Скачать 477.13 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МОБУ СОШ № 22 от 31.08.2012 №329 муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 22, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196), нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МОБУ СОШ № 22. Структура МОБУ СОШ № 22 МОБУ СОШ № 22 г. Таганрога –общеобразовательное учреждение, состоящее из 33 классов с количеством учащихся 834 человека (средняя наполняемость классов – 25,27 человек. Из них: 13 классов начального обучения; 16 классов среднего звена (5-9 классов), 4 класса старшего звена. В школе работают группы продлённого дня, спортивные секции, кружки . Время обучения в школе составляет 11 лет и включает три ступени: начального (1-4 класс), основного общего образования (5-9 класс) и среднего (полного) общего образования (10-11 класс). Обучение в школе проводится в две смены: 1 смена- с 08.00 до 13.40.,2 смена – с 14.00 до 18.35. Шестидневная рабочая неделя для учащихся 5-11 классов, пятидневная рабочая неделя для учащихся 1-4 классов. Целевое назначение программы Школа обеспечивает качественное образование учащихся на уровне самых современных требований Федерального образовательного стандарта и стандартов второго поколения (для учащихся 1-2х классов), особенностью которых является введение 10 часов внеурочной деятельности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Свою задачу школа видит в том, чтобы её выпускников отличали высокий уровень знаний, ответственность за свои поступки и четкая нравственная позиция, что позволит стать им достойными гражданами России. Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы. Основная цель общего среднего образования : способствовать становлению социально- ответственной личности, способной к адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, проявление его способности к осмысленным и продуктивным действиям в современном мире – важнейший критерий качества полученного им образования.Общая задача деятельности школы: обеспечение доступности современного качества образования детям микрорайона, согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2020г. Миссия образовательного учреждения: обеспечить право ребенка на самореализацию, развитие способности к самоопределению. Главная идея, положенная в основу педагогического процесса: 1)формирование ключевых компетенций школьника, соответствующих требованиям времени, через приемы, методы, формы, технологии деятельности, адекватные личностным особенностям ребенка. 2) Формирование системы работы, в которой удачно сочетаются основное и дополнительное образование, разнообразные формы учебной деятельности, коллективное и индивидуальное обучение, интенсивность образовательного процесса и эмоционально-психологический комфорт, современные педагогические технологии, традиции и инновации для достижения оптимальных образовательных результатов каждым учеником . Основной стратегией построения модели современной школы является идея развития ребенка на основе высокой мотивации достижения успеха, активной жизнедеятельности, обеспечения выполнения требований стандартов второго поколения. Переход на стандарты второго поколения – это не самоцель, а качественное изменение содержательного, организационного, управленческого аспекта школьной жизни, затрагивающего все образовательные ступени. Основная цель программы развития школы: создание условий для реализации естественной потребности каждого ученика и учителя в достижении высоких результатов, реализации своего творческого потенциала. В соответствии с возрастными особенностями и особенностями образовательной системы школы в нашем ОУ выделяются три образовательных ступени: начальная (1-4 классы), основная (5-9 классы), старшая (10-11классы). Стратегической целью образовательной программы начальной ступени являются: формирование у учащихся желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей. Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу начального общего образования:
Целями образовательной программы основной ступени являются: Создание условий для получения школьниками качественного современного образования и формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории; Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования: 1. Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (занятия, тренинги, проекты, практики, конференции и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. 2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий. 3. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. Целями образовательной программы старшей ступени являются: Создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, продолжить образование в соответствии с выбранной профессией. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу полного общего образования:
Общая характеристика образовательной программы школы Общеобразовательная программа включает следующие дисциплины: русский язык, литература, иностранный язык (английский), математика, черчение, история, обществознание, право, экономика, природоведение, биология, физика, химия, география, информатика и ИКТ, МХК, музыка, изобразительное искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. В рамках реализации общеобразовательного стандарта реализуются интегративные задачи развития учащихся по следующим направлениям: Лингвистическая и коммуникативная составляющие: развитие культуры речи, коммуникативное, ораторское искусство и культура дискуссии. Программа физического совершенствования: зарядка, легкая атлетика, спортивная гимнастика, волейбол, баскетбол, туризм, черлидинг, теннис . Художественное развитие: дизайн, музыкальная культура (посещение концертов и музыкальных спектаклей), изобразительные искусства (живопись, графика, лепка, прикладное искусство, мировая художественная культура). Исследовательское и творческое развитие: элементы исследовательской деятельности, проектирование, деловые и ролевые игры. Культура и самообслуживание: поддержание порядка на территории школы (уборка помещений, уход за газоном, обслуживание буфета, ремонтные работы и др.), технологические умения (столярное дело, швейное дело, вязание, биссероплетение, дизайн и изготовление мебели, работа с металлом). Информационные технологии: работа с документами, подготовка презентаций, создание баз данных, программирование. Самореализация и социализация: использование технологии работы с портфолио, профессиональная ориентация, работа в группах. Характеристика педагогического коллектива В школе работают 55 педагогов. Из них по уровню образования:
