Скачать 0.76 Mb.
|
Национальная библиотека Республики Коми Отдел литературы по искусству «Эстетическое и художественное воспитание в общении с искусством». Из опыта работы российских библиотек Дайджест Вып. 1 Сыктывкар, 2011 Предисловие Дайджест «Эстетическое и художественное воспитание в общении с искусством: из опыта работы российских библиотек» подготовлен отделом литературы по искусству Национальной библиотеки Республики Коми впервые. Его цель – знакомство с опытом работы российских библиотек. Выпуск 1 составлен на основе просмотра Интернет-ресурсов и включает текстовые извлечения из отчетов и аналитических материалов библиотек, а также из материалов электронных архивов библиотек. Отбор информации производился без ограничения хронологических рамок проведенных библиотеками работ и без учета муниципальной принадлежности библиотек. Включенные в издание материалы отражают как инновационную деятельность библиотек, так и работу библиотек в традиционных формах и направлениях. Материалы в дайджесте объединены в разделы с учетом типа библиотек: опыт федеральных библиотек; опыт областных (краевых) библиотек и опыт муниципальных библиотек. В каждом разделе материалы расположены в алфавите географических названий населенных пунктов. Дополнительно дается ссылка на сайт библиотеки. Составителям важно знать, насколько материалы дайджеста полезны в совершенствовании работы библиотек республики. Поэтому, в случае, если представленная информация использовалась в работе библиотеки, или опыт других библиотек трансформировался в новую идею, просим делать ссылку на дайджест в годовых отчетах учреждения. Ваши отзывы и предложения просим направлять по адресу: 167981 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 13 Национальная библиотека Республики Коми Отдел литературы по искусству Контактный телефон: 24-04-59 e-mail: art@nbrkomi.ru Составители: В. П. Никитенко Л. И. Хохлова Ответственная: Н. Л. Егорова "Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить". Ф.М.Достоевский Искусство — одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отношение явлений действительности, прежде всего общественной жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино). Искусство развивалось и менялось на протяжении всего своего существования и главной его особенностью является непосредственное восприятие художественного образа. Эстетическое воспитание использует множество различных средств воздействия на формирующуюся личность, таких как социальная среда, трудовая и научная деятельность, окружающая природа и искусство. Однако, ведущее место среди всех средств эстетического воспитания занимает воспитание художественное. Объем понятий «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» определяется следующим образом. Эстетическое воспитание предусматривает формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности, а художественное – формирование любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства. Главная цель эстетического воспитания – формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества, оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. В практике работы библиотек обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое просвещение, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; развитие познавательной способности личности - формирование потребности в эстетическом самообразовании и самовоспитании, ориентированной на самосовершенствование личности; развитие творческих потребностей и способностей. Следует отметить, что библиотека как социальный институт изначально ориентирована на работу со всеми слоями населения, и, понимая, что именно сейчас трудно выдерживать конкуренцию с телевидением, компьютером, Интернетом, библиотеки могут противопоставить им лишь живое общение, обсуждение насущных проблем, прочитанных книг. Ежегодные профессиональные встречи на секции публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации дают заряд новых идей и мыслей на год. Опыт коллег из разных регионов, экскурсии по библиотекам — обогащают и пробуждают желание совершенствоваться, внедрять новые идеи в практику работы своей библиотечной системы. |