Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа»





Скачать 45.29 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа»
Дата публикации08.08.2013
Размер45.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок русского языка в 5 классе МОУ « Масальская средняя школа»

октябрь 2010 года. Учитель: Простова Ольга Александровна.

Тема урока: « Познавательный час. Точка, точка, запятая».

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания;

познакомить с этимологией ряда синтаксических терминов и с историей развития пунктуации как раздела науки о языке,

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки, схемы, таблицы.

Ход урока:

1. Организация класса.

2. Вступительное слово учителя.

Внимательно посмотрите на тему урока. Сегодня мы будем говорить о?... знаках препинания. Давайте начнем с лексического диктанта.

( На доске магнитной прикреплены слова: пунктуация, лингвистика, морфема, орфограмма, диалог, синтаксис, прямая речь).

Выбирайте нужные слова и правильно их запишите:

- наука о языке,

- часть слова,

- буква, которую нужно объяснить правилом,

- слова какого- либо лица, переданные от его имени,

- разговор двух и более лиц,

- наука, которая изучает знаки препинания,

- наука о языке, которая изучает словосочетание и предложение.

3. Практическое задание. Выпиши по колонкам словосочетания и предложения, произведи их разбор, выдели орфограммы: безударную гласную в корне слова, сомнительную согласную в корне, окончание имен существительных.

Бежать по дорожке, тайга редела. Как красив лес в багряном уборе осени, избушка лесника, вы возьмете в поход карту местности, прелестный цветок.

Физкультминутка.

3. Знакомство с новым материалом. Появляется архивариус.

Ребята, что вы можете рассказать обо мне? Моя профессия образовалась от слова – архив.

Архив- учреждение для хранения старых документов, старинных рукописей.

Архивариус- хранитель этих документов, работник архива.

Я буду вас знакомить с новыми сведениями по теме урока. Слово синтаксис пришло к нам из греческого языка, где оно обозначало строй, построение,употреблялось в военном деле в значении « строй войск».

Слово пунктуация пришло к нам из латинского языка. Слово препинание- исконно русское, употребляется в значении « препятствие», тот же корень, что и в слове запинаться. Ребята, а что вам уже известно о знаках препинания?

4. Выступления ребят с инсценированием стихотворения С. Маршака « Знаки препинания».

Автор:

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак- восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

Восклиц. Знак:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Автор:

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

- Кто? Кого? Откуда? Как?

Автор:

Явились запятые, девицы завитые,

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые:

Мы- особы занятые, не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки

Тетя с точкой запятой:

_-Если нет над вами точки,

Запятая- знак пустой!

Двоеточие , мигая , закричало:

_Нет, постой,

Я важней, чем запятая или точка с запятой,

Потому что я в два раза больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:

- Если вам угодно знать, я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать, ставят многоточие…

Вопросительный знак удивился:

- То есть как?

Восклицательный знак возмутился:

- То есть как!

И сказала точка, точка- одиночка:

- Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас.

Архивариус. Знаки препинания- своеобразные нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться, существуют для того , чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание

5. Практическое применение знаков препинания .Давайте поработаем над диалогом «Пчелка»: проинсценируйте диалог так, чтобы можно было поставить знаки в конце предложения, записать текст под диктовку, построить схему первого предложения, объяснить правописание окончаний глаголов .

Села пчелка на цветок и опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар!

-А тебе не надоело? Не наскучило искать?

- Нет! Тому, кто занят делом просто некогда скучать.

6. Рассказ архивариуса. Знаки препинания могут о многом рассказать. Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей книги « отверженные», желая узнать , как идет распродажа, послал издателю записку , в которой стоял один вопросительный знак. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким.

Издатель написал « !».

Родиной пунктуации считается Греция. Во многих древнегреческих рукописях употреблялись « разделения».Каждая фраза начиналась с новой строки, поэтому строки были разные по длине. А в других языках все слова писались слитно.Но жизнь показала, что слова надо писать раздельно. Впервые в истории русского письма слова были напечатаны отдельно в первой печатной книге, выпущенной первопечатником Иваном Федоровым. Как она называлась? ( «Апостол»). Первым из знаков появилась точка – основной знак препинания. Образовалось это слово от глагола ткнуть, тыкать.а уже от точки образовались другие знаки препинания, в которых есть точка: двоеточие, многоточие, точка с запятой. А сколько знаков препинания сейчас существует в русском языке? Перечислите их. ( В русском языке 10 основных знаков препинания). Хотя лингвисты считают, что их больше- 17. Есть даже пунктуационный алфавит.

7. Тренировочные упражнения по постановке знаков препинания в предложениях.

Записать предложения, расставить знаки , дать характеристику предложениям.

Месяц под косой блестит , а во лбу звезда горит.

Жители России, берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!

К.Г.Паустовский писал: « С русским языком можно творить чудеса».

8. Подведение итогов урока учителем.

_Что вы нового узнали на уроке о знаках препинания? Выставление оценок.

Вывод по уроку. И ученикам, и учителям, и родителям, и всем русским людям,

Нужно знать правила постановки знаков препинания и беречь их, чтобы не получилась ситуация, как в стихотворении А. Каневского « О пользе знаков препинания».

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.

За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией.

Его уже ничто не радовало, не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать разные вопросы, никакие

События не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого- нибудь цитировал- так он разучился мыслить и дошел до точки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель...
Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка в 11 классе
Место работы: моу «Средняя общеобразовательная школа №7 города Лениногорска» Лениногорского района Республики Татарстан
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и...
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа...
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка в 6 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шерловогорская средняя общеобразовательная школа №42
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка по теме: «Морфемный анализ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 (моу сош №27), города Таганрога
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconБогданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Из опыта работы
Моу «Средняя общеобразовательная школа р п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconПлан урока. Организационный момент
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках районного семинара «Система подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9...
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУроку русского языка Направление «Начальная школа» Система «Развивающее обучение Л. В. Занкова»
Урок проводился во 2 «А» классе моу лицея №11 г. Волгодонска учителем высшей категории Михайловской Ириной Ивановной
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урок русского языка в 5 классе моу «Масальская средняя школа» iconПрактикум в 5 классе «Rob MacWizard and his family» учебник HappyEnglish...
Урок разработан Ж. Е. Ежовой, учителем английского языка моу «Средняя школа №16» г. Балаково Саратовской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск