Учащиеся совещаются в группах и озвучивают , что это предложение.
-Повествовательное, невосклицательное.
-Это пословица.
| Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)
(Групповая работа)
| Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника.
| Учитель: -Ребята, я приглашаю вас поиграть. Из карточек постройте 3 предложения. Прежде чем начать работать, давайте вспомним правила поведения в группе.
- Сейчас каждая группа получит набор карточек.
Учитель раздаёт группам карточки :
кто пришёл здравствуйте кот петушок любит зёрнышки . ? !
-А что получится, если поменять местами какие-нибудь слова и знаки?
| - Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.
Дети в парах составляют предложения со знаками и читают их
-Меняется смыслпредложения и цель высказыван
| VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).
| Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний.
| Учитель: -Прочитайте текст:
Осень учительница пришла в третий класс как ребята выросли за лето где они отдыхали что они узнали интересного весело ребята рассказали о своих приключениях.
-Спишите текст, расставляя нужные знаки препинания. Выделите в словах изученные орфограммы.
Проверка по образцу(карточки).
|
| VII этап. Рефлексия.
| Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
| Учитель: Ребята, вспомните, какую цель мы ставили для себя.
(Учитель по необходимости корректирует ответы детей).
- Оцените вам свою работу на уроке помогут листочки.
Зеленый – мне больше нравится работать в группе.
желтый – мне больше нравится работать самостоятельно.
(На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем).
- Ребята, вы отлично работали на уроке, , работали дружно в группах. Спасибо за урок!
| В течение 2 минут дать возможность высказаться детям.
У каждого имеется набор листочков.
Ученики выходят к доске и прикрепляют свои выбранные снежинки.
| |