Контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания
русского языка в начальных классах».
Специальность «Преподавание в начальных классах».
4 курс. 2 семестр.
I вариант.
Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению в современной школе
Составить фрагмент урока литературного чтения с использованием методов чтения, рассмотренных в первом вопросе в зависимости от класса, жанра, требований программ.
Анализ программы «Литературное чтение» (сопоставить не менее двух программ):
а) основные направления работы по указанным программам;
б) основные цели и задачи уроков литературного чтения;
в) содержание (литературные произведения зарубежных и отечественных авторов; воспитательная направленность);
г) требования к ЗУН по годам обучения.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах. - М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
II вариант.
Общая характеристика основных сторон навыка полноценного чтения (правильного, осознанного, беглого, выразительного). Приёмы работы над правильностью, беглостью; упражнения, способствующие развитию указанных навыков.
Составить фрагмент урока по формированию умению умений и навыков правильного и беглого чтения.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах. -М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения. Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников. - М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
III вариант.
Приёмы работы над выразительностью чтения. Упражнения, способствующие отработке навыка выразительного чтения (интонации, мелодики речи, выделение главного слова, характеристика образов).
Составить фрагмент урока (подготовка к выразительному чтению лирического стихотворения). Составление партитуры стихотворения.
Анализ программы «Литературное чтение» (сопоставить не менее двух программ):
а) основные направления работы по указанным программам;
б) основные цели и задачи уроков литературного чтения;
в) требования к ЗУН по годам обучения.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения. Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Санникова Н.П. Практикум по выразительному чтению.-В-д: Колледж., 1997 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения. -М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
IV вариант.
Словарная работа на уроках литературного чтения. Значение и принципы проведения словарной работы, её виды, приёмы.
Составить фрагмент урока «Словарная работа на уроке чтения на разных этапах урока». Фрагмент должен отражать цель, место на уроке, способы введения в активную речь новых слов.
Проанализировать программу:
а) основные направления работы по указанным программам;
б) основные цели и задачи уроков литературного чтения;
в) содержание (литературные произведения зарубежных и отечественных авторов; воспитательная направленность);
г) требования к ЗУН по годам обучения.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
V вариант.
Организация подготовки к восприятию нового произведения. Целенаправленность отбора видов и приёмов работы на уроке чтения, подготавливающих к чтению произведения.
Составить фрагмент урока по литературному чтению. Подготовка к восприятию произведения.
Анализ программы «Литературное чтение» ( сопоставить не менее двух программ):
а) основные направления работы по указанным программам;
б) основные цели и задачи уроков литературного чтения;
в) содержание (литературные произведения зарубежных и отечественных авторов; воспитательная направленность);
г) требования к ЗУН по годам обучения.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
VI вариант.
Выявление идейного содержания произведений разных жанров (не менее 2 жанров) на примерах произведений из учебных пособий по литературному чтению. Виды и приёмы выявления идеи произведения.
Составить фрагмент урока литературного чтения «Анализ произведения». Фрагмент должен отражать работу над идейным содержанием произведения и её место в структуре урока.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
VII вариант.
Работа над текстом литературного произведения. Повторное чтение текста (беседа по содержанию, деление текста на части, составление плана к тексту, виды планов к тексту).
Составить фрагмент урока «Работа с текстом после чтения» (на этапе повторного чтения с элементами анализа).
Рекомендуемая литература
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
VIII вариант.
Методика работы над сказкой.
а) раскрыть ценность сказок для воспитания младшего школьника; многообразие их видов; жанровые особенности.;
б) особенности работы над сказкой. Виды, приёмы.
2. Конспект урока по одному из видов сказок.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
IX вариант.
Методика работы над стихотворением.
а) дать понятие о лирическом и эпическом стихотворении;
б)показать методические особенности работы над лирическим и эпическим стихотворением;
в) роль и место анализа для понимания идейного содержания стихотворения;
г) виды, приёмы работы над стихотворением;
д) подготовка к выразительному чтению, составление партитуры.
2. Составить конспект урока по изучению лирического стихотворения в начальной школе.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Санникова Н.П. Практикум по выразительному чтению.-В-д: Колледж., 1997 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
X вариант.
Методика работы над басней.
а) дать понятие басни как литературного жанра, указать жанровые особенности;
б) роль басни в воспитании нравственных качеств у младших школьников;
в) своеобразие методики изучения басен. Виды и приёмы работы над басней.
2. Составить конспект урока по программе «Школа 2100» и по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Рекомендуемая литература.
Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтения в начальных классах.-М.,7977 г.
Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к урокам литературного чтения.-Смоленск., 2001г.
Кустарёва В.А. Методика русского языка.-М.1982 г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.-М.,1985 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- М., 2000 г.
Овчинникова Е.Л. Методика обучения рус.яз. и литературе в начальных классах.-В-д., 2005г.
Оморокова М.О. Совершенствование чтения младших школьников.-М., 1997 г.
Программы образовательных учреждений, //Начальные классы 1-4.-М., 2005-2007 г.
Санникова Н.П. Практикум по выразительному чтению.-В-д: Колледж., 1997 г.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения.-М., 1994 г.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. -М. 1976 г.
|