Скачать 79.48 Kb.
|
МОУ «Тингашская начальная школа Буинского района РТ» Урок – ярмарка «Русские народные сказки» 3 класс Выполнила: Учитель II категории Киргизова Марина Владимировна ТИП УРОКА : обобщающее повторение. Форма урока: урок – ярмарка. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: инструменты- баян, деревянные ложки, бубен; иллюстративный материал- репродукция картины В.Васнецова «Иван Царевич на сером волке»; раздаточный материал: иллюстрации с фрагментами текста сказки, карточки с вариантами ответов; слайды с фрагментами русских народных сказок. 1 1.Организационный момент /Учитель в русском сарафане./ Внимание! Внимание! Народное гулянье! Торопись, честной народ, - Всех вас ярмарка зовёт! Под песню «Коробейники» дети входят в класс. Появляются два скомороха Фома и Ерёма. Фома. На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сказки Давно вас ждут друзья! Ерёма. Эй! Не стойте у дверей- Заходите к нам скорей! Учитель. И со всех концов земли Все на ярмарку пришли! Народ собирается! Наша ярмарка открывается! /Открывается занавес с доски. На доске Солнце и надпись «Книжная ярмарка»/ 2. Постановка учебной задачи. Добры молодцы! Красны девицы! Гости дорогие! Собрались мы здесь сегодня не для часа праздного, а для дела мудрого. И узнаем мы, как построена сказка русская народная. И читать её, и рассказывать будем все вместе мы выразительно. Это только присказка к уроку, а весь урок у нас с вами впереди. 2 . 3Актуализация знаний учащихся. У. –Взгляните на Книжную ярмарку. Как она называется? Д.-«Жили- были». У.-А почему она так называется? Д – Это сказочная ярмарка. А сказки часто начинаются со слов «жили – были». У.- Молодцы! Вы были внимательны на предыдущих уроках. А как называется начало сказки? Д. – Зачин. У. – ЗАЧИН – это традиционное начало./По толковому словарю С.И. Ожегова./(на доске таблица ЗАЧИН ) Вспомните, а какими ещё словами начинаются сказки? Д. – «В некотором царстве …» У.- Давайте заглянем в палатки нашей Книжной ярмарки. Какими сказками торгуете вы? /Учитель подходит к 1-й палатке. Дети выставляют табличку «Волшебные сказки»./ 2-я палатка «Сказки о животных» 3-я палатка «Бытовые сказки» 4.Основная часть. 1.Волшебные сказки. У. – Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? Д.- «Иван- царевич и Серый Волк», «Царевна – лягушка», «Гуси –лебеди», «Про Емелю-дурака». У. – А почему они называются волшебными? Д. –Потому что в них происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы. У.- А как же строится волшебная сказка? Об этом мы узнаем сегодня. Напомните начало сказки «Иван- царевич и Серый Волк». /Пересказ/ 2 Повторение содержания сказки. У.- Вспомним, что произошло дальше. А для этого будем работать палатками. В каждой палатке есть тексты с фрагментами сказок. Вы их прочитаете, обсудите друг с другом. За тем прикрепите на парту в том порядке, в котором события происходят в сказке. Проверка. (Чтение фрагментов вслух). У.- Молодцы! Вы правильно восстановили последовательность и связь событий в сказке, т. е. СЮЖЕТ(карточку прикрепить на доску). Какую особенность волшебной сказки мы услышали при чтении? Сколько обычно повторов в русских народных сказках? (три) 3. Работа с иллюстрацией. У. –Переверните свои папки. Что получилось у вас на обратной стороне? Д. –Иллюстрация к сказке. У. –Это картина В. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» /На доске портрет В. Васнецова и репродукция картины ./ -Какой момент изобразил художник? -Какое настроение передаёт эта картина? У вас в палатках есть варианты ответов. Выберите нужный ответ и покажите. /Радостное, тревожное, грустное, печальное./ 4.Игра «Узнай сказку» Ну, хозяева волшебных сказок, загадайте сказку, а мы будем отгадывать . /Показ слайдов/ 1) «Натянул свой лук Иван-царевич и тоже выпустил стрелу. Улетела стела - не видно куда. Пошёл Иван-царевич её искать и нашёл в речке; заплакал». ( «Царевна-лягушка»)
