Этапы урока
| Операциональные цели
| Содержание урока
| Время
| Методы оценивания
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1. Организация класса.
Психологический настрой.
| Настроит учащихся на работу, сосредоточить их внимание.
| Начинаем урок русского языка и чтения. Сегодня у нас праздник, день особенный. Приветствуем гостей, чтобы в доме у нас было уютно и комфортно.
| Один ученик обращается к гостям:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
| 2 мин.
|
|
2. Сообщение темы и цели урока.
Самостоятельная работа в тетради.
| Повторить умение работать с тестовыми заданиями.
| Сегодня мы вспомним изученные звуки и буквы. Вы должны быть внимательными давать точные, обдуманные ответы, уметь аргументировать свои выводы. Во время письменных упражнений не торопитесь. Вспомним девиз наших уроков.
Сразу приступим к работе. Выполним задание теста №1 (прилагается) -- Составим из полученных букв слово и запишем рядом.
Работа со словом зима:
-- сколько слогов? Назвать ударный слог;
-- назвать мягкие согласные, доказать;
-- назвать первый звук в слове, охарактеризовать его устно;
-- подобрать слова по теме «Зима»;
-- читаем слова-зима, снег, мороз – так как написано, так как произносим, скороговоркой.
| Девиз: Мало уметь писать, надо уметь думать.
Ученики записывают результаты теста: и, з, м, а.
В слове 2 слога, второй слог ударный.
Учащиеся охарактеризовывают первый звук.
Называют слова мороз, снег, сугроб и др.
Читают слова на карточке: зима мороз, снег.
| 10 мин.
| Устный опрос.
|
3. Повторение знаний о звуках и буквах.
| Вспомнить общие сведения о звуках и буквах
| Загадка.
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. -- Чем звук отличается от буквы?
-- Как называется раздел русского языка, изучающий звуки и буквы?
Какие звуки мы изучили?
| Отгадка: звук
Звук слышим и произносим,
Букву видим и пишем.
Фонетика.
Гласные и согласные звуки.
| 3 мин.
| Устный опрос.
|
4. Физминутка.
| Снять напряжение, позаботиться о физической утомляемости детей.
| Проводим музыкальную разминку, используя запись «Песни Крокодила Гены»
|
| 2 мин.
|
|
5. Выяснение название произведения и автора по персонажу.
| Внести элемент заинтересованности учащихся на уроке.
| -- К какому произведению написана песня?
-- Кто автор?
Приход почтальона Печкина (3 попытки). Печкин выясняет адрес, класс. Вручает учащимся конверт и посылку.
-- Из какого произведения пришел Печкин?
-- Кто автор произведения?
-- Оказывается, произведения «Дядя Федор, пес и кот» написал Э.Успенский.
Предлагаю учащимся 2 сборника Э. Успенского.
| Учащиеся дают полные ответы. Произведение называется «Крокодил Гена и его друзья», написал Э.Успенский.
Дети называют город, лицей, класс.
| 7 мин.
| Устный опрос.
|
6 Повторение изученных звуков и букв, их обозначение.
| Классифицировать изученные звуки и буквы.
| Читаем письмо. Выясняем отправителя (текст прилагается).
-На чем же нам добраться до деревни Простоквашино?
Загадка.
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
-Сколько в слове слогов?
Предлагаю рисунки двух автобусов. Места заняли буквы.
-Почему 1-й автобус красного цвета?
-Почему 2-й автобус зеленого цвета с синими занавесочками?
-Почему некоторые на крыше расположились? Учащиеся заполняют свободные места в автобусе.
-Для какой буквы не нашлось места и почему?
| Учащиеся называют количество слогов в слове. Классифицируют звуки, заполняют места в автобусе. обращаем внимание на роль «ь» в русском языке.
| 6 мин.
| Устный опрос.
|
7. Физминутка
| Снять напряжение учеников.
|
|
| 2 мин
|
|
8. работа с иллюстрацией в учебнике.
| Учить учеников рассматривать иллюстрацию, замечать мелкие детали.
| Выясняем о какой фотографии писали животные.
Работа по учебнику на стр.
-Кого видим?
-Где они фотографировались?
-В какое время суток?
| Ученики дают полные ответы на вопросы.
| 3 мин.
| Письменный опрос.
|
9. Работа над текстом.
Предварительная словарная работа.
| Акцентировать внимание детей на чтение восклицательных предложений
Вспомнить слова-действия.
| Выясняем, кому мог писать письма дядя Федор.
Объясняем значение слова – велить-заставлять, настаивать.
Вспоминаем назначение зеленых прямоугольников.
Текст читает одни ученик.
Обращаем внимание на первое предложение
- О чем говорит!?
- Выясним, каким сыном был дядя Федор7
Повторное чтение текста «пчелками».
| Учащиеся внимательно слушают вопросы и дают точные и полные ответы
| 6 мин.
| Письменный опрос.
|
10. Работа с пословицей
| Вспомнить средство языка - пословицу.
Воспитывать любовь к родителям.
| Читаем на доске предложения и выясняем, к какому средству языка относится. Объясняем смысл данной пословицы.
