Скачать 103.69 Kb.
|
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках районного семинара «Система подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе по новой форме (ЕМЭ)» на базе МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа, проведённый 17 марта 2011 года. Учитель: Гимадутдинова Е.Ю. Тема: « Работа с текстом. Обучение сжатому изложению». Цели:
План урока.
Ход урока:
Слово учителя: Сегодня вся работа на уроке будет направлена на подготовку к итоговой аттестации в 9 классе. Прошу активно участвовать в работе, запоминать, соблюдать порядок и уважать окружающих. На экзамене вам предстоит за 4 часа выполнить огромную работу: написать сжатое изложение, ответить на вопросы теста и создать своё сочинение-рассуждение на одну из двух предложенных тем. Поэтому, чтобы всё успеть выполнить, надо чётко знать, что от вас требуется и не терять даром времени. Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, выделить микротемы в тексте, используя способы сжатия, сократить текст. А работать мы будем над текстом Н. Абрамцевой « Что такое тишина?»
Слово учителя: Как по-вашему, чем сжатое изложение отличается от подробного? (Короче по объёму) Слайд 3 Отличие подробного изложения от сжатого: Подробное изложение: максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля. Сжатое изложение: кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова, воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип исходного текста. Слайд 4 Что для этого требуется?
- Объясните, как вы понимаете, что значит слово МИКРОТЕМА? Слайд 5 Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац, т.е. начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Слово учителя: В русском языке существуют 3 способа сжатия текста. В экзаменационной работе вам нужно будет применить не менее 2 разных приёмов сжатия. Слайд 6,7,8, 9 Способы сжатия текста:
( исключить – удалить из состава чего-нибудь)
( обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь)
( упростить – сделать более простым) Инструкция к сжатому изложению: С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Помните, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Слайды 10, 11, 12, 13 Критерии оценивания.
или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. 3 балла.
или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста. 2 балла
или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста. 1 балл.
или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0 баллов. Слово учителя: У вас у каждого на парте лежит текст. Давайте с ним познакомимся. ( слайды № 14,15,16,17,18) Первое прочтение текста. ( Чтение учителем, дети следят по распечатанному варианту). Что такое тишина? Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Весёлая, добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же, не нарочно упал в воду. Всё понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Всё понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные чёрные оконца… А была речка. Была… Добрая, весёлая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко… Очень. Слишком даже… Не надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише… Слово учителя: Для анализа текста в помощь вам есть план, на который вы можете опираться. Слайд 19. Анализ текста.
Слайд 20 Тема текста: (выбери один ответ)
Слово учителя: Объясните ваш выбор. Слайд 21 Определите основную мысль текста. - О какой важной проблеме идёт речь в тексте? ( О воспитанности человека, умении владеть собой). - Что может произойти, если каждый будет выплёскивать своё плохое настроение на окружающих? ( Потеряет уважение других, останется один, потеряет себя, покой в своей душе и покой в своём доме, в коллективе, где работает или учится). Текст учит умению владеть собой, для того чтобы сохранить покой в своём доме, установить в нём климат уважения. - Что значит «уметь владеть собой»? ( Словарь синонимов: спокойствие, выдержка, невозмутимость, самообладание, уравновешенность, сдержанность). Слайд 22 Стиль текста – публицистический (Цель: воздействовать на сознание с целью воспитания, привлечение внимания к важным вопросам). Тип речи – рассуждение – доказательство. Отвечает на вопрос: Что из этого следует?, выражает отношение к лицам, явлениям и действиям, имеет следующую композицию: тезис, аргументы (доказательства), вывод. Слово учителя: С главной мыслью определились. Теперь составим цитатный план из микротем. Для этого в каждом абзаце подчеркнём самые главные (ключевые) слова. Слайд 23. Цитатный план из микротем.
