Конспект урока по русскому языку в 4»Б» классе
ТЕМА: Неопределенная форма глагола.
ТИП УРОКА: изучение нового материала с мультимедийным сопровождением.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
познакомить детей с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте, образовывать и использовать в речи глаголы неопределённой формы; развивать внимание, наблюдательность, речь учащихся; воспитывать интерес к чтению, книгам.
Оборудование:
1)учебник (Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1. М. Просвещение 2010)
2)персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация;
3)карточки для закрепления.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределенной форме; выполнять творческие задания; работать со словарем; делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища. ХОД УРОКА
Слайд №2.
Организационный момент:
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько у нас на уроке гостей, поприветствуем их.
Но это еще не все гости. Отгадаем загадку и узнаем, кто к нам еще сегодня придет на урок?
Слайд № 3.
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.
Правильно, ребята, это книга. Она сегодня у нас в гостях и тоже хочет загадать свою загадку. (В класс заходит ученица в маске книги.)
Актуализация знаний о глаголе.
Инсценировка.
Книга: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку и узнаете, кто еще к вам на урок придет.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ……..(ГЛАГОЛ)
Учитель: И он тоже у нас в гостях!
(В класс заходит ученик в маске глагола.)
Книга: Что вы больше всего любите, уважаемый Глагол?
Глагол: Люблю действовать!
Книга: Что вы больше всего не любите?
Глагол: Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Книга: Что бы вы пожелали ребятам?
Глагол: Чтобы русский все ребята.
На « пятерку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Учитель: Мы приглашаем вас, уважаемые гости, к нам на урок. Присаживайтесь! Итак, ребята вы уже поняли, что речь сегодня на уроке пойдет о нашем хорошем знакомом незнакомце глаголе. А почему я сказала «знакомом» и «незнакомце»?
(Потому, что мы уже немного знаем о глаголе, но еще многого не знаем.)
Учитель: давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?
Слайд №4.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке? (Изменяется по родам.)
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать?
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Учитель: Давайте прочитаем слова, записанные на доске:
прочитали, беречь, задержал, принесет, открываю, занести, листают, принять, увидит
Найдите общие признаки. (Глаголы, имеют безударную гласную, число, с приставками и без приставок, время.)
Распределите данные слова по временам. (Три ученика работают на доске, остальные в тетрадях)
Н. в. П. в. Б. в.
открываю прочитали принесет
листают задержал увидит
Учитель: Проверяем. Вы правильно распределили. Скажите, эти глаголы указывают на кого-нибудь из гостей? (На книгу.)
А как это доказать? Составьте устно предложения о книге с этими глаголами.
(Дети составляют предложения, одно предложение записываем в тетради и на доске.)
Сегодня девочка принесет в класс интересную книгу.
Учитель: Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Учитель: посмотрите на доску и скажите, почему у некоторых глаголов ребята не определили даже время? Какие это глаголы? (Беречь, занести, принять.) Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп? Значит что-то нам еще неизвестно о глаголе. Кто догадался, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
И кто нам в этом поможет? (Учебная книга, учитель.) Открываем учебник на стр. 78.
V. Изучение нового материала.
Учитель: читаем сообщение о новой форме глаголов.
Учитель: как назвать глаголы, у которых мы не определили время?
Учитель: читаем тему урока и задачи, которые мы будем выполнять на уроке:
Слайд №5.
Учитель: Подчеркните окончания в словах: беречь, занести, принять.
Учитель: обратите внимание на окончания неопределенной формы: -ть, -ти, -чь.
Проведем минутку чистописания (на пропущенной первой строчке запишем соединения с этими суффиксами). На второй строчке запишем 5 глаголов из словаря (например, блеять, гореть, гладить, клеить, ненавидеть). Подчеркните окончания и орфограммы.
Слайд №6.
- неопределенная форма глагола;
- начальная форма глагола;
- инфинитив.
Учитель: Прочитайте. Какое из этих названий вам знакомое? (Начальная форма имени существительного.)
