План урока. Организационный момент





Скачать 103.69 Kb.
НазваниеПлан урока. Организационный момент
Дата публикации31.08.2014
Размер103.69 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Философия > План урока


Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках районного семинара «Система подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе по новой форме (ЕМЭ)» на базе МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа, проведённый 17 марта 2011 года.

Учитель: Гимадутдинова Е.Ю.

Тема: « Работа с текстом. Обучение сжатому изложению».

Цели:

  1. Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

  2. Развивающая: развивать умение работать с текстом, кругозор обучающихся.

  3. Воспитательная: воспитывать культуру речи, уважение к окружающим, прививать любовь к родному языку, своей семье.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей и задач урока.

  3. Актуализация знаний, умений и навыков.

  4. Самостоятельная работа в парах.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя: Сегодня вся работа на уроке будет направлена на подготовку к итоговой аттестации в 9 классе. Прошу активно участвовать в работе, запоминать, соблюдать порядок и уважать окружающих.

На экзамене вам предстоит за 4 часа выполнить огромную работу: написать сжатое изложение, ответить на вопросы теста и создать своё сочинение-рассуждение на одну из двух предложенных тем. Поэтому, чтобы всё успеть выполнить, надо чётко знать, что от вас требуется и не терять даром времени.

Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, выделить микротемы в тексте, используя способы сжатия, сократить текст.

А работать мы будем над текстом Н. Абрамцевой « Что такое тишина?»

  1. Актуализация знаний, умений и навыков.

Слово учителя: Как по-вашему, чем сжатое изложение отличается от подробного? (Короче по объёму)

Слайд 3 Отличие подробного изложения от сжатого:

Подробное изложение: максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля.

Сжатое изложение: кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова, воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип исходного текста.

Слайд 4 Что для этого требуется?

  1. Отбор важной информации

  2. Формирование основных идей автора

  3. Сохранение авторской последовательности событий

  4. Передача характера действующих лиц и обстановки без изменений

  5. Выделение основных микротем

  6. Обобщение содержания исходного текста

- Объясните, как вы понимаете, что значит слово МИКРОТЕМА?

Слайд 5 Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац, т.е. начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Слово учителя: В русском языке существуют 3 способа сжатия текста. В экзаменационной работе вам нужно будет применить не менее 2 разных приёмов сжатия.

Слайд 6,7,8, 9 Способы сжатия текста:

  1. Исключение подробностей, деталей

( исключить – удалить из состава чего-нибудь)

  1. Обобщение конкретных, единичных явлений

( обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь)

  1. Упрощение синтаксических структур

( упростить – сделать более простым)

Инструкция к сжатому изложению:

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Помните, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Слайды 10, 11, 12, 13 Критерии оценивания.

  1. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

3 балла.

  1. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 2 микротем текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста.

2 балла

  1. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста.

1 балл.

  1. Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0 баллов.

Слово учителя: У вас у каждого на парте лежит текст. Давайте с ним познакомимся. ( слайды № 14,15,16,17,18)

Первое прочтение текста. ( Чтение учителем, дети следят по распечатанному варианту).

Что такое тишина?

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Весёлая, добрая речка.

Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.

Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же, не нарочно упал в воду. Всё понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Всё понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные чёрные оконца…

А была речка. Была… Добрая, весёлая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко… Очень. Слишком даже…

Не надо кричать… И дверью хлопать не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста… Тише…

Слово учителя: Для анализа текста в помощь вам есть план, на который вы можете опираться.

Слайд 19. Анализ текста.

  1. Определите тему ( о чём текст?)

  2. Сформулируйте основную мысль текста. (чему учит текст?)

  3. Определите стиль текста ( художественный, научный, публицистический, официально-деловой) и тип текста ( повествование, описание, рассуждение).

  4. В чём особенность текста- рассуждения?

  5. Разбейте текст на микротемы. Каково их количество?

Слайд 20 Тема текста: (выбери один ответ)

  1. Тишина – отсутствие шума, тихая обстановка.

  2. Тишина – полное спокойствие.

  3. Тишина – это жизнь.

  4. Тишина – это уважение людей друг к другу. Это нежность и любовь.

Слово учителя: Объясните ваш выбор.

Слайд 21 Определите основную мысль текста.

- О какой важной проблеме идёт речь в тексте? ( О воспитанности человека, умении владеть собой).

- Что может произойти, если каждый будет выплёскивать своё плохое настроение на окружающих? ( Потеряет уважение других, останется один, потеряет себя, покой в своей душе и покой в своём доме, в коллективе, где работает или учится).

Текст учит умению владеть собой, для того чтобы сохранить покой в своём доме, установить в нём климат уважения.

- Что значит «уметь владеть собой»?

( Словарь синонимов: спокойствие, выдержка, невозмутимость, самообладание, уравновешенность, сдержанность).

Слайд 22 Стиль текста – публицистический (Цель: воздействовать на сознание с целью воспитания, привлечение внимания к важным вопросам).

Тип речи – рассуждение – доказательство. Отвечает на вопрос: Что из этого следует?, выражает отношение к лицам, явлениям и действиям, имеет следующую композицию: тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Слово учителя: С главной мыслью определились. Теперь составим цитатный план из микротем. Для этого в каждом абзаце подчеркнём самые главные (ключевые) слова.

Слайд 23. Цитатный план из микротем.

  1. «Где-то в лесу жила чистая, прозрачная, добрая речка. Весь свой лес поила прохладной водой. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала».

  2. «Однажды утром проснулась она в плохом настроении, каждая мелочь стала её раздражать».

  3. «Обиженная речка рассердилась, вышла из берегов, превратилась в бесформенную лужу со стоячей водой».

  4. «Легко выйти из себя, но сложно вернуть прежнее отношение».

