Скачать 39.32 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа город Буй Костромской области Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 8 классе Составил: Мосина Г. А., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности) При разработке данных рекомендаций учитывалось, что подготовка нашей страны к Олимпиаде 2014 предполагает не просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных олимпийских ценностей. Цель - включение в уроки литературы материалов, связанных с ценностями олимпизма, с идеями общечеловеческого гуманизма, которыми проникнута вся мировая литература. Задача - показать, как это можно сделать, не отходя от темы, изучаемой на занятии. Для более эффективного использования материалы разделены на два блока-модуля по следующему принципу: в первом блоке предлагаются контекстные вставки с использованием олимпийской тематики, которые можно включать в учебные занятия при изучении конкретных разделов и тем; во втором блоке содержатся разработки уроков (по одному на каждую параллель 5-9-ых классов), при составлении которых использовались материалы, идейно связанные с темами изучаемых произведений. При желании предлагаемые материалы можно комбинировать в других темах, а также создавать на их основе оригинальные разработки, как учебных занятий, так и контекстных включений в урок. Контекстные включения к урокам литературы в 8 классе К уроку по теме «В. Каверин. Два капитана» (для самостоятельного чтения) Рекомендация: после анализа романа прочитать в классе очерк о спортсменах – паралимпийцах Симановых и обсудить с ребятами Информация о спортсменах Симанов Михаил Александрович –род. 10 августа 1961 г. В г. Устюжне Вологодской обл.. Мастер спорта России. Шестикратный абсмолютный чемпион СССР и России по гимнастике. Многократный чемпион России по лыжным гонкам. Симанова Майя Витальевна Род 18 марта 1963г. в г. Улан – Удэ. Мастер спорта России. Многократный чемпион СССС и России по гимнастике. Десятикратный серебряный призер чемпионатов России по горным лыжам. Очерк Лет этак тридцать тому назад, тогда еще в Ленинграде, а не в Санкт – Петербурге, была очень развита гимнастика для незрячих людей. Не в смысле производственная гимнастика типа «поставьте ноги на ширине плеч», а настоящая, как бы сказали сейчас, паралимпийская гимнастика – с турнирами, чемпионатами и спартакиадами. На базе этих разнообразных мероприятий формировались две сборные – сильной и слабой половины человечества, которые затем уже представляли город на Неве в первенствах Советского Союза. И вот что интересно: капитаном мужской сборной Ленинграда избирался атлет – красавец Михаил, а женской командой верховодила изящная девушка Майя. Теперь понятно, почему старые друзья и сейчас, почти тридцать лет спустя, называют счастливый семейный дуэт Симановых не иначе как «два капитана». К уроку по теме «Костя+Ника. Повесть Тамары Крюковой» (для самостоятельного чтения) Анализируя текст повести, учитель читает следующий фрагмент: Костя не обратил внимание на холодность ее тона. Он наконец решился перейти к главному: Я у тебя спросить хотел, ты что, упала? Куда? – не поняла Ника. Нет, в смысле, почему у тебя это с ногами? Ну, в общем, болезнь, - он, запинаясь, выбирал слова, чтобы ее не обидеть. У тебя это с рождения или позвоночник сломала? Мимолетное ощущение счастья окончательно погасло. Ника замкнулась и отчужденно уставилась в пол. Как ни с кем другим, с Костей ей хотелось чувствовать себя нормальным человеком, даже если это был самообман. Зачем он постоянно напоминает о ее неполноценности? Учитель: Ребята, когда вы встречаете инвалида, какие чувства вы испытываете? (жалость) А ведь инвалидам, как и Нике, хочется чувствовать себя нормальными людьми. Они устали от жалостливых взглядов, жалость напоминает им постоянно о том, о чем они хотели бы забыть. И еще… Многие просто не умеют себя вести, когда видят человека в инвалидной коляске, особенно нетактичными могут быть дети. Один из наших спортсменов – паралимпийцев вспоминает о том, как видел за границей идущего на протезах человека в коротких шортах. Что поразило нашего паралимпийца, так это то, что на человека в шортах никто не обращал внимания. А ведь у нас в стране ему бы обязательно пришлось почувствовать, что он не такой, как все…Нам всем нужно изменить свое отношение к инвалидам, ведь они будут счастливы, когда окружающие начнут воспринимать их как равноправных членов общества. И Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры «Сочи – 2014» По методическим материалам сайта «Сочи 2014» http://www.sochi2014.com/games/education/manuals/ |