Отчет
по самообразованию за период 2010-2011 учебного года
Кондратьевой Жанны Валерьевны, учителя русского языка и литературы,
2 кв. категории. Наши школьники изучают родной язык 11 лет, но следы этого образования слишком слабо ощущаются в социальной жизни. Доказательством этого может служить хотя бы уровень речевого мастерства многих наших депутатов, руководителей, журналистов – людей, для которых речь – основной инструмент профессиональной деятельности. Существующая ситуация требует значительного лингвистического образования, прежде всего усиления его коммуникативной и познавательно – деятельностной направленности.
Обучение учащихся правильному произношению и ударению имеет важное значение. Каждый говорит и слушает больше и чаще, чем пишет.
Овладение нормами произношения и ударения – процесс сложный и длительный: речевые умения и навыки, заложенные в первые годы жизни человека, трудно исправить, скорректировать. Тема работы моего самообразования на период 2010-2011 уч. год:
«Особенности предупреждения речевых ошибок на уроках развития речи». В своей работе я поставила следующую цель: совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения(умения говорить и писать).
Мною были выделены основные проблемы:
отсутствие способности создавать тексты, отвечающие требованиям правильности и выразительности речи (в устной и письменной форме);
неумение учащихся правильно воспринимать и анализировать устные и письменные высказывания;
отсутствие восприятия родного языка как культурной и эстетической ценности.
Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:
овладение определенным теоретическим материалом: школьник должен знать, что такое речевая ситуация и ее составляющие;
развитие коммуникативной компетентности школьников, их способности правильно воспринимать и анализировать устные и письменные высказывания;
развитие способности создавать тексты, отвечающие требованиям правильности и выразительности речи ( в устной и письменной форме );
развитие восприятия родного языка как культурной ценности, содействие формированию любви и уважения к родному языку, русской культуре, родной стране.
Для решения поставленных задач необходимо создание определенных педагогических условий: обеспечение доверительной и уважительной атмосферы общения, снятие психологической и коммуникативной «зажатости», ориентация на ситуацию успеха, уважение творческой индивидуальности каждого школьника.
В основе всей моей работы лежал личностно – ориентированный подход к учащимся, главная цель которого – развитие личности учащихся, создание условий для самореализации и саморазвития.
Учитывая темпы усвоения материала каждым учащимся, я проводила разноуровневые работы. На первое место здесь выходит условие индивидуализации, задания дифференцировались с учетом уровня развития интеллекта учащегося, его способностей.
В своей работе я использовала следующие методы преподавания: урок-дискуссия; урок-лекция(слово учителя-это не просто изложение теоретического материала, который необходимо запомнить, ро и своего рода образец монолога, пример для подражания); урок-беседа(многие упражнения построены как цепочка наводящих вопросов, призванных привести школьников к определенным выводам);урок-игра; урок-выставка(ребята демонстрировали свои рисунки и творческие работы);урок-практикум(здесь строились специальные упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций); урок-анализ(здесь ученики определяли, почему текст построен именно таким образом, они учились определять причины типичных неудач). Индивидуальная работа по самообразованию:
участие в школьных и городских научно-методических объединениях;
разработка разных форм уроков и учебных материалов;
изучение научно-методической и учебной литературы;
обмен опытом с коллегами по вопросам содержания обучения и методов преподавания.
На основании отдельных общеучебных и надпредметных умений учащихся 7 класса я составила следующие диаграммы: Монологически высказываться Начало уч. года Конец уч. года
Кв.1 80% - 2 чел. Кв.1 80% - 2 чел.
Кв.2 50% - 9 чел. Кв.2 60% - 10 чел.
Кв.3 30% - 10 чел. Кв.3 40% - 12 чел.
Кв.4 20% - 6 чел. Кв.4 30% - 3 чел. Читать осмысленно, понимать прочитанное Начало уч. года Конец уч. года
Кв. 1 100% - 5 чел. Кв.1 100% - 7 чел.
Кв. 2 80% - 7 чел. Кв. 2 90% - 4 чел.
Кв. 3 60% - 6 чел. Кв. 3 70% - 6 чел.
Кв. 4 50% - 4 чел. Кв. 4 60% - 6 чел.
Кв. 5 40% - 3 чел. Кв. 5 50% - 3 чел.
Кв. 6 30% - 3 чел. Кв. 6 40% - 2 чел.
Пересказать текст устно, излагать письменно
Начало уч. года Конец уч. года
Кв.1 90% - 2 чел. Кв.1 100% - 1 чел.
Кв.2 70% - 3 чел. Кв.2 90% - 1 чел.
Кв.3 60% - 4 чел. Кв.3 70% - 5 чел.
Кв.4 50% - 4 чел. Кв.4 60% - 5 чел.
Кв.5 40% - 9 чел. Кв.5 50% - 7 чел.
Кв.6 30% - 3 чел. Кв. 6 40% - 6 чел.
Кв.7 20% - 3 чел. Кв. 7 30% - 3 чел.
Учащиеся активно участвовали в предметных школьных и городских мероприятиях:
олимпиадах, конкурсах чтецов, конкурсах сочинений, литературном конкурсе «Серебряное перышко», всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
Анашкин Егор занял 2 место в городской олимпиаде по литературе.
Танаева Алена Дважды стала победительницей в школьном конкурсе чтецов, заняв 1 и 3 места.
Бурков Максим занял 2 место в школьном конкурсе чтецов к Дню Победы.
Кроме этого, ребята с удовольствием участвуют в различных мероприятиях и праздниках.
В 2010-2011 уч. году я принимала участие в следующих мероприятиях:
Городская конференция «Современное учительство, социально-профессиональный портрет и взгляд в будущее»
Эксперт по проверке олимпиадных работ по русскому языку и литературе.
Эксперт по проверке работ ГИА (февраль, апрель, май).
Участие в школьных МО.
Участие в городских МО.
Участие в выставке методических разработок на базе школы.
Организатор литературно-музыкальной гостиной «Землянка-2011», посвященной Дню Победы.
Организатор лекторской группы «Красота и Величие русского языка».
Организатор открытого урока в 7-ых классах «Час занимательного русского языка».
Организация и проведение школьной предметной недели по русскому языку и литературе.
Организация школьного конкурса рисунков, плакатов и сочинений к художественным произведениям.
Участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
Участие в городском конкурсе «Серебряное перышко» (Чернов Петр, 5 класс – 1 место; Кондратьев Артем,1 «б» класс – 3 место).
Участие в областном конкурсе «Сильные духом» в честь 100-летия со дня рождения Николая Ивановича Кузнецова(Кондратьев Артем, 1 «б» класс – призер муниципального тура) и др.
В результате работы я пришла к следующим выводам:
каждый учащийся должен стремиться совершенствовать свою речь, развивать свою индивидуальность, свой стиль общения, постоянно работать над устранением недостатков, в целях самопознания чаще использовать тесты, самоконтроль, самоанализ, систематически анализировать как успехи, так и просчеты.
В дальнейшем я буду стараться продолжить свою работу над предупреждением речевых ошибок на уроках развития речи, так как считаю, что умение завоевывать умы и сердца людей словом - это важнейшая из стоящих перед нами задач.
|