-Какой вывод можете сделать для себя?
«При солнце тепло, при матери добро».
| Учащиеся отвечают, что это пословица и доказывают свои ответы. Самостоятельно делают выводы и высказываются.
| 4 мин.
|
|
11. Развитие фонематического слуха
| Повторение согласных букв. составление слов по данной первой букве
| Один ученик работает у доски.
-Приступаем к выполнению теста № 2 (прилагается).
Проверяем выполнение тестов.
-Составляем пары.
Находим лишнюю букву.
-Почему буква – л – лишняя?
Со всеми буквами составляем слова цепочкой.
| Учащиеся записывают результаты теста в тетрадь.
Дают ответы на вопрос.
Слова составляют все ученики цепочкой.
Результаты теста- б,ф,в,л.п.
| 6 мин.
| Письменный опрос.
|
12. Упражнение в написании парных согласных на конце слова
| Развивать умение подбирать проверочные слова для написания парных согласных в конце слова.
| Работа в группе.
Группа получает карточку с заданием (карточка №1 прилагается к проекту)
Предлагаю работать быстро. Соревнуемся между группами.
| Учащиеся работают в группах. Лидеры защищают свои работы
| 5 мин.
| Проект.
|
13. Упражнение в умении решать криптограммы.
| Решение криптограммы. Настроить внимание учеников на работу. закреплять умение детей составлять слова из данных букв.
| На доске криптограмма: омолко.
Решение криптограммы. определяем количество слогов.
-Что заметили?
-Слово хитрое. Читаем его на карточке орфографически, орфоэпически, скороговоркой.
Записываем слово в тетрадь и составляем транскрипцию.
| Учащиеся работают с криптограммой.
Четко выполняют задания к получившемуся слову – молоку.
| 5 мин.
| Проект
Письменный опрос.
|
14. Физминутка.
| Заботиться о физической утомляемости детей
|
|
|
|
|
15. упр. в нахождении слов с определенным количеством слогов.
| Способствовать развитию дружеских отношений при работе в группе. развивать умение находить слова по слоговой схеме.
| Работа в группе.
Группа получает карточку №2 (прилагается к проекту).
Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют. Настраиваю на четкую работу, вношу элемент соревнования.
| Лидеры защищают свои группы, аргументируют ответы.
| 7 мин.
| Письменный опрос.
|
16. работа с иллюстрацией в учебнике. развитие речи учащихся.
| Активизировать мыслительную деятельность.
Обратить внимание на каллиграфически правильное письмо, развивать умение находить в тексте ответ на вопрос.
| Работа по учебнику.
-Чем угощал кот Матроскин друзей?
-Сколько пирогов он предложил Шарику?
-Произносим слов. Что заметили?
-Как проверить?
-Записываем в тетради – пирог-пироги.
Читаем слово орфографически, орфоэпически, скороговоркой.
-Как одним словом назвать молоко и приог?
Что можно сказать о жизни друзей в деревне? Читаем текст пчелками друг другу.
-Как дядя Федор относился к животным?
Найти доказательство в тексте.
| Учащиеся дают ответы на вопросы. Перед работой в тетради вспоминают правила посадки
| 7 мин.
| Комбинированный контроль.
|
17. Физминутка
| Снять напряжение. Заботиться о физической утомляемости детей
|
|
| 2 мин.
|
|
18 Работа с пословицей.
| Воспитание чувства товарищества и дружбы в коллективе. Развитие каллиграфически правильного письма
| На доске записана пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
-К какому средству языка относится?
-объяснить ее смысл.
-Пословицу записываем в тетрадь и выполняем задание – составить схему предложения.
Один ученик схему составляет на доске.
| Учащиеся объясняют смысл пословицы.
Обращают внимание на посадку при письме.
Проверяют схему на доске.
| 5 мин.
| Комбинированный опрос.
|
19. Игра «Продолжи пословицу»
| В процессе игры вспомнить изученные пословицы, прививать любовь к языку.
| Проводим соревнование по рядам. 1-я команда –«Ежики», 2-я команда – «Зайчики», 3-я – «синички».
-Ваша задача – продолжить пословицу.
1.Куй железо пока горячо
2.не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3.При солнце тепло, при матери добро.
4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Старый друг лучше новых двух.
| Учащиеся продолжают пословицу. Выясняем победителя. Вспоминают знакомые пословицы
| 2 мин.
| Устный опрос.
|
20 Итог урока.
| Развивать умение анализировать действия
| -Чем занимались?
В пословице говорится: «Учиться всегда пригодится»
| Учащиеся вспоминают свои действия на уроке
| 1 мин
|
|
21 Оценивание
| Заинтересовать учеников для работы на следующих уроках
| Поощряю отличившихся учеников сюрпризом из посылки (вручаю закладки для книг).
|
| 2 мин
|
|
22. дом.задание
|
| Читать в учебнике письмо дяди Федора, устно написать письмо жителям д.Простоквашино.
Вспомнить пословицы
|
| 1 мин
|
|