Скачать 132.98 Kb.
|
Работа над характеристикой литературного героя Работа над характеристикой литературного героя (по содержанию повести-сказки Э. Н. Успенского) Автор: Загарских Марина Константиновна, учитель МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области Описание работы: характеристика литературного героя почтальона Печкина на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Материал предназначен для учителей начальных классов, который можно использовать на уроках внеклассного чтения или на занятиях внеурочной деятельности. Разработка методического приема на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
Сверхзадача: решить проблему отношения к одинокому существованию. Цель: - Образовательная:
- Развивающая:
- Воспитательная:
3. Оборудование: Текст произведения; портрет Э.Н.Успенского; рисунки, изображающие героев; таблица; слова для словарной работы, выписанные на доску.
В ходе работы над произведением учащиеся заполняют в тетрадях, а учитель на доске таблицу. Учитель: Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Свой путь в литературе он начал как писатель-юморист для взрослых, но затем начал писать и для детей. Все вы хорошо знаете его произведение «Дядя Федор, пес и кот», секрет успеха которого таится, прежде всего, в героях. Сегодня на уроке мы будем работать над характеристикой одного из героев этого произведения: почтальона Печкина. Дети видят на доске еще незаполненную таблицу, которую учитель предлагает им заполнить: Характеристика литературного героя
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, чтобы начать работу нам необходимо заполнить первый столик, для этого вам нужно вспомнить и ответить на вопрос: с помощью чего автор может показать характер своего героя в произведении? Ученики вспоминают пройденный материал и отвечают на вопрос, задача учителя – следить за правильностью ответов, в случае необходимости корректировать их, дополнять и заносить их в таблицу. (Например, ученик дает ответ: «Автор может показать характер героя через то, как он говорит, какие слова употребляет». Учитель: «Молодец, ты сказал правильно. Но твой ответ мы запишем в таблицу одним словом: речь. Ты согласен?») С помощью учителя дети заполняют таблицу: Характеристика литературного героя почтальона Печкина.
Учитель: Теперь план, по которому мы будем характеризовать героя, известен. Начинаем нашу работу. Найдите в тексте отрывки, в которых говориться о внешнем виде Печкина. Зачитайте их. Ученики:
Учитель: Правильно, что же мы запишем в таблицу? Что вы можете сказать о характере героя, опираясь на описание его внешнего вида? Дети выделяют главное в ответах и делают краткую запись в таблице:
почтальона Печкина. Учитель: Найдите и зачитайте отрывки, в которых показана речь почтальона. Ученики:
- Кто там? - Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка», - отвечает он. Галчонок опять спрашивает: - Кто там? Почтальон снова говорит: - Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка». И так у них целый день продолжалось.
- Может, и немало, - отвечает почтальон, - только этот мальчик из дома ушел. А родители беспокоятся, что с ним. И даже премию обещали тому, кто его найдет. Может, велосипед дадут. А мне велосипед во как нужен, почту развозить. Я даже метр принес: буду вашего хозяина измерять».
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас… Все у вашего мальчика хорошо… можете приехать за ним… До свидания. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин».
- И пускай закрывается. У меня ключ есть».
Учитель: Сделайте краткую запись в таблице, цитаты разбейте на группы, прокомментируйте свой ответ. Я написал…, разбил на … группы и считаю, что… Ученики отвечают по схеме: , т.о. ученики аргументируют свою запись. Учитель внимательно выслушивает несколько ответов и вместе с детьми делает запись в таблице: Характеристика литературного героя
Учитель открывает заранее записанные на доске качества характера: любопытство щедрость бюрократизм дотошность доброжелательность любовь к сладкому терпение легкомысленность доверчивость Для некоторых слов дается справка, т.к. младшие школьники могут не знать значение некоторых слов: Бюрократизм (как качество характера) подразумевает деятельность человека, которая излишне осложнена и направлена на обеспечение служебных интересов в ущерб/во вред интересам общества. Дотошный – любопытный, во все вникающий. Легкомысленность – несерьезность, необдуманность в поступках, бездумное поведение. (Значения слов взяты из толкового словаря С.И.Ожегова). Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны различные качества характера. Выберите те, которыми, по-вашему мнению, обладает Печкин. В каких обстоятельствах герой проявляет эти качества? Ученики работают самостоятельно. Учитель направляет их на верный ответ. Обсуждение, запись в таблицу: Характеристика литературного героя почтальона Печкина.
Если ученики выделили еще какие-либо качества и доказали, приведя в качестве примера конкретные поступки героя, то их следует занести в таблицу. Учитель: Ребята, сейчас постарайтесь, не смотря в текст, вспомнить, как отзывались о почтальоне другие герои. Ответы заносят в таблицу: Характеристика литературного героя
Учитель зачитывает дополнительную информацию, а дети самостоятельно заполняют следующий пункт таблицы. Учитель: Успенский берет за основу какой-либо человеческий тип и один - двумя штрихами превращает его в карикатуру. Он прибавил к банальному бюрократизму Печкина такие черточки, как любовь к сладкому и занудство не принятого в игру, и получил совершенно нового героя – бюрократа с детскою душою. Проверка таблицы. Учитель: У нас остался последний пункт – авторская оценка. Это самый сложный пункт, где нужно понять, каким же на самом деле хотел показать нам Печкина Успенский. Поэтому сначала мы ответим на несколько вопросов, пользуясь таблицей:
Любопытство Дотошность Занудство Бюрократизм
Терпение Любовь к сладкому Умеренная простота в общении Не обидчив, быстро «отходит» Вежлив
Если дети пришли к неправильному выводу, следует объяснить, что Печкин, на самом деле, очень одинок, и все, чего ему не хватает – это хороших друзей.
Ученики: «Почтальон даже растрогался: - Спасибо вам! Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу, чтобы жить веселей: ты домой приходишь, а она тебе радуется!.. Приезжайте в наше Простоквашино…» Заполнение таблицы до конца. Проверка. Учитель: На примере почтальона Печкина автор показывает, что, не смотря на отрицательные черты характера, герой может оставаться хорошим человеком. И важно помочь ему. Произведение заставляет задуматься над тем, что одиночество и одинокие люди, в наши дни остаются незамеченными, общество безразлично к этой проблеме, хотя именно оно и может, и должно помочь им. Пауза для осмысления услышанного. Для проверки понимания можно предложить сравнить 2 рисунка, изображающих Печкина. Учитель: Какой из этих рисунков больше подходит герою по характеру? (Если рисунков и иллюстраций нет, можно предложить вопрос: Вспомните мультфильм и сравните с тем, что вы прочитали. Какую разницу вы заметили?) Ребята, посмотрите на доску, проверьте, чтобы таблица в тетради была заполнена, как на доске. 5. Эффективность приема. В ходе работы над характеристикой героя учащиеся совершенствуют навык чтения; учатся анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь; учатся выделять эпизоды, определять их роль в произведении. Идет расширение словарного запаса учащихся. При каждом ответе учитель выводит учеников на связный текст, просит аргументировать свое мнение, что развивает устную речь учащихся; параллельно развиваются восприятие, мышление, память, внимание. С помощью интересно подобранного материала и заданий учитель прививает интерес к предмету; затрагивает такие вопросы, как одиночество, сопереживание; старается сформировать правильное отношение детей к социальным проблемам общества. 6. Библиографический список:
|