Скачать 120.3 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования РФ МОУ ОСОШ № 1 г. Усолье - Сибирского. Литературный конкурс знатоков природы в 6 классе по теме: «Для зверей приятель я хороший». Выполнила Дербенцева Ольга Владимировна учитель русского языка и литературы 2009г. Тема: Литературный конкурс знатоков природы «Для зверей приятель я хороший». Цели: - систематизировать и расширять знания о животных, рассказать новые сведения о животном мире; - воспитывать бережное отношение к окружающему миру и его обитателям. Оборудование: кроссворд «Кот и собаки», разрезные полоски «Детские стихи», полоска «Зашифрованное выражение», карточки «волшебная таблица», карточки «Допиши текст», выставка книг и иллюстраций о животных. Литература: 1. «Где ёжик?» рассказы русских писателей, М: «Детская литература», 1976 г.; «Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: 2. Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания» И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994.; 3. «Внеклассное чтение» Е.С. Гостимская, М.И. Мишина (пособие для учителей), - М.: 2006; 4. «Внеклассное чтение» Е.С. Гостимская, М.И. Мишина (дидактический материал), - М.: 2005. Ход мероприятия: 1. Позитивный настрой учащихся на урок: - Долгожданный дан звонок, начинается урок. 2. Актуализация знаний учащихся: Издавна рядом с человеком живут животные. Когда-то давно в стужу и голод они пришли к вкусно пахнущему человеческому тёплому жилью и остались жить у человека. Человек также издавна наблюдает жизнь животных в лесах, в реках, в озёрах, в воздухе, да и повсюду в разные времена года и находит в этой жизни много общего со своей. Животные строят жилища, воспитывают детёнышей и заботятся о них, трудятся всю жизнь почти как люди. Индейцы, например, считают животных своими маленькими братьями. А мы все знаем, что маленьких нельзя обижать. А если проявлять немного заботы и внимания к зверям, то у человека появляются преданные бескорыстные друзья, и жизнь человека становится богаче. Расшифруйте тему нашего мероприятия. Читайте только русские буквы. (Каждой команде раздаются листы с зашифрованным предложением) QДWYЛUЯILJЗВGFЕDРЕSZЙVNПРMИQЯQYТЕNЛNЬVZЯSSDХLNОРIUОLШYRИGЙ Скажите, что у вас получилось? (Для зверей приятель я хороший) 4 октября принято считать Всемирным днём защиты животных. О жизни животных, их повадках и поведении мы знаем не только из телепередач, но и из произведений русских писателей таких как: Л. Толстой, Д. Мамин - Сибиряк, В. Бианки, Б. Житков, Чарушин и многих других писателей, произведения которых ещё в детстве читали вам родители, а позже вы сами читали их на уроках чтения и литературы. 3. Конкурсная программа - Сегодня мы узнаем, кто же на самом деле является хорошим приятелем для братьев наших меньших. Но для начала придумайте названия вашим командам. I этап «Мои первые книжки» Я буду задавать каждой команде по 5 вопросов, за правильный ответ дается жетон. (Если ответила другая команда-жетон)
2. Какие животные помогали тянуть репку? (Собака, кошка, мышь) 3. Названия сказок часто начинаются со слова «Три». Назовите эти сказки? (Три медведя, три поросёнка) 4. Зелёная очаровашка - любительница путешествовать? (Лягушка-путешественница) 5. В какой сказке малые детки не послушали своей мамы? (Семеро козлят) ******** 1. Как звали собачку Элли, героини сказки «Волшебник изумрудного города»? (Тотошка) 2. Перечислите животных, поселившихся в теремке? (Лягушка, заяц, лиса, волк) 3. Назовите сказку, начинающуюся со слов «Два»? (Два жадных медвежонка) 4. Как звали собаку дяди Фёдора? (Шарик) 5. Назовите имя самого доброго кота на свете? (Леопольд) ******** 1. Кто подбадривал Иванушку, когда с ним приключилась беда, словами: «Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил?» (Конёк-Горбунок) 2. Вспомните сказки про медведей. (Три медведя, Маша и медведь, Мужик и медведь, Винни Пух) 3. Кто показал свои мушкетёрские умения и ради какой «мамзели»? (Муха Цокотуха) 4. Кто испугался того, кто живёт в пруду? (Крошка Енот) 5. Назовите животных из сказки «Бременские музыканты»? (Осёл, Петух, Собака, Кот) (Жюри информирует о лидирующей команде) II этап «Детские стихи» Каждой команде раздаётся набор с предложениями. Ваша задача сконструировать стихотворение. А потом мы их сверим с оригиналом, стихотворениями Е. Полещенковой. Посмотри, лесной народ, Кролик вышел в огород, С грядки рвёт морковку И несёт в кладовку. **** Краше ёлочных игрушек Спеют яблоки и груши. У цыплёнка урожай – Хоть с машиной подъезжай! **** У цветочницы – овечки Палисадник на крылечке: Роза, ландыш, ноготок – Выбирай любой цветок. (Подведение итогов) III этап «Надо подумать…» - Из какого произведения эти строки. Задание задаётся всем командам, кто правильно первый дал ответ - жетон: 1. У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила» А.С. Пушкина) 2. А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь. («Квартет» Крылов) 3. Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапку, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась (А.П. Чехов «Каштанка») 4. С замиранием сердца заметил он в углу чёрную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую весёлую собаку, державшуюся теперь на выступе сруба. Терять времени было нельзя… (Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка») 5. Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами, который, не смотря на все старания, никак не мог вылезть из воды. (И. Тургенев «Муму») (Подведение итогов) IV этап «Необычная таблица» - От команды выберете 2 человека, которые должны найти в таблице названия животных. Искать можно как по горизонтали, так и по вертикали. Кто быстрее справится с заданием – жетон.
По горизонтали: барсук, обезьяна, крыса, медведь По вертикали: собака, волк, лиса. Игра «Скажи четвёртое слово» Проводится со всеми учащимися, за правильный ответ – жетон. Свинья – поросёнок, лошадь – (жеребёнок) Козлёнок – коза, ягнёнок – (овца) Кошка – котята, корова – (телята) Цыплёнок – курица, щенок – (собака) - Проверим, названия каких животных вы нашли в таблице. (Подведение итогов) V этап «Дополни рассказ» Выберете 2-3 человека от команды, которым надо дописать небольшой текст (2-3 предложения), интересно, совпадут ли ваши повествования с автором К. Коровиным? Командам раздаются незаконченные тексты и листочки, учащимся надо дописать тексты за 2-3 минуты. А пока наши учащиеся пробуют себя в роли писателей мы поразгадываем загадки: Не мышь, не птица, в лесу резвится, На деревьях живёт и орешки грызёт. (белка) *** Розовая спинка, на спине щетинка. Хвост крючком, нос пятачком. (свинья) *** Одежда белая, а ножки обуты в красные сапожки. Из моды выйдут – вот беда! Ему ж не снять их некогда! (Гусь) *** Кто виляет весело хвостом? Кто умеет сторожить дом? Кто грызёт большую кость в углу? Кто калачиком свернулся на полу? (Собака) *** Рыжая хозяйка по лесу пошла, Стёжки – дорожки хвостом подмела. (Лиса) Резерв «Вопросы Почемучкам» и доскажи словечко. А теперь послушаем, что получилось у ребят. Слушаем их рассказы и сверяем их с оригиналом. (Подведение итогов) VI этап «Кроссворд» Участникам раздаются кроссворды, кто правильно и раньше всех справится с заданием – жетон. - Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали прочтёте имя знаменитого кота. Ответы: 1. Артемон, 2. Авва, 3. Тобик, 4. Шарик, 5. Тотошка, 6. Мастино, 7. Жучка, 8. Бимбо, 9. Каштанка. В выделенных клетках - Матроскин (Подведение итогов) 4. Итог: Вот и подошло к концу наше мероприятие, многое вы сегодня вспомнили, узнали. И напоследок хочу сказать: «Берегите природу и её обитателей. Мы в ответе за тех, кого приручили». Подведение итогов, награждение. |