Учитель: А какое незнакомое? (Инфинитив – латинское слово «неопределенный».
VI. Физкультминутка.
Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз - два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
VII. Закрепление изученного.
1.Работа с учебником упражнение 106. Читаем задание. Слова, стоящие в скобках, измените так, чтобы они отвечали на вопросы что делать? что сделать? Читаем предложения цепочкой. Это упражнение вы выполните дома. А сейчас запишем последнее предложение, так как оно очень подходит к нашему уроку: Книгу надо беречь.
Слайд №7.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
Учитель: Читаем вместе. Выпишите в тетрадь глаголы и поставьте в неопределенную форму по образцу.
Слайд №8.
Учитель: проверяем, у кого все правильно? Молодцы.
Выполнить упражнение 112 из учебника, (работать с вопросами что делать? – что сделать?).
Проверяем – прочитать.
Слайд №9.
Коллективная устная работа: заменить фразеологизмы глаголами в неопределенной форме.
Наговорить с три короба;
Не вешать нос;
Зарубить на носу;
Клевать носом;
Пропустить мимо ушей;
Вставлять палки в колёса;
Делать из мухи слона;
Обвести вокруг пальца;
Держать язык за зубами.
(наврать, не унывать, запомнить, дремать, прослушать, мешать, преувеличивать, перехитрить, молчать)
Учитель: вы правильно ответили. Скажите. А для чего мы работаем с фразеологизами? (Чтобы богаче, интересней была наша речь.) Какие из этих выражений вы употребляете в своей речи или ваши родители? (Ответы детей.)
Работа с карточками: у детей на партах лежат карточки с заданием. Учитель предлагает выполнить задания письменно в тетрадь.
Карточка №1.
Пословицы о книге. Книга учит______________, книгой надо______________. читать Будешь книги___________ - будешь все_______________. дорожить Не на пользу книги _______________, если только вершки хватать в них ______________. жить
знать
читать
Какие еще пословицы о книге вы знаете? Слайд №10.
Карточка №2.
Полезные советы.
Нельзя___________ лежа, надо выбрать удобную позу. перегибать Нельзя___________ книги, ____________ страницу. читать Нельзя __________ во время еды. загибать читать
Какие еще полезные советы вы можете дополнить?
Слайд №11.
Учитель: в какой форме употреблены глаголы в пословицах и полезных советах? (В неопределенной форме.) Как вы думаете, почему? (Она дает возможность обращаться ко всем людям). То есть и в пословицах, и с советами мы можем обращаться к неопределенному лицу.
VIII. Итог урока:
Учитель: Где же наши необычные гости? Книга и Глагол? Интересно, понравилось им, как мы работали на уроке?
(Появляются Глагол и Книга.)
Глагол: ребята, что же новое вы узнали обо мне?
Слайд №12.
Книга: мне кажется, что вы неплохо усвоили новую тему.
А теперь вам награда: «Игра на внимание»
Глагол: услышите глагол неопределенной формы – хлопайте в ладоши.
(Читает отрывок из книги В. Драгунского, а дети на слух определяют глаголы неопределенной формы и хлопают в ладоши.)
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, и шахматы, только чтобы обязательно выигрывать.
Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.
Книга: вы узнали автора? (Виктор Драгунский)
Как называется рассказ? («Что я люблю»)
Глагол: Молодцы! Я увидел умных и заинтересованных ребят. Нам с книгой было очень приятно с вами встретиться! До новых встреч!
Слайд № 13.
1Х. Домашнее задание: упражнение 106, правило страница 78. Оценки за урок. Литература:
Учебник Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1. Москва Просвещение 2010
«Поурочные разработки по русскому языку» Фефилова Е.П. 4 класс Москва Вако 1007
«Мастер – класс для учителя начальной школы» Серия «Уроки мастерства» Москва «Планета»
«Русский язык 4 класс» Дидактические материалы Москва Росткнига 2010 |