Слово учителя: Используя способы сжатия текста, пробуем сократить текст. Работаем в парах. Время 7 минут. Проверка: обращаемся снова к слайдам № 14,15,16,17,18. Читаем первый абзац. Что можно сократить? Какой способ сжатия применили? ( Исключили повторы : Чистая, прозрачная; подробности: Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Весёлая, добрая речка.) Читаем второй абзац. Упростили: Из трёх предложений составили одно: Заметило это солнце, пощекотало её лучиком, да неудачно: уколол луч волну. Исключили подробности: Так было долго. То ли сон грустный увидела, то ли ещё что случилось. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Решило развеселить речку. « Что за глупые шутки?»- подумала она обиженно. Оказывается совсем …покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Читаем третий абзац. Исключаем подробности: Да, расстроенная, испуганная, … разозлилась, фыркнула и вышла из себя. … Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же не нарочно упал в воду. Всё понимает речка , а теперь… Всё понимает, а вернуться не может… Сорвалась.. Вышла из себя. И вперёд бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные чёрные оконца… Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Обобщаем: Вышла из берегов своих и превратилась в бесформенную лужу со стоячей водой. Читаем четвёртый абзац. Обобщили мысль и выразили её своими словами: Легко выйти из себя, но сложно вернуть прежнее отношение. Читаем пятый абзац. Исключаем: …не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! …Тише… Обобщаем: Не надо кричать, хлопать дверью. Слово учителя: Как вы считаете, удалось ли нам сжать текст? Давайте познакомимся с новым текстом. Что такое тишина? Где-то в лесу жила чистая, прозрачная, добрая речка. Весь свой лес поила прохладной водой. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Заметило это солнце, пощекотало её лучиком, да неудачно: уколол луч волну. Вскрикнула речка испуганно. А тут ещё кто-то больно толкнул её копытцем. Это маленький лосёнок пришёл попить. Каждая мелочь стала её раздражать. Обиженная речка рассердилась, вышла из берегов своих и превратилась в бесформенную лужу со стоячей водой. А была речка. Добрая, весёлая речка. Легко выйти из себя, но сложно вернуть прежнее отношение. Не надо кричать, хлопать дверью… Тише, пожалуйста…
Слово учителя:
1 мт + 2 мт - речка – она ( морфологическое средство) личное местоимение 2мт +3 мт – её – речка личное местоимение (морфологическое средство) 3 мт + 4 мт – лужа – речка - повтор ключевого слова (лексическое средство) 4 мт + 5 мт – сложно вернуть – не надо кричать - антонимы (лексическое средство) Осталось теперь посчитать слова. В тексте должно быть не менее 90 слов. У нас получилось 107 слов. Значит, с задачей сегодняшнего урока мы справились.
Абрамцево. В Москве и Подмосковье насчитывается около ста пятидесяти мест, связанных с пребыванием Пушкина. Одно из них – Захарово, имение бабушки Марии Алексеевны Ганибалл. Каждое лето, начиная с 1805 года, Пушкины проводили в Захарове. На холме над прудом располагалась уютная барская усадьба: дом с флигелями. Сад, берёзовая роща. Александр Сергеевич очень любил эту подмосковную усадьбу. Впечатления сельской жизни были разнообразны и ярки. Здесь, в Подмосковье, маленький Саша впервые познакомился с русской деревней, народными играми, сельскими праздниками, полюбил русскую природу. Александр немало времени проводил в полях и рощах, подружился с деревенскими мальчишками. Может быть. Отсюда истоки его любви к сказочной народной поэзии, русскому народу. Последний раз поэт посетил Захарово летом 1830 года. Вступая в новую пору жизни (состоялась его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой), поэт вновь захотел вернуться к светлым дням своего детства. С пушкинских времён пейзаж Захарово значительно изменился. Нет усадебных строений, на месте берёзовой рощи – поросли орешника, ольхи, бузины. Но нельзя изменить чувство соприкосновения с историей, поэтому ежегодно в день рождения поэта в Захарово приезжает множество людей. (163 слова) |
План урока Цели урока Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel... | Урок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий.... «… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки.... | ||
План урока I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо | План урока: I организационный момент Цели: 1 обучающая: сформировать понятие о деепричастии на конструктивном уровне; выявить синтаксические, морфологические и словообразовательные... | ||
План урока Организационный момент (2 мин) Оборудование: кабинет информатики, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором, локальная сеть, выход в Интернет | План урока: Организационный момент ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационный момент Установочная беседа: тема урока, его цель, план. Лексика классного обихода | План урока Организационный момент Основная часть урока игра. Итог... ... | ||
Урока. Организационный момент Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание... | План лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов... Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.) | ||
Урока математики в 1 классе ... | План урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы... Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов» | ||
Урока I. Организационный момент Этот урок? Что нового вы узнали? | Урока. I. Организационный момент Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной... | ||
Тема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание») Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря | Занятия Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока |