Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.04.2014
Размер132.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Работа над характеристикой литературного героя

Работа над характеристикой литературного героя (по содержанию повести-сказки Э. Н. Успенского)

Автор: Загарских Марина Константиновна, учитель МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области

Описание работы: характеристика литературного героя почтальона Печкина на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Материал предназначен для учителей начальных классов, который можно использовать на уроках внеклассного чтения или на занятиях внеурочной деятельности.

Разработка методического приема на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

  1. Название приема: Работа над характеристикой литературного героя.

  2. Цели и задачи:

Сверхзадача: решить проблему отношения к одинокому существованию.

Цель:

- Образовательная:

  • совершенствование навыка чтения;

  • сформировать умение анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь;

  • формирование умения аргументировать свой ответ;

  • сформировать умение выделять эпизоды, определять их роль в произведении;

  • расширение словарного запаса учащихся;

- Развивающая:

  • развитие связной устной речи учащихся;

  • развитие слухового восприятия;

  • развитие мышления, памяти, сосредоточенности внимания;

- Воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;

  • воспитать умение сопереживать герою.

3. Оборудование:

Текст произведения; портрет Э.Н.Успенского; рисунки, изображающие героев; таблица; слова для словарной работы, выписанные на доску.

  1. Описание приема (ход работы).

В ходе работы над произведением учащиеся заполняют в тетрадях, а учитель на доске таблицу.
Учитель:

Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Свой путь в литературе он начал как писатель-юморист для взрослых, но затем начал писать и для детей. Все вы хорошо знаете его произведение «Дядя Федор, пес и кот», секрет успеха которого таится, прежде всего, в героях. Сегодня на уроке мы будем работать над характеристикой одного из героев этого произведения: почтальона Печкина.

Дети видят на доске еще незаполненную таблицу, которую учитель предлагает им заполнить:

Характеристика литературного героя


Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарий

Выводы

(характер героя)


































































почтальона Печкина.
Учитель:

Посмотрите внимательно на таблицу, чтобы начать работу нам необходимо заполнить первый столик, для этого вам нужно вспомнить и ответить на вопрос: с помощью чего автор может показать характер своего героя в произведении?
Ученики вспоминают пройденный материал и отвечают на вопрос, задача учителя – следить за правильностью ответов, в случае необходимости корректировать их, дополнять и заносить их в таблицу. (Например, ученик дает ответ: «Автор может показать характер героя через то, как он говорит, какие слова употребляет». Учитель: «Молодец, ты сказал правильно. Но твой ответ мы запишем в таблицу одним словом: речь. Ты согласен?»)

С помощью учителя дети заполняют таблицу:
Характеристика литературного героя

почтальона Печкина.


Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарий

Выводы

(характер героя)

1. Внешний вид










2. Речь










3. Поведение, поступки героя










4. Отзывы о герое других действу- ющих лиц










5. Оценка критиков










6. Авторская оценка











Учитель:

Теперь план, по которому мы будем характеризовать героя, известен. Начинаем нашу работу. Найдите в тексте отрывки, в которых говориться о внешнем виде Печкина. Зачитайте их.
Ученики:

  • «Потом они пошли домой по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Это не дядя с хвостиком, а возраст у него с хвостиком. Значит, ему пятьдесят лет и еще чуть-чуть)».

  • «А тут к ним почтальон Печкин идет. Румяный такой и радостный».


Учитель:

Правильно, что же мы запишем в таблицу?

Что вы можете сказать о характере героя, опираясь на описание его внешнего вида?
Дети выделяют главное в ответах и делают краткую запись в таблице:

Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарий


Выводы

(характер героя)

1. Внешний вид

«Дядя … лет пятидесяти с хвостиком»;

«Румяный такой и радостный».

Почтальон Печкин – пожилой человек с приятной внешностью.

Кажется доброжелательным, приветливым человеком.
Характеристика литературного героя

почтальона Печкина.
Учитель:

Найдите и зачитайте отрывки, в которых показана речь почтальона.
Ученики:

  • «Нет, я не из милиции, - отвечает дядя. – Я из почты. Я почтальон тутошний – Печкин. Поэтому я все должен знать. Чтобы письма разносить и газеты. Вы, например, что выписываете?»

  • «Тут почтальон Печкин приходит. Он в дверь постучал и слышит:

- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка», - отвечает он.

Галчонок опять спрашивает:

- Кто там?

Почтальон снова говорит:

- Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка».

И так у них целый день продолжалось.

  • «- Ну и что? – говорит кот. – Мало ли таких мальчиков!

- Может, и немало, - отвечает почтальон, - только этот мальчик из дома ушел. А родители беспокоятся, что с ним. И даже премию обещали тому, кто его найдет. Может, велосипед дадут. А мне велосипед во как нужен, почту развозить. Я даже метр принес: буду вашего хозяина измерять».

  • «Здравствуйте, папа и мама!

Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас…

Все у вашего мальчика хорошо… можете приехать за ним…

До свидания. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин».

  • «Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету».

  • «Это по правилам, - отвечает Печкин. – Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правил нарушать нельзя».

  • «- Не пора ли вам на почту идти? А то скоро она закроется, – спрашивает Шарик.

- И пускай закрывается. У меня ключ есть».

  • «Здравствуйте. Я вам газету «Современный почтальон» принес».


Учитель:

Сделайте краткую запись в таблице, цитаты разбейте на группы, прокомментируйте свой ответ.


Я написал…, разбил на … группы и считаю, что…

Ученики отвечают по схеме: , т.о. ученики аргументируют свою запись. Учитель внимательно выслушивает несколько ответов и вместе с детьми делает запись в таблице:

Характеристика литературного героя


Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарий

Выводы

(характер героя)

2. Речь

«Тутошний», «нету», «пускай»; «Здравствуйте», «до свидания», «пишет вам»;


«Что выписываете?», «почту развозить», «заметка в газете»,

«посылка», «документы».


Печкин часто употребляет просторечия, но в то же время вежлив.

Встречается очень много профессиональ-ной лексики.

Печкин предстает перед нами как очень дотош-

ный человек, соблюдение правил для которого пре-

выше всего. В общении с другими напускает на себя важность, деловитость, но на самом деле прост.
почтальона Печкина.

Учитель открывает заранее записанные на доске качества характера:

любопытство

щедрость

бюрократизм

дотошность

доброжелательность

любовь к сладкому

терпение

легкомысленность

доверчивость

Для некоторых слов дается справка, т.к. младшие школьники могут не знать значение некоторых слов:

Бюрократизм (как качество характера) подразумевает деятельность человека, которая излишне осложнена и направлена на обеспечение служебных интересов в ущерб/во вред интересам общества.

Дотошный – любопытный, во все вникающий.

Легкомысленность – несерьезность, необдуманность в поступках, бездумное поведение.

(Значения слов взяты из толкового словаря С.И.Ожегова).
Учитель:

Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны различные качества характера. Выберите те, которыми, по-вашему мнению, обладает Печкин. В каких обстоятельствах герой проявляет эти качества?
Ученики работают самостоятельно. Учитель направляет их на верный ответ. Обсуждение, запись в таблицу:
Характеристика литературного героя

почтальона Печкина.


Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарий


Выводы

(характер героя)

3. Поведение, поступки героя

Первая встреча почтальона с дядей Федором;

Попытка Печкина подсмотреть в окно;

Печкин интере –

суется, почему дядя Федор печку не топит.

При каждой встрече засыпает других героев вопросами: откуда? Зачем? А это что?

Герой не просто лю -бопытен, а дотошен. Его интересует все, что происходит вокруг.






Несогласие Печкина отдать посылку без документов;

«Это по правилам, а правила нарушать нельзя».

Герой приносит и

уносит посылку, зная,

что это бесполезно.



Печкина можно назвать бюрократом, т.к. для него важнее всего «сделать как положено», по правилам.

Печкин и Хватайка.

Хватайка выхватывает у

Печкина конфету.

Герой ни разу не произносит плохого слова.

Печкин терпелив и вежлив.

«Он не стал обижаться, а

только махнул рукой и две

лишних конфеты в карман

положил».

«Пришлось им Печкина

снова чаем отпаивать».

«Подайте мне вон те кон –

феты. Очень они замечатель-

ные!»

Никогда не отказыва-

ется от чая и конфет.

Печкин очень любит сладкое, готов все простить д. Федору,

Шарику и Матроски- ну за чашку чая с конфетами.

Не обидчив.



Если ученики выделили еще какие-либо качества и доказали, приведя в качестве примера конкретные поступки героя, то их следует занести в таблицу.
Учитель:

Ребята, сейчас постарайтесь, не смотря в текст, вспомнить, как отзывались о почтальоне другие герои.

Ответы заносят в таблицу:

Характеристика литературного героя


Приемы и средства создания образа-персонажа

Примеры из текста

Комментарий


Выводы

(характер героя)

4. Отзывы о герое других действующих лиц.

Шарик постоянно пытается укусить его.

«- Ох, как неудобно, -

говорит мама. – Мы совсем про Печкина забыли…

- И правильно, он такой вредный»

Герои недолюбливают Печкина

из-за его любопытства и бюрократизма.
почтальона Печкина.
Учитель зачитывает дополнительную информацию, а дети самостоятельно заполняют следующий пункт таблицы.
Учитель:

Успенский берет за основу какой-либо человеческий тип и один - двумя штрихами превращает его в карикатуру. Он прибавил к банальному бюрократизму Печкина такие

черточки, как любовь к сладкому и занудство не принятого в игру, и получил совершенно нового героя – бюрократа с детскою душою.
Проверка таблицы.
Учитель:

У нас остался последний пункт – авторская оценка. Это самый сложный пункт, где нужно понять, каким же на самом деле хотел показать нам Печкина Успенский. Поэтому сначала мы ответим на несколько вопросов, пользуясь таблицей:

  • назовите отрицательные качества героя.

Любопытство

Дотошность

Занудство

Бюрократизм

  • А теперь положительные.

Терпение

Любовь к сладкому

Умеренная простота в общении

Не обидчив, быстро «отходит»

Вежлив

  • Как вы думаете, зачем автор наделяет такого «дотошного бюрократа» положительными чертами?




  • Зачем автор вводит такого героя в свое произведение?




  • Ребята, обратите внимание, что все герои произведения условно разделены на группы: друзья, которым весело вместе, родители мальчика. А к какой из этих групп вы относите Печкина?




  • Опираясь на свои ответы, скажите, почему же Печкин такой вредный?


Если дети пришли к неправильному выводу, следует объяснить, что Печкин, на самом деле, очень одинок, и все, чего ему не хватает – это хороших друзей.


  • Найдите и зачитайте отрывок, который показывает отношение автора к своему герою.

Ученики:

«Почтальон даже растрогался:

- Спасибо вам! Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу, чтобы жить веселей: ты домой приходишь, а она тебе радуется!.. Приезжайте в наше Простоквашино…»

Заполнение таблицы до конца. Проверка.

Учитель:

На примере почтальона Печкина автор показывает, что, не смотря на отрицательные черты характера, герой может оставаться хорошим человеком. И важно помочь ему.

Произведение заставляет задуматься над тем, что одиночество и одинокие люди, в наши дни остаются незамеченными, общество безразлично к этой проблеме, хотя именно оно и может, и должно помочь им.
Пауза для осмысления услышанного.

Для проверки понимания можно предложить сравнить 2 рисунка, изображающих Печкина.

Учитель:

Какой из этих рисунков больше подходит герою по характеру? (Если рисунков и иллюстраций нет, можно предложить вопрос: Вспомните мультфильм и сравните с тем, что вы прочитали. Какую разницу вы заметили?)
Ребята, посмотрите на доску, проверьте, чтобы таблица в тетради была заполнена, как на доске.

5. Эффективность приема.
В ходе работы над характеристикой героя учащиеся совершенствуют навык чтения; учатся анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь; учатся выделять эпизоды, определять их роль в произведении. Идет расширение словарного запаса учащихся.

При каждом ответе учитель выводит учеников на связный текст, просит аргументировать свое мнение, что развивает устную речь учащихся; параллельно развиваются восприятие, мышление, память, внимание.

С помощью интересно подобранного материала и заданий учитель прививает интерес к предмету; затрагивает такие вопросы, как одиночество, сопереживание; старается сформировать правильное отношение детей к социальным проблемам общества.
6. Библиографический список:

  • Кобелева Е.А. Теория и методика обучения литературе. – Киров, 2007. – 185 с.

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве/ Книга для чтения в 3 классе. Пособие для учащихся. В 2-х ч., ч. 1; «БАЛЛАС», 1993. – 192 с.

  • Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература – М.: «Академия», 2002. – 472 с.

  • Ожегов С.И. «Словарь русского языка» - М.: 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск