Скачать 45.29 Kb.
|
Открытый урок русского языка в 5 классе МОУ « Масальская средняя школа» октябрь 2010 года. Учитель: Простова Ольга Александровна. Тема урока: « Познавательный час. Точка, точка, запятая». Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания; познакомить с этимологией ряда синтаксических терминов и с историей развития пунктуации как раздела науки о языке, воспитывать любовь к родному языку. Оборудование: карточки, схемы, таблицы. Ход урока: 1. Организация класса. 2. Вступительное слово учителя. Внимательно посмотрите на тему урока. Сегодня мы будем говорить о?... знаках препинания. Давайте начнем с лексического диктанта. ( На доске магнитной прикреплены слова: пунктуация, лингвистика, морфема, орфограмма, диалог, синтаксис, прямая речь). Выбирайте нужные слова и правильно их запишите: - наука о языке, - часть слова, - буква, которую нужно объяснить правилом, - слова какого- либо лица, переданные от его имени, - разговор двух и более лиц, - наука, которая изучает знаки препинания, - наука о языке, которая изучает словосочетание и предложение. 3. Практическое задание. Выпиши по колонкам словосочетания и предложения, произведи их разбор, выдели орфограммы: безударную гласную в корне слова, сомнительную согласную в корне, окончание имен существительных. Бежать по дорожке, тайга редела. Как красив лес в багряном уборе осени, избушка лесника, вы возьмете в поход карту местности, прелестный цветок. Физкультминутка. 3. Знакомство с новым материалом. Появляется архивариус. Ребята, что вы можете рассказать обо мне? Моя профессия образовалась от слова – архив. Архив- учреждение для хранения старых документов, старинных рукописей. Архивариус- хранитель этих документов, работник архива. Я буду вас знакомить с новыми сведениями по теме урока. Слово синтаксис пришло к нам из греческого языка, где оно обозначало строй, построение,употреблялось в военном деле в значении « строй войск». Слово пунктуация пришло к нам из латинского языка. Слово препинание- исконно русское, употребляется в значении « препятствие», тот же корень, что и в слове запинаться. Ребята, а что вам уже известно о знаках препинания? 4. Выступления ребят с инсценированием стихотворения С. Маршака « Знаки препинания». Автор: У последней точки на последней строчке Собралась компания знаков препинания. Прибежал чудак- восклицательный знак. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: Восклиц. Знак: Ура! Долой! Караул! Разбой! Автор: Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда? Как? Автор: Явились запятые, девицы завитые, Живут они в диктовке на каждой остановке. Запятые: Мы- особы занятые, не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя с точкой запятой: _-Если нет над вами точки, Запятая- знак пустой! Двоеточие , мигая , закричало: _Нет, постой, Я важней, чем запятая или точка с запятой, Потому что я в два раза больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу. Но сказало многоточие, еле глазками ворочая: - Если вам угодно знать, я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, ставят многоточие… Вопросительный знак удивился: - То есть как? Восклицательный знак возмутился: - То есть как! И сказала точка, точка- одиночка: - Мной кончается рассказ, Значит я важнее вас. Архивариус. Знаки препинания- своеобразные нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться, существуют для того , чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание 5. Практическое применение знаков препинания .Давайте поработаем над диалогом «Пчелка»: проинсценируйте диалог так, чтобы можно было поставить знаки в конце предложения, записать текст под диктовку, построить схему первого предложения, объяснить правописание окончаний глаголов . Села пчелка на цветок и опустила хоботок. Подлетает к ней комар: - Что ты ищешь там? - Нектар! -А тебе не надоело? Не наскучило искать? - Нет! Тому, кто занят делом просто некогда скучать. 6. Рассказ архивариуса. Знаки препинания могут о многом рассказать. Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей книги « отверженные», желая узнать , как идет распродажа, послал издателю записку , в которой стоял один вопросительный знак. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Издатель написал « !». Родиной пунктуации считается Греция. Во многих древнегреческих рукописях употреблялись « разделения».Каждая фраза начиналась с новой строки, поэтому строки были разные по длине. А в других языках все слова писались слитно.Но жизнь показала, что слова надо писать раздельно. Впервые в истории русского письма слова были напечатаны отдельно в первой печатной книге, выпущенной первопечатником Иваном Федоровым. Как она называлась? ( «Апостол»). Первым из знаков появилась точка – основной знак препинания. Образовалось это слово от глагола ткнуть, тыкать.а уже от точки образовались другие знаки препинания, в которых есть точка: двоеточие, многоточие, точка с запятой. А сколько знаков препинания сейчас существует в русском языке? Перечислите их. ( В русском языке 10 основных знаков препинания). Хотя лингвисты считают, что их больше- 17. Есть даже пунктуационный алфавит. 7. Тренировочные упражнения по постановке знаков препинания в предложениях. Записать предложения, расставить знаки , дать характеристику предложениям. Месяц под косой блестит , а во лбу звезда горит. Жители России, берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! К.Г.Паустовский писал: « С русским языком можно творить чудеса». 8. Подведение итогов урока учителем. _Что вы нового узнали на уроке о знаках препинания? Выставление оценок. Вывод по уроку. И ученикам, и учителям, и родителям, и всем русским людям, Нужно знать правила постановки знаков препинания и беречь их, чтобы не получилась ситуация, как в стихотворении А. Каневского « О пользе знаков препинания». Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало, не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать разные вопросы, никакие События не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого- нибудь цитировал- так он разучился мыслить и дошел до точки. |
Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | ||
Урок русского языка в 11 классе Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан | Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | ||
Урок русского языка в 6 классе Муниципальное общеобразовательное учреждение Шерловогорская средняя общеобразовательная школа №42 | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
Урок русского языка по теме: «Морфемный анализ» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 (моу сош №27), города Таганрога | Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Из опыта работы Моу «Средняя общеобразовательная школа р п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области» | ||
План урока. Организационный момент Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках районного семинара «Система подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9... | Уроку русского языка Направление «Начальная школа» Система «Развивающее обучение Л. В. Занкова» Урок проводился во 2 «А» классе моу лицея №11 г. Волгодонска учителем высшей категории Михайловской Ириной Ивановной | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | ||
Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | Практикум в 5 классе «Rob MacWizard and his family» учебник HappyEnglish... Урок разработан Ж. Е. Ежовой, учителем английского языка моу «Средняя школа №16» г. Балаково Саратовской области |