( «Гуси-лебеди» )
( «Про Емелю-дурачка» ) 5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. У.- Погоди, честной народ, - Отдохни немножко… Василиса к нам идёт, Поразвлечь немножко… Девочка. – Шли мы, шли и к волшебному камню подошли. Прямо пойдёшь – к Кощею Бессмертному попадёшь, направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – Жар-птицу найдёшь. /Повторяется три раза/ 6.СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. 1. У. - Собирайся ,честной народ! Сказка в гости к нам идёт! Сядьте парами, друзья Скучать сейчас никак нельзя! 2 Инсценировка сказки «Лисичка - сестричка и волк» «Парус»-3 стр. 46 отрывок. У. – Из какой сказки пришли к нам эти герои? Д. – «Лисичка-сестричка и волк». У. – На каком языке они разговаривают? Д. – На человеческом. 3. Словарная работа. У. – В сказках все животные разговаривают на человеческом языке, приобретают характер человека. Например, лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, медведь – глупый. Такой художественный приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. /На доске прикрепляется карточка со словом «олицетворение»/ 4. А ну –ка, поторгуемся. Кто знает больше сказок о животных. Конкурс «Кто и кому говорит?» /После отгадывания показ слайдов/ 1) «Битый небитого везёт, битый небитого везёт!» /Лиса волку/ 2) «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!» /Зайчик перед зайцами хвастается/ 3)«Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай.» / «Маша и медведь» Маша – медведю говорит/ 7.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Ерёма: - Эй, девчоночки-подружки, Веселушки, хохотушки! Эй, ребята, вы зверята Озорные удальцы! Веселее попляшите, Всех гостей повеселите! /Под мелодию песни «Во саду ли, в огороде» мальчики выполняют движения около карусели, девочки подыгрывают на ложках, бубне и трещотке./ 8.БЫТОВЫЕ СКАЗКИ. 1.У. – Ну, молодцы! Ну, удивили! Ну, порадовали! А чтобы пыл веселья не угас, Чтобы время шло быстрее, Вновь приглашаю вас Собраться в сказку скорее! 2.Игра «Назови сказку» У. – У меня в руках бубен. Я подхожу к любой палате, заиграю бубенцом, а вы назовёте мне бытовую сказку. 3.Коллективная творческая работа. У. – Мы – представители народа, значит, можем по-своему досказать любую сказку .Я вам зачитаю начало сказки, а вы его по своему продолжите . Подумайте, чем может закончиться сказка и чему может научить. /Зачитывается начало сказки «Мена» до слов «Отдал пастухам коня, взял себе вола и пошагал дальше». Дети в течение 2-3 минут готовят своё выступление./ 4.Прослушивание вариантов ответа. Чтение сказки до конца. 5. Итог по бытовым сказкам. Концовка сказки. У. – Какими же словами заканчивается сказка? Д. – У. – Вспомните, какими ещё словами заканчиваются русские народные сказки./Ответы детей./ У. – Называется это – концовка./Прикрепляется карточка КОНЦОВКА./ 7.ИТОГ УРОКА. У. – Как строится сказка русская?/Начало, сюжет, концовка./
7. - Сегодня на уроке вы придумали своё окончание сказки. А можем ли мы поменять местами, например, зачин и концовку? Д. – Нет. У. - Мне понравилось, что вы придумали доброе окончание сказки. А ТУТ И ДЕЛУ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ! Ерёма: -Поиграли мы отлично! И устали мы прилично! Фома: - Всем спасибо за участье! Вот сувениры вам на счастье! /Скоморохи раздают детям леденцы, бублики, конфеты./ Фома: - Всё! И ярмарке конец – Шуткам, играм, сказкам! До свидания! Спасибо! За урок ребятам! У. – Вот и солнце закатилось- Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам – Рады мы всегда гостям! /Под музыку дети выходят из класса/ |