Скачать 59.21 Kb.
|
Урок-зачёт по теме «Деепричастие». 7 класс Володёнок О. Е. , учитель русского языка литературы ГБОУ (VII вида) № 561 Цель: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте, способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, корректировать долговременную память, логическое мышление, способствовать раскрытию способностей учащихся, создать условия для успешной работы. Задачи:Образовательные: уметь находить деепричастные обороты и правильно ставить знаки препинания при них, знать виды деепричастий, уметь правильно употреблять деепричастия в речи, составлять схемы деепричастного оборота. Развивающее - коррекционные: развивать и корректировать психические процессы, словарный запас, уметь составлять связный рассказ на заданную тему, выразительно читать, соблюдая интонацию. Воспитательные: воспитывать побуждение к работе с информацией, интереса к теме, ответственное отношение к работе, уметь слушать одноклассников, работать в команде, оценивать свою работу. Повторение: «НЕ» с различными частями речи, виды глагола, причастие и причастные обороты. Технологии: элементы ТРКМ, здоровьесбережения. Прогнозируемые результаты: интерес к теме, побуждение к работе; вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме; обобщение знаний; соотнесение информации и имеющихся собственных знаний. Оборудование: таблицы по русскому языку по теме. Межпредметные связи: с литературойХод урока:
А). Устные ответы учащихся на вопросы (3 мин.):
Б). Проверка д/з. ( 3 мин.) Девочки подобрали пословицы и поговорки с фразеологизмами, деепричастными оборотами, мальчики – предложения с деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Не скроив, не сошьёшь. Не делая добра другим, не жди его для себя. Не зная броду, не суйся в воду. Не взявшись за топор, избы не срубишь. Они (сыновья) были очень смущены таким приёмом и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. - Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. – сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад. И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
А). Работа у доски и в тетрадях. (4 мин).Учитель: кто сможет продолжить строчки из стихотворений и назвать автора? (ответы учащихся). Открывается доска, на которой записаны без знаков препинания строки: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. Зима! Крестьянин торжествуя, На дровнях обновляет путь. 2 ученика (один из них инофон) расставляют знаки препинания, выделяют грамматические основы, находят деепричастный оборот и одиночное деепричастие, определяют вид деепричастий, составляют схемы. Остальные ученики работают самостоятельно на местах в тетрадях. Проверка. Б). Игра «Исправь предложения». (2 мин.)Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Возвращаясь домой, шёл дождь. Открывая дверь, она громко скрипнула. Открыв окно, я залюбовалась видом города. Девочка, склонив голову, что-то быстро писала. (Дети должны увидеть, что последние 2 предложения исправлять не надо). В). Работа с карточками. (3 мин.) Исправить ошибки:«НЕ» слитно «НЕ» раздельно (Не)годуя (не)навидя (не) видя (не) выполнил (не)доумевая (не) добрая, а злая (не) подумав (не)взлюбить (не) выполнил (не) читая (не)вежа (не)вежда Параллельно 2 ученика работают с толковыми словарями, находят лексическое значение слов «невежа» и «невежда». Г). Работа с карточками с записью ответов в тетрадь. (6 мин.)Найти в предложениях причастные и деепричастные обороты.Карточка № 1. Усеянное звёздами небо манило к себе. Раздавшийся слева грохот заставил нас оглянуться. Отметив маршрут, туристы отправились в путь. Поднявшись на гору, они решили отдохнуть. Карточка № 2. Охотники любовались степью, остывшей за ночь. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались всё выше и выше. Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива. Разговаривая, мы гуляли по набережной. Д). «Минутка» отдыха. (3 мин.) Чтение учителем стихотворенияЭ. Саути «Ладорский водопад». Перед началом чтения учитель показывает напечатанное стихотворение и просит детей сказать, на что похож текст. ((Ответы учеников: гора, склон, колпак, треугольник). Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая В свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды В сверкающем, быстром Ладоре. 4. Рефлексия. Творческая работа. А). Работа у доски и в тетрадях. (10 мин.)На доске записано предложение. Во время каникул ребята гуляли по городу и любовались его достопримечательностями. Ученики находят и подчёркивают грамматическую основу предложения, говорят, что глаголы обозначают основное действие. Учитель предлагает изменить предложение так, чтобы оно было с деепричастным оборотом. Во время каникул ребята гуляли по городу, любуясь его достопримечательностями. Во время каникул ребята, гуляя по городу, любовались его достопримечательностями. Запись полученных предложений в тетради, составление схем. Далее предлагается изменить предложение, чтобы в нём появились причастные обороты. Гуляющие по городу во время каникул ребята любовались его достопримечательностями. Ребята, гуляющие во время каникул по городу, любовались его достопримечательностями. Запись полученных предложений в тетради, составление схем. Б). Подведение итогов урока. (3 мин.)Учитель просит детей вспомнить, что было сделано ими на уроке. И говорит о том, что урок не будет полным, если не сказать о роли деепричастия в речи, и приводит пример из воспоминаний Григоровича. Одно место из моего очерка «Петербургские шарманщики» Ф.М.Достоевскому не понравилось. В нём было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо говорил Ф.М.Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» «Это замечание, - пишет Григорович, - помню очень хорошо, - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…» Дети слушают отрывок и говорят, что они полностью согласны с этим утверждением писателя. В). Оценивание детьми собственной работы на уроке. Оценивание работы детей учителем. Выставление оценок в дневники. (2 мин.) |