Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 129.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.04.2014
Размер129.39 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 города Костромы
Конкурс «Открытый урок - 2011»

Номинация «Преподавание литературы»
«Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Листок».

Урок анализа поэтического текста с использованием технологии С. Л. Каганович

в 6 классе по УМК В. Я. Коровиной»

Информация об авторах:


Ф. И. О.

Пеклецова

Людмила Юрьевна

Рослякова

Елена Вадимовна

Дата рождения

18 марта 1960 года

04 сентября 1970 года

Место работы

МОУ СОШ № 21 города

Костромы

МОУ СОШ № 21 города

Костромы

Должность

Учитель русского языка и

литературы

Учитель русского языка и

литературы

Педагогический стаж

29 лет

19 лет

Квалификационная категория

высшая

Первая

Контактный телефон

8-905-151-26-25

8-910-801-16-60

Контактный E-mail









С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.
13.12.2010
Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок, издаваемом по инициативе МБУ ГЦОКО и на портале «Образование Костромской области»
13.12.2010


Кострома – 2011
Пояснительная записка
Одной из сложных и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу поэтического текста. Анализ по традиционной форме «тема – идея – художественные средства» представляется нам устаревшим, не соответствующим требованиям рассмотрения текста в единстве формы и содержания. Такие современные понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды, остаются за пределами внимания.

Предлагаемый нами урок по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Листок» предполагает разные формы учебной работы с поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу. Урок разработан по технологии обучения анализу поэтического текста С. Л. Каганович, заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин Новгородского регионального центра развития образования, доктора филологических наук.

Новизна методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста, на теорию «эстетической реакции» Л. С. Выготского, а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию». При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития его воображения, образного ассоциативного мышления).
Алгоритм анализа поэтического текста (по С. Л. Каганович).
I. Л е к с и к о - с е м а н т и ч е с к и й а н а л и з

1.Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

2.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

3.Выявить сопутствующие образы.

4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды.

5. Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
II. Л и н г в о - с т и л и с т и ч е с к и й а н а л и з

1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов.

2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы.

3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и

свое к ней отношение.
III. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я в к о н т е к с т е

  1. В контексте творчества самого автора.

  1. В контексте национального литературного процесса.

3. В контексте мирового литературного процесса

Урок проведен в 6 «Б» классе МОУ СОШ № 21 города Костромы. В классе 23 учащихся: 6 девочек и 17 мальчиков. В основном здесь обучаются дети из семей рабочих и служащих. 15% детей воспитываются в неполных семьях (воспитанием ребенка занимается одна мать). В 2 семьях родители злоупотребляют алкоголем. Дети в этих неблагополучных семьях (мальчики) очень ранимые, легко возбудимые, расторможенные, рассеянные, порой жестокие и грубые. Девочки в классе все очень скромные, тихие, доброжелательные. Мальчики гиперактивные, подвижные, любознательные.

По уровню развития класс средний. В начальной школе у детей менялись учителя, поэтому системы в знаниях нет.

В данном классе преподавание литературы ведется по программе В. Я. Коровиной. Дети учатся по учебнику литературы В. Я. Коровиной

Урок относится к разделу учебника «Русская литературы XIX века. Лирика М. Ю. Лермонтова». Количество уроков в неделю – 2 часа; в год – 68 часов.
Этапы урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Вступительное слово учителя. (4 мин.)

  3. Выразительное чтение стихотворения учителем на фоне музыкального фрагмента. (4 мин.)

  4. Беседа. (2 мин.)

  5. Заполнение таблицы. (7 мин.)

  6. Работа с кластерами.(5-7 мин.)

  7. Работа с литературоведческими терминами. (4 мин.)

  8. Чтение стихотворения по ролям. (6 мин.)

  9. Творческая работа – миниатюра. (4 мин.)

  10. Чтение и обсуждение нескольких работ. (5 мин.)

  11. Домашнее задание. (1 мин.)



На уроке используется мультимедийная презентация с включением фотографий и музыкальных фрагментов.



Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 1

Объявление темы урока

Запись в тетради

Слайд 2

Постановка целей урока




Слайд 3

Работа с презентацией

Слушают музыку, рассматривают фотографии

Слайд 4

Чтение стихотворения

Слушание.

Слайд 5

Вопрос о теме стихотворения и главных действующих лицах.

Определяют тему стихотворения.

Слайд 6

Обращает внимание учащихся на таблицу

Запись таблицы в тетради.

Слайд 7

Задание: найти лексические цепочки.

Работа с текстом и заполнение 1 графы таблицы

Слайд 8

Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.

Беседа по содержанию стихотворения.

Заполнение 2 графы таблицы.

Ответ на вопросы учителя.



Слайд 9

Работа с тропами.

Запись тропов в таблицу.

Слайд 10

Составление кластера «Листок»

Предлагают определения к ключевому слову «Листок»

Слайд 11

Составление кластера «Чинара»

Предлагают определения к ключевому слову «Чинара»

Слайд 12

Беседа по композиции стихотворения с использованием кластеров.

Отвечают на вопросы учителя.


Слайд 13

Работа с термином «Антитеза».




Слайд 14

Понятие «Аллегория», объяснение понятия «мотив»

Беседа об авторском замысле.

Ответы на вопросы учителя.

Слайд 15

Организация творческой работы – написание миниатюры.

Творческая работа – написание миниатюры.

Слайд 16

Комментирование домашнего задания.





Урок анализа поэтического текста в 6 классе

по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

Стихотворение «Листок». (слайд 1)
Цели урока: (Слайд 2)

Образовательные.

- познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок»;

- выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;

- дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней;

- учиться выразительному чтению стихотворения.

Развивающие.

- создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся.

Воспитательные.

- способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей;

- воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.
Тип урока – обучение анализу поэтического текста.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой. (дети слушают музыку (Ф. Лист. Ноктюрн «Грезы любви») и смотрят фотографии осенних пейзажей.)(Слайд 3)

  3. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня по дороге в школу я обратила внимание на желтый, пыльный, увядший листок. Его прибило ветром к стене многоэтажного дома. Он напомнил мне героя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок». Давайте послушаем это стихотворение. (Выразительное чтение стихотворения учителем на фоне музыки (Джеймс Хорнер. Музыка к фильму «Храброе сердце») и иллюстраций) (Слайд 4)

  4. О чем эти стихи? (Слайд 5)

  5. Назовите мне два главных действующих лица стихотворения. (Задание легкое: конечно же, это «дубовый листок» и «чинара»). Давайте понаблюдаем за ними.


Наблюдения оформим в виде таблицы. (Слайд 6)



Дубовый листок

Чинара


























  1. Найдем в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов. (Слайд 7)




Дубовый листок

Чинара

Лексическая цепочка




Лексическая цепочка




Оторвался от ветки родимой

Укатился, жестокою бурей гонимый

Засох, увял, странник

Прижался

Приюта молит

С тоскою глубокой Бедный листочек

Пылен и желт Пришелец,

докатился до Черного моря





Молодая

С ней шепчется ветер, ветви лаская

Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежим

Солнцем любима

Ветви раскинула на просторе





7. Какие ассоциации вызывает листок? Какие ассоциации вызывает чинара?

Подберем ассоциации к каждому из ключевых образов. (Слайд 8)


Дубовый листок


Чинара

Лексическая цепочка

ассоциации

Лексическая цепочка

ассоциации

Оторвался от ветки родимой

Укатился, жестокою бурей гонимый

Засох, увял, странник

Прижался

Приюта молит

С тоскою глубокой

Бедный листочек

Пылен и желт

Пришелец,

докатился до Черного моря


Несчастный

Одинокий

Бесприютный

Скиталец


Молодая

С ней шепчется ветер, ветви лаская

Поют ей райские птицы

Листья изумрудные

Сынам свежим

Солнцем любима

Ветви раскинула на просторе

Красавица

Безоблачная жизнь

Равнодушная

Самодовольная

самовлюбленная




  1. Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушить свой покой, свое благополучие. Она самодовольная и самовлюбленная, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь). Учитель говорит с учащимися о доброте и милосердии.




  1. Какими мы увидели героев стихотворения?

  2. Какие тропы помогли автору сделать стихотворение таким грустным?(Слайд 9)




Дубовый листок


Чинара

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.

ассоциации

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.

ассоциации

Оторвался от ветки родимой (олицетворение)

Укатился, жестокою бурей гонимый (олицетворение)

Засох, увял, странник (метафора)

Прижался (олицетворение)

Приюта молит (олицетворение)

С тоскою глубокой (эпитет)

Бедный листочек (эпитет)

Пылен и желт (эпитет)

Пришелец (метафора), докатился до Черного моря (олицетворение)


Несчастный

Одинокий

Бесприютный

Скиталец


Молодая (эпитет)

С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)

Поют ей райские птицы (олицетворение)

Листья изумрудные (эпитет)

Сынам свежим (метафора: листья – сыны чинары)

Солнцем любима (олицетворение)

Ветви раскинула на просторе (олицетворение)

Красавица

Безоблачная жизнь

Равнодушная

Самодовольная

самовлюбленная



Слайд 10 – работа с кластером «Листок»












Одиночество

Слайд 11 – работа с кластером «Чинара»






















Радость бытия


11. - Как построено это стихотворение? (Здесь использована антитеза. Противопоставлены бесприютный, одинокий скиталец дубовый листок и спокойная самодовольная красавица-чинара.) Давайте вспомним, что в литературоведении называется антитезой. (Слайд 12)

12. - Что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти образы? (Стихотворение не только о листке и чинаре, но и о людях.)

13. - Мы поняли пока лишь простейший слой текста. Давайте определим его глубинный слой.

14. - Какое художественное средство использовал Лермонтов, рассказывая о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка? (Лермонтов использовал аллегорию.) Вспомните, что такое аллегория. (Слайд 13)

15. - О чем же это стихотворение? (О людском одиночестве, о странничестве, о равнодушии людей.) Листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, трагедию целого поколения, «до срока созревшего».

16. - Кто ближе душе и сердцу поэта: листок или чинара? (О явном предпочтении листку свидетельствует само название стихотворения: не бесстрастное «Листок и чинара», а именно «Листок».)

17. - А кому сочувствуете вы и почему? (дети высказывают свое мнение, и большинство ребят сочувствует листку.)
18. Слово учителя. В лирике Михаила Юрьевича Лермонтова такой образ одинокого странника, скитальца устойчивый, частый. Такой устойчивый образ носит название мотива. (Слайд 13) Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества.

19. Давайте вспомним другие произведения М. Ю. Лермонтова с аналогичным мотивом («Парус», «На севере диком…», «Утес».)

20. Прочитайте стихотворение по ролям, передавая в своем чтении мысли и чувства автора. Для инсценирования нужны три человека, чтобы прочитать за автора, листок и чинару. Подчеркните при чтении эмоциональное состояние листка и чинары. (чтение по ролям учащимися, обсуждение.)
Ребята, пофантазируйте, попробуйте представить, что будет дальше с одиноким дубовым листком. Есть ли будущее у листка? (Слайд 14)
21. Творческая работа: миниатюра «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?» (учащиеся пишут работу на фоне музыки (Энгельберт Хумпердинк – «Вечерняя молитва») за время, пока звучит музыкальный фрагмент).
22. Чтение и обсуждение нескольких вариантов в классе.
23. Домашнее задание: проиллюстрировать судьбу листка после встречи с чинарой.

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. (Слайд 15)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск