Скачать 99.64 Kb.
|
Чистякова Светлана Ивановна, урок русского языка, 3 класс, «Склонение имён прилагательных», урок изучения и первичного закрепления новых знаний, цели урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения, задачи урока: 1) формировать представление о правописании приставок и предлогов; обеспечить усвоение теории,2) формировать навыки взаимопомощи, сотрудничества, 3) развивать умение самостоятельности в мышлении и учебной деятельности. Учитель: Чистякова Светлана Ивановна Урок русского языка в 3 классе по теме: «Склонение имён прилагательных» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цели урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Задачи урока: 1) формировать представление о правописании приставок и предлогов; обеспечить усвоение теории. 2) формировать навыки взаимопомощи, сотрудничества. 3) развивать умение самостоятельности в мышлении и учебной деятельности Ход урока: I. Вводная беседа - Прозвенел звонок на урок. Давайте настроимся на плодотворную и активную работу. - С каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью карточек-«смайликов». - Сегодня на уроке мы повторим уже изученное и познакомимся с новым материалом. Вы попытаетесь самостоятельно сделать выводы и в конце урока подведёте итог вашей работы. - Итак, начинаем. II. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи - Я прочитаю вам стихотворение, а вы определите, к какой части речи относятся используемые в нём слова. Красный, синий и зелёный, Вкусный, сладкий и солёный, Круглый, твёрдый и колючий, Злой, холодный и трескучий, Ясный, ласковый и грозный И весёлый, и серьёзный - Что необычное и интересное заметили? ( -Все слова в стихотворении - имена прилагательные) - Что мы уже знаем об именах прилагательных? (Имя прилагательное это часть речи, отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?, в предложении чаще всего является определением) - Что обозначают имена прилагательные? ( Имена прилагательные обозначают признаки предметов, т.е. «какой предмет») - Как вы думаете, всё мы изучили об именах прилагательных? Сегодня мы узнаем много нового. III. Игра «Подставь окончания» Работа в парах - Перед вами имена прилагательные. Что вы видите? (у слов нет окончаний) ( слайд № 2) - Подставьте к данным именам прилагательным подходящие имена существительные и распределите получившиеся словосочетания на три группы. - Как вы думаете, на какие группы можно поделить словосочетания? По какому принципу? Что может вам в этом помочь? ( По родам, а помогут имена существительные) Чист… Горяч… ( вода, снег, небо, ветер, солнце, земля) У учащихся должно получиться: ж.р. м.р. ср.р. Чистая вода чистый снег чистое небо Горячая земля горячий ветер горячее солнце Проверка. - Выделите окончания. Что заметили? (Что в ж.р. окончания -АЯ, -ЯЯ, в м.р. -ЫЙ,- ИЙ, в ср.р.- ОЕ,- ЕЕ) - Сделайте вывод: ( Прилагательные могут изменяться по родам, и род прилагательных зависит от существительных, к которым они относятся) - Итак, мы выяснили, что имена прилагательные могут изменяться по родам. Понаблюдаем далее за этой частью речи. III. Наблюдение над склонением имён прилагательных - Я буду читать вам стихотворение Ю. Карасёва «Приключение зелёного листа», а вы понаблюдайте за словосочетанием «зелёный лист». Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг – к зелёному листу, Лапой – хвать зелёный лист, Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист Головой качает … Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова, Но шалун листок упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. - Что заметили? (это словосочетание изменялось) Как? (Изменялись окончания и появлялись различные предлоги) - Что это значит? (что это словосочетание изменялось по падежам) - Хотите проверить свою догадку? - Я читаю это стихотворение снова, а вы работаете в парах и определяете падеж слова «зелёный» Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг – к зелёному листу, Лапой – хвать зелёный лист, Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист Головой качает … Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова, Но шалун листок упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. - Молодцы. Справились. А что помогало вам определять падеж прилагательного «зелёный»? ( имя существительное, которое сочетается с именем прилагательным) Что это за слово, которое было вам помощником? (Лист) - Сделайте вывод: ( Имена прилагательные изменяются по падежам, чтобы определить падеж имени прилагательного надо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит) - Что ещё вам помогало определять падеж? (знание падежных вопросов и предлогов) - Следующее задание и покажет, знаете ли вы падежные предлоги и вопросы. Это задание не из лёгких. Вам надо поставить данные словосочетания в нужном падеже. Падеж укажите. Выделить окончания прилагательных. (слайд № 3) Синее море (по) Ласковое солнышко (про) Высокое дерево( к) Низкое окно ( под) Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: записывают словосочетание, указывают падеж, выделяют окончания прилагательных. Взаимопроверка. Проверка. - Кто справился без ошибок с данным заданием? У кого одна ошибка? Кто испытывал трудности? - О падежных окончаниях имён прилагательных мы ещё будем говорить на других уроках русского языка. IV. Наблюдение за ролью имён прилагательных Творческая работа. Работа в парах (по желанию детей). - На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их. ( слайд № 4) Оживает лес. В зелени поют птицы. По ветвям скачут белки. Вот бежит заяц. А за кустом спряталась лисица. - Что вы можете сказать о тексте? (не хватает прилагательных) - Запишите текст, дополняя его именами прилагательными. Проверка. - Что произошло с предложениями? (они стали более точными, полными и красивыми) - Сделайте вывод: (Прилагательные делают нашу речь ярче и богаче) V. Закрепление изученного материала Дифференцированная работа. 1. Задание лёгкого уровня: - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. 2. Задание среднего уровня: - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) 3. Задания для сложного уровня: - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. Выборочная проверка на оценку. VI. Итог урока Верно ли моё утверждение: 1. Имена прилагательные не изменяются и употребляются в одной и той же форме ( Нет. Имена прилагательные изменяются) 2. Имена прилагательные изменяются только по падежам ( Нет. Имена прилагательные изменяются по падежам и родам) - Немного позднее мы узнаем как ещё изменяются имена прилагательные. 3. Падеж и род имён прилагательных ни от чего не зависят ( Нет. Зависят от имён существительных) - Сделаем общий вывод: 1.Имена прилагательные изменяются по родам и падежам. 2. Имена прилагательные зависят от существительных 3. Имена прилагательные делают нашу речь более яркой и выразительной -Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями об уроке? - Скажите, что вы не знали, а теперь знаете. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? - Какое задание показалось вам наиболее интересным? Нарисуйте «смайлик» возле этого задания. - Покажите карточку – «настроения». С каким настроением вы заканчиваете урок? - Что, на ваш взгляд, удалось, что не удалось? Мнение учителя на работу класса и учащихся. Раздаточный материал (приложение) 1. Задание лёгкого уровня: - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 2. Задание среднего уровня: - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) ------------------------------------------------------------------------------------------------- 3. Задания для сложного уровня: - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. ------------------------------------------------------------------------------------------------ - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. __________________________________________________________ - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. __________________________________________________________ - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. __________________________________________________________ - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. __________________________________________________________ - Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания. Как харашо раним утром влису. Палелись потоки залатова света. Налител реский парывистой ветер. - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) __________________________________________________________ - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) __________________________________________________________ - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) __________________________________________________________ - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) __________________________________________________________ - Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания. Откуда вышли ребята? (Вишнёвый сад). Куда приехали ребята? (Тёплое море). Чему все радовались? ( Солнечный день) - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. ________________________________________________________ - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. __________________________________________________________ - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. __________________________________________________________ - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. __________________________________________________________ - Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. Были в (соседний) лесу. Купались в (ближний) озере. Сидели под ( могучий) дубом. Пахло(свежий) травой. _________________________________________________________ |