  5. «Не надо кричать, хлопать дверью… Тише, пожалуйста…»

  1. Самостоятельная работа в парах.

Слово учителя: Используя способы сжатия текста, пробуем сократить текст. Работаем в парах. Время 7 минут.

Проверка: обращаемся снова к слайдам № 14,15,16,17,18.

Читаем первый абзац. Что можно сократить? Какой способ сжатия применили? ( Исключили повторы : Чистая, прозрачная; подробности: Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Весёлая, добрая речка.)

Читаем второй абзац.

Упростили: Из трёх предложений составили одно: Заметило это солнце, пощекотало её лучиком, да неудачно: уколол луч волну. Исключили подробности: Так было долго. То ли сон грустный увидела, то ли ещё что случилось. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела её вода. Решило развеселить речку. « Что за глупые шутки?»- подумала она обиженно. Оказывается совсем …покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался.

Читаем третий абзац. Исключаем подробности: Да, расстроенная, испуганная, … разозлилась, фыркнула и вышла из себя. … Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же не нарочно упал в воду. Всё понимает речка , а теперь… Всё понимает, а вернуться не может… Сорвалась.. Вышла из себя. И вперёд бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные чёрные оконца… Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится.

Обобщаем: Вышла из берегов своих и превратилась в бесформенную лужу со стоячей водой.

Читаем четвёртый абзац. Обобщили мысль и выразили её своими словами: Легко выйти из себя, но сложно вернуть прежнее отношение.

Читаем пятый абзац. Исключаем: …не стоит… Спокойно… Зачем бить посуду?! …Тише… Обобщаем: Не надо кричать, хлопать дверью.

Слово учителя: Как вы считаете, удалось ли нам сжать текст? Давайте познакомимся с новым текстом.

Что такое тишина?

Где-то в лесу жила чистая, прозрачная, добрая речка. Весь свой лес поила прохладной водой. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала.

Однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Заметило это солнце, пощекотало её лучиком, да неудачно: уколол луч волну. Вскрикнула речка испуганно. А тут ещё кто-то больно толкнул её копытцем. Это маленький лосёнок пришёл попить. Каждая мелочь стала её раздражать.

Обиженная речка рассердилась, вышла из берегов своих и превратилась в бесформенную лужу со стоячей водой.

А была речка. Добрая, весёлая речка. Легко выйти из себя, но сложно вернуть прежнее отношение.

Не надо кричать, хлопать дверью… Тише, пожалуйста…

  1. Итог урока

Слово учителя:

  1. Получился ли текст? ( Предложения связаны по смыслу, микротемы тоже.

  2. Сохранилась ли авторская идея и последовательность событий? (Да)

  3. Давайте посмотрим, как связаны части текста.

1 мт + 2 мт - речка – она ( морфологическое средство) личное местоимение

2мт +3 мт – её – речка личное местоимение (морфологическое средство)

3 мт + 4 мт – лужа – речка - повтор ключевого слова (лексическое средство)

4 мт + 5 мт – сложно вернуть – не надо кричать - антонимы (лексическое средство)

Осталось теперь посчитать слова. В тексте должно быть не менее 90 слов. У нас получилось 107 слов.

Значит, с задачей сегодняшнего урока мы справились.

  1. Домашнее задание: кратко передать содержание текста, используя известные вам приёмы сжатия.

Абрамцево.

В Москве и Подмосковье насчитывается около ста пятидесяти мест, связанных с пребыванием Пушкина. Одно из них – Захарово, имение бабушки Марии Алексеевны Ганибалл.

Каждое лето, начиная с 1805 года, Пушкины проводили в Захарове. На холме над прудом располагалась уютная барская усадьба: дом с флигелями. Сад, берёзовая роща. Александр Сергеевич очень любил эту подмосковную усадьбу. Впечатления сельской жизни были разнообразны и ярки. Здесь, в Подмосковье, маленький Саша впервые познакомился с русской деревней, народными играми, сельскими праздниками, полюбил русскую природу. Александр немало времени проводил в полях и рощах, подружился с деревенскими мальчишками. Может быть. Отсюда истоки его любви к сказочной народной поэзии, русскому народу.

Последний раз поэт посетил Захарово летом 1830 года. Вступая в новую пору жизни (состоялась его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой), поэт вновь захотел вернуться к светлым дням своего детства.

С пушкинских времён пейзаж Захарово значительно изменился. Нет усадебных строений, на месте берёзовой рощи – поросли орешника, ольхи, бузины. Но нельзя изменить чувство соприкосновения с историей, поэтому ежегодно в день рождения поэта в Захарово приезжает множество людей.

(163 слова)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока. Организационный момент iconПлан урока Цели урока
Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel...
План урока. Организационный момент iconУрок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий....
«… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки....
План урока. Организационный момент iconПлан урока I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо
План урока. Организационный момент iconПлан урока: I организационный момент
Цели: 1 обучающая: сформировать понятие о деепричастии на конструктивном уровне; выявить синтаксические, морфологические и словообразовательные...
План урока. Организационный момент iconПлан урока Организационный момент (2 мин)
Оборудование: кабинет информатики, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором, локальная сеть, выход в Интернет
План урока. Организационный момент iconПлан урока: Организационный момент
...
План урока. Организационный момент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационный момент Установочная беседа: тема урока, его цель, план. Лексика классного обихода
План урока. Организационный момент iconПлан урока Организационный момент Основная часть урока игра. Итог...
...
План урока. Организационный момент iconУрока. Организационный момент
Цель: развитие связной речи учащихся, совершенствование умения определять тему и основную мысль текста, подробно излагать содержание...
План урока. Организационный момент iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
План урока. Организационный момент iconУрока математики в 1 классе
...
План урока. Организационный