Скачать 67.07 Kb.
|
Тема. Морфологический разбор глагола. (18-ый урок в разделе «Глагол») Учащиеся умеют: - употреблять глаголы с учетом их смыслового значения; - определять инфинитив по форме и вопросам; - устанавливать основные лексические значения глаголов движения; - употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного видов; - употреблять в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени; - употреблять не с глаголами в устной и письменной речи. Цели: Дидактическая - учить производить устный и письменный разбор глагола. Оборудование. Русский язык, 5 класс, Казань, издат. «Магариф», 2005; «Книга для чтения», 4 класс, Ленинград «Просвещение», 1989; «Толковый словарь русского языка», Москва, «Русский язык», 1983; рабочие тетради; карточки с текстами. Содержание урока I. Ориентировочно-мотивационный этап. I.1. Проверка творческих домашних заданий. Лидер 1 группы: -Мы все выполнили домашнее задание. Самое лучшее творческое задание из нашей группы – рассказ Алсу о весне. Её рассказ заинтересовал нас красивым содержанием. Также она правильно написала глаголы с частицей НЕ. (прослушивается рассказ) Лидер 2 группы: -Мы тоже все выполнили домашнее задание. Самое хорошее творческое задание выполнил Ильназ. Он нарисовал весеннюю природу. Рисунок яркий, весёлый. Поднимает настроение. - Ребята, в ваших рисунках и рассказе чувствуется доброе и дружеское отношение к природе. А ведь не все люди такие. Недавно в мои руки попала одна книга. Она называется «Лесная книга жалоб». А что такое жалоба? Работа в группах (выслушивание мнений групп) -Жалоба- это когда, кто-то жалуется… -Жалоба- это когда кто-то чем-то недоволен… -В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся 2 значения этого слова. Поищите в словаре точные значения этого слова (работа в группах). 1) Выражение неудовольствия, обычно словесное, по поводу каких –нибудь неприятностей, боли. Например, жалобы на одиночество. 2)Официальное заявление с просьбой об устранении какой – нибудь несправедливости. Например, книга жалоб. I.2. Выравнивание знаний. Давайте откроем 1 страницу этой книги. Прочитаем текст. Жалоба 1. Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая. Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали. Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками. Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой! Бывшая лесная полянка. -Ребята, вам жалко лесную полянку? Хотите ей помочь? У меня есть предложение. Давайте проведём экологическую акцию «Очистим природу своими знаниями». Если вы правильно ответите на вопросы, то поможете лесной полянке. Задание: найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы. Работа в группах. Вывод: что сделала? стала что сделали? вытоптали что сделали? повыломали что сделали? сорвали что сделали? срубили что сделали? забросали что делаю? жалуюсь Самооценка. Примерные критерии самооценки: «5»- правильно назвал все 7 глаголов; «4»- правильно назвал 6 глаголов; «3»- правильно назвал 5 глаголов.
-Ребята, сделайте морфологический разбор данных глаголов. -Мы не умеем делать морфологический разбор глаголов. -Значит, какую учебную задачу будем решать на уроке? Работа в группах. Вывод: сегодня мы должны научиться сделать морфологический разбор глаголов. -Это тема сегодняшнего урока. (пишу на доске). Расскажите друг другу задачу урока. Расскажите про себя. II.Операционно-исполнительский этап. Задание 1 группе: назовите глаголы в форме инфинитива. Задание 2 группе: определите вид глаголов. Работа в группах. Выводы: стала-стать, вытоптали-вытоптать, повыломали-повыломать… Стала-сов.вида, вытоптали-сов.вида… -Ребята, смоделируйте тему урока (работают в тетрадях «Модели по русскому языку) Работа в группах. -… группа закончила, можете сделать модель на доске. Морфологический разбор глагола часть речи нач.форма вид (глагол) (инфинитив) (сов.,несов.) Самооценка. «5» - правильно назвал 3 категории глагола «4» - правильно назвал 2 категории глагола «3» -правильно назвал 1 категорию глагола -Перейдём ко 2 странице книги. Прочитайте текст. Жалоба 2 Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома – муравейники. Вы пройдёте мимо, ногой в муравейник ударите, палкой разорите, а нам начинай всё сначала. Для вас забава, для нас беда. Мы и кусаемся, и кислотой стреляем, а вы всё равно наши дома разрушаете. Лесные муравьи. - Ребята, поможем муравьям? Тогда внимательно послушайте задания. Задание 1 группе: найдите в тексте глаголы будущего времени. Задание 2 группе: найдите в тексте глаголы настоящего времени. Дополните модель. Работа в группах. Морфологический разбор глагола часть речи нач.форма вид время (глагол) (инфинитив) (сов.в.,несов.вид) (н.вр.,пр.вр.,б.вр.) Самооценка. «5» - правильно назвал 3 глагола будущего времени; правильно назвал 3 глагола настоящего времени «4» - правильно назвал 2 глагола будущего времени; правильно назвал 2 глагола настоящего времени. «3» - правильно назвал 1 глагол будущего времени; правильно назвал 1 глагол настоящего времени. -Откройте 3 страницу. Прочитайте текст. Жалоба 3 Жалуюсь я, дуб, на мальчишек. Стреляют в меня чем попало. Палки и камни так и летают. Это – ребята жёлуди сбивают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в ранах и царапинах, все ветки мне поломали. Дуб. -Я чувствую, что вы готовы помочь дубу. Задание: обозначьте спряжение глаголов. Дополните модель. Работа в группах. Вывод: стреляют-1 спр., летают-1 спр., … Морфологический разбор глагола Часть речи нач.форма вид время спряжение (глагол) (инфинитив) (сов.в.,несов.в.) (н.в.,п.в.,б.в) (1спр., 2спр.) Самооценка. «5» - правильно определил спряжение всех 7 глаголов; «4» - правильно определил спряжение 6 глаголов; «3» -правильно определил спряжение 5 глаголов. Перейдём к 4 странице. Читаем текст. Жалоба 4 Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, солите. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг землю, не портите нашу грибницу. А не послушаетесь, так мы совсем расти перестанем! И вы все останетесь без грибов. Грибы. Задание: определите число глаголов. Дополните модель. Работа в группах. Выводы: делайте- во множественном числе, режьте- во множественном числе…. Морфологический разбор глагола часть речи нач.форма вид время спряжение число (глагол) (инфинитив) (с.в.,н.в.) (н.в.,п.в.,б.в.) (1спр.,2спр.) (в ед.ч.,во мн.ч.) -Скажем хором. Расскажите друг другу. Расскажите про себя. Самооценка. «5» - правильно назвал число всех 12 глаголов; «4» - правильно назвал число 10 глаголов; «3» - правильно назвал число 8 глаголов. -А теперь выполним 565 упражнение из учебника. Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные глаголы и произведите морфологический разбор. Каким членом предложения являются глаголы? -Проверьте ответы в группе. Самооценка. -Напишем словарный диктант: надо хорошо учиться, он хорошо учится, нужно заниматься спортом, мальчик не занимается спортом, должны заботиться о природе, не заботится о природе. Проверьте словарный диктант (учащимся предлагается текст словарного диктанта) Самооценка. «5» - нет ни одной ошибки; «4» - имеется 1-2 ошибки; «3» - имеется более 2 ошибок.
3.1. Рефлексия. -Ребята, какую учебную задачу мы ставили в начале урока? - Мы должны были научиться сделать морфологический разбор глагола. -Как мы её решили? -Мы нашли в тексте глаголы, поставили их в начальную форму, определили их вид, время, число, спряжение, роль в предложении. Работа в группах. Проговаривание хором, друг другу, про себя. -Ребята, а вы заметили, наша лесная поляна изменилась. Своими знаниями вы помогли ей. Теперь можете оценить свою работу на уроке. 3.2. Самооценка. «5» - правильно проговаривал содержание урока в уме; «4» - правильно проговаривал содержание урока (без опоры на модель) «3» - правильно проговаривал содержание урока (с опорой на модель) 3.3.Дома:
|