Скачать 65.69 Kb.
|
Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение». Номинация «Сценарии уроков». Алексеенко Елена Петровна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара г. Краснодар, ст. Старокорсунская, пер. 40 лет Победы, 13, тел. (861) 2-348-872 Традиционная программа обучения «Школа России», авторы учебника: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. Интегрированный урок по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Сретение». Цели: - познакомить с понятием «одушевлённые и неодушевлённые существительные»; - познакомить детей с традициями русского народа, связанными с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельности людей в этот период, используя русский народный календарь; - развивать речь, мышление и воображение учащихся; - научить детей самостоятельным выводам. Ход урока 1. Орг. момент. Звучит русская народная песня «Четыре ветра». Учащиеся слушают внимательно и смотрят на текст песни (у каждого ученика текст песни) Четыре ветра. (русская народная песня) - Ой, ты, братец ты мой, ветер с полудня, Раздуй, разгони, разбросай тучу чёрную. - Ой, ты, братец ты мой, ветер с восхода, Раздуй, разгони, разбросай тучу страшную. - Ой, ты, братец ты мой, ветер с восхода, Раздуй, разгони, разбросай тучу грозную. - Ой, ты, братец ты мой, ветер северный, Раздуй, разгони, разбросай тучу смертную. Очнись, земля, разбуди поля, На четыре ветра расцветай, земля! Беги, вода, из-под снега, льда, На четыре ветра выходи, вода! Шуми, река, заливай берега, На четыре ветра выходи, река! Заря ясна, весна – красна, На четыре ветра приходи, весна! 2.Подготовка к изучению нового материала. Объявление темы урока. - К чему обращается певец в русской народной песне? (К ветрам, дующим со всех четырёх сторон, чтобы разбудили они землю холодную, заснеженную.) - К чему призывал певец в конце песни? (Приди, Весна) - Народ устал от долгих зимних дней и поэтому своими песнями призвал долгожданное возвращение весны, её тёплых и ласковых дней, ожидая возрождения природы, а значит, и начала земледельческих работ. - Сегодня наш урок будет посвящён встрече зимы и весны. С давних пор этот день считался первой встречей весны. «Зима с весною встретилась» - гласит пословица. Слово «встреча» означает в переводе на греческий язык «сретенье». - Какие названия имел в старину месяц февраль? Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лютенем, снеженем, вьюговеем, но давали и ласковые названия: бокогрей, свадебник. Запись в тетрадях: Февраль – лютень, снежень, вьюговей, бокогрей, свадебник. (показываю правильные соединения букв : Фев, ал, ют, еж, вью, бок, ре, вад) - Как вы думаете, почему? (Лютый- очень холодный, вьюговей – богатый метелями, вьюгами, свадебник – традиционно свадьбы на Руси справлялись после Святок до Масленицы) 3. Работа над новым материалом. - Так как у нас урок русского языка, то не будем забывать и про орфограммы. - Что такое имя существительное?(дети дают хором определение) - Я хочу поделиться с вами, ребята, своей находкой при подготовке к этому уроку. Послушайте, пожалуйста, слова старинной песни, которую пели наши прабабушки: Пришёл месяц – бокогрей. Землю –матушку не грел – бок корове обогрел, И корове, и коню, И седому старику Морозу Морозычу… Ты, Морозко, не серчай, из деревни убегай – Что за тридевять земель, что за тридесять морей! Там твоё хозяйство ждёт тебя – заброшено, Белым снегом запорошено, За ледяными печатями, За семью железными замками Да за семью засовами! - Послушав песню, скажите почему февраль имеет такое название «бокогрей»? (На доске записано слово СРЕТЕНЬЕ) Дети записывают к себе в тетрадь. - Этот праздник, посвящённый весеннему солнышку, празднуют 14 февраля. В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому остаться. Морозы чередуются с оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. На улице ещё зима, а люди радуются наступлению весны. В старину говорили: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Запись предложений: В этот день зима с весной встречается. Солнце – на лето, зима – на мороз. Диалог Зимы и Весны.(исполняют две ученицы) С Весной Зимушка повстречалась, О здоровьице всё справлялась: - Ой, здорова будь, Зима снежная! - Бью челом тебе, Весна тёплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня, Зимушку, проклинают все? - Потому что ты – больно лютая, И холодная, и голодная. Я же тёплая и приветливая, Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей? - Недаром русская пословица гласит: Зима кончается, весна начинается. (Записана на доске. Дети записывают в тетрадь.) - Подчеркните в предложении антонимы. - Подберите родственные слова к словам «зима». «весна».(устно) - Обычно ребятишки ещё до восхода солнца выбегали на «сугробы» закликать солнышко, просили его показаться: Солнышко – батюшка, покажись, покажись! Из-за гор-горы поднимись, поднимись! Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, по сугробам скачут. Солнышко – вёдрышко, выгляни, красное, Из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! - Давайте и мы поддержим эту традицию русского народа. Сделаем физминутку. 4. Физминутка. - Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх, приветствуя светило) Выкатись на брёвнышко!(делают руками круг над головой) Сделай тепло, всем светло!(наклоняют круги из рук вправо и влево) Дай нам мотыльков!(имитируют руками взмах крыльев бабочки) - Если солнышко выходило, значит, весна откликнулась, и первая встреча с ней пришла благополучно. Если этого не случалось, то нужно было ожидать суровых февральских морозов. В этот праздник было принято кататься на санках. С гор без страха летели на санях дети и взрослые, т.к. считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай. В это же время играли последние свадьбы. Основной обычай праздника встречи весны – это гадание по погоде. Испокон веку люди следили, какая в этот день погода, и делали свои выводы(пословицы на доске): Какова погода на Сретенье – такова и весна будет. На Сретенье капель – урожай на пшеницу. На Сретенье снежок или мороз – весна будет поздняя и холодная, если тепло – весна ранняя и тёплая. Если в этот день не проглянет солнышко – ожидай ещё морозов. - Какая примета подойдёт к сегодняшнему дню? Что ожидать нам от природы? Назовите имена существительные из этих пословиц. Давайте запишем их в столбик. Прочитаем слова. На какой вопрос отвечают эти слова? что? погода тепло весна капель пшеница снежок мороз день солнышко - Они все живые или неживые? Неживые имена существительные называют неодушевлёнными. Давайте сделаем вывод из вышесказанного: Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. - На какой ещё вопрос отвечают имена существительные?(КТО?) - Подготовьте место для второго столбика. Я повторю отрывки из своего рассказа, а вы определите, какие слова отвечают на вопрос кто? кто? ребятишки батюшка детки взрослые люди - Попробуйте самостоятельно дать определение одушевлённым существительным: Имена существительные, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными. 5. Закрепление изученного материала. - Для закрепления полученных знаний поработаем устно. Я буду называть словарные слова, а вы покажите карточку с вопросом, на который они отвечают.( у каждого ученика имеются карточки с вопросами кто? или что?) Молния, родители, пилот, метель, заря, облако, ястреб, комар, проталина, тренер, лисица, поляна, ветер, медведь. 6. Домашнее задание. - Предлагаю вам, пользуясь словарём В. И. Даля, выписать 5 пословиц, в которых есть имена существительные – одушевлённые и неодушевлённые предметы. Над словами укажите вопрос. Например: Ранний прилёт журавлей(кто?) – ранняя весна(что?). 7. Итог урока. - Что узнали на уроке? - Какие существительные называются одушевлёнными. Неодушевлёнными? - Спасибо всем за урок. На память об уроке я дарю вам небольшую картинку- раскраску о встрече зимы и весны. |