по стажу работы:
по квалификационным категориям:
Ожидаемые результаты Ступень начального и основного общего образования: овладение Федеральным общеобразовательным стандартом, сформированность исследовательской культуры и культуры самообразования, опыт творческой самореализации, культура здоровья, способность к осуществлению самостоятельного и осознанного выбора дальнейшего образовательного пути. Ступень среднего (полного) общего образования: овладение федеральным стандартом, готовность к поступлению в высшее учебное заведение или реализации другого личностного плана, способность к выбору и реализации программы дальнейшей образовательной траектории и осуществлению профессионального карьерного плана. Общие результаты:
Оценка результативности образовательного процесса Оценка результатов образовательного процесса предполагает следующие составляющие:
По окончании 9-го и 11-го класса учащиеся сдают экзамены, предусмотренные требованиями Федерального образовательного стандарта и законодательством РФ в области образования в системе ЕГЭ. Информационная справка о школе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 образована в 1971 году. Учредители школы: муниципальное образование «Город Таганрог». Функции и полномочия учредителя по координации, регулированию и контролю от имени муниципального образования «Город Таганрог» осуществляет Управление образования г. Таганрога. Здание школы – типовое. В школе имеются 36 учебных кабинетов, 3 лаборантских, 1 учебная мастерская, два компьютерных класса, медиакабинет, 1 спортивный зал, 1 актовый зал, библиотека. На территории школы находится спортивная площадка. В школе ведут работу 7 методических объединения учителей. В рамках дополнительного образования, организующих развивающие занятия, работают кружки и спортивные секции. С 01.10.2012 г. введены дополнительные платные образовательные услуги. Численность контингента учащихся по ступеням обучения Общее количество учащихся:
Методический совет школы включает в себя: 8 руководителей методических объединений:
творческой группы учителей; Перед методическим советом поставлена цель координации деятельности всех структурных подразделений методической службы школы, направленная на:
Многие педагоги школы начинают работу в инновационном режиме, используя современные технологии воспитания и обучения.
Образовательная программа школы реализуется через учебный план. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 22 города Таганрога разработан на основе:
Учебный план МОБУ СОШ № 22 является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень учебных предметов и объем времени, отводимого на их изучение. По своей структуре учебный план школы соответствует Базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г., реализующих программы общего образования, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889. Продолжительность учебного года составляет 35 недель, в 9, 11 классах – 34 недели, в первом классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 04.02.2013г. по 10.02.2013г. В школе устанавливается следующий режим занятий: учебная неделя в 1-4 классах – 5 дней, в 5-11 классах – 6 дней. При проведении занятий по иностранному языку во 2-11 классах, технологии в 5-9 классах , физической культуре в 10-11 классах и информатики в 8-11 классах класс делится на две группы, при условии наполняемости классов не менее 25 человек. В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах применяется «ступенчатый режим» учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН (2.4.2. 2821-10). Данный режим работы школы обеспечивает выполнение федерального и школьного компонентов учебного плана в соответствии с интересами и потребностями учащихся. Базовая часть учебного плана МОБУ СОШ № 22 включает набор обязательных предметов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивается примерными общеобразовательными программами. Основополагающими принципами распределения часов компонента образовательного учреждения являются:
Школа реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В начальной школе МОБУ СОШ № 22 реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 года (далее ФГОС), учебный план которого состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, в учебный план не входит. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Начальное общее образование реализуется в школе в соответствии с программой Министерства образования и науки Российской Федерации. Главным средством реализации программы является учебно-методический комплекс (УМК) «Школа 2100», «Планета знаний». Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: – формирование гражданской идентичности обучающихся; – приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; – готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; – формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; – личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (ФГОС), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В 1-2 классах в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку обучающихся, вариативная часть отсутствует. Учебный план на первой ступени общего образования направлен на формирование базовых основ, фундамент всего последующего обучения. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования:
Изучение предмета эстетического цикла «ИЗО» направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности их мышления, развивает мелкую моторику рук. Введение «Информатики» направлено на формирование компьютерной грамотности, необходимой в современном мире. Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств обучающихся, способного к творческой деятельности. В целях реализации основной образовательной программы начального общего образования на уроках и во внеурочное время ведётся работа с одарёнными детьми, подготовка и участие их в олимпиадах , интеллектуальных играх—конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и др. Основной задачей основного общего образования является развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. С целью формирования гражданской ответственности и национального самопознания,с целью предоставления более широких возможностей для формирования целостной естественнонаучной картины мира, в соответствии с потребностями учащихся, было выделено дополнительно из компонента образовательного учреждения: на изучение учебных предметов: 1.«Культура Таганрога» - 1 час в 6 классах ; 2.«Краеведение с основами экологии» - 1 час в 6 классах; 3.«Введение в экологию» - 1 час в 6 классах; 4. «Основы правовых знаний»-1 час в 6 классах. С учетом возрастающей роли русского языка и математики, в целях обеспечения более глубоких знаний и получения дополнительной подготовки для государственной итоговой аттестации из компонента образовательного учреждения выделено для изучения учебных предметов: 1.«Русский язык» по 1 часу в 5,6,7,8, 9 классах, 2.«Математика» по 2 часа в 5,6,7,8,9 классах, 3.«Литература» по 1 часу в 5,6 и 9 классах. За счёт вариативной части увеличено количество часов на изучение в 8-х классах «Обществознания» (включая экономику и право) 0,5часа, которое способствует социализации учащихся и адаптации в современном обществе . С целью создания условий обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профиля будущего обучения, в соответствии с запросами учащихся, в 9 классах организуются «Предпрофильные курсы» по следующим предметным курсам: «Лексические и грамматические приемы выразительности в художественных и публицистических текстах» - 1 час в неделю ,«Основы потребительских знаний» - 1 час в неделю, «Решение нестандартных задач по математике» -1 час в неделю, «Решение нестандартных уравнений и неравенств»-1 час в неделю, «Шаг за шагом к ГИА» -1 час в неделю, «Практикум по решению практических и расчетных задач по неорганической химии» -1 час в неделю , «Практическое исследование законов физики» -1 час в неделю . Изучение «Черчения» в 9-х классах по 1 часу направлено на овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Предмет «Информатика» по 1 часу вводится в 5-8 классах для формирования у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации, а также создания собственных информационных ресурсов. Работа с информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс необходим для приобретения учащимися знания и умения работы на современных и профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы, текстовые и графические редакторы. В 8-х классах добавлено по 0,5 часа «Технологии» для формирования практико-ориентированной направленности содержания обучения. Это позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления. Основной задачей среднего (полного) общего образования является обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся, содействие их общественному и гражданскому самоопределению. Принцип построения учебного плана школы для 10-11 –х классов основан на идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. 10-б класс – класс универсального обучения. В этом классе часы компонента образовательного учреждения используются: - для введения дополнительного 1 часа по предмету «Русский язык», «Литература»; - для расширения содержания образовательных программ по учебным предметам федерального компонента «Алгебра и начала анализа», «Информатика и ИКТ» и «Физика» на основе модульного принципа; - для введения элективных курсов на основе образовательных запросов обучающихся и их родителей; 10-а класс – класс социально-экономического профиля с изучением на профильном уровне учебного предмета «Математика» , «Русский язык», «Обществознание». Остальные предметы изучаются на базовом уровне. Часы компонента ОУ переданы на учебный предмет «Физика» (1 ч.), «Химия» (1 ч.), и «Информатика и ИКТ» (1 ч.). В качестве элективных курсов по выбору учащимся предлагаются следующие: - Русское правописание: орфография и пунктуация; - Задачи по планиметрии с использованием тригонометрии; - Английский язык. Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся (компонент образовательного учреждения). Будет открыто два 11-х класса. 11-а класс социально-экономического профиля. В этом классе «Русский язык», «Обществознание», «Математика» будут преподаваться на профильном уровне. Все остальные предметы – на базовом уровне. Часы компонента ОУ переданы на учебные предметы «Физика» (1ч.), «Химия» (1 ч), «Литература» и «Информатика и ИКТ» (1 ч.). В качестве элективных курсов по выбору учащимся предлагаются следующие: - Нестандартные методы решения уравнений и неравенств;; - Задачи по планиметрии; 11-б класс универсального обучения. Часы компонента ОУ переданы на учебные предметы «Русский язык» (1 ч.), «Геометрия» (1 ч.), «Информатика и ИКТ» (1 ч.), «Литература» (1 ч.), «Химия» (1 ч.), В качестве элективных курсов по выбору учащимся предлагаются следующие: - Трудные вопросы синтаксиса; - Практикум по решению уравнений и неравенств; - Основы правовых знаний; -Основы экономических знаний. Таким образом, набор базовых, профильных и элективных учебных предметов позволяет осуществлять дифференциацию содержания обучения старшеклассников, выстраивать индивидуальные образовательные программы. Тем самым обеспечивается углубленное изучение отдельных учебных предметов, расширяются возможности социализации обучающихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием. Содержание учебных планов обеспечивается программами, учебниками и учебными пособиями, выполняющими государственный стандарт общего образования и стандарт профильного образования. Соотношение между федеральным и региональным компонентами образовательного учреждения в учебном плане МОБУ СОШ № 22 соответствует требованиям Базисного учебного плана 2004 (на федеральный компонент выделено не более 75% от общего нормативного времени). Таким образом, данный вариант учебного плана реализует главный принцип образования – приоритетное развитие личности, ориентированное на обучение и воспитание школьников. На всех трёх ступенях соблюдается преемственность в использовании УМК, сквозной характер изучаемых дисциплин на основе сочетания технологий формирующего и развивающего обучения. Учебный план МОБУ СОШ № 22 на 2012-2013 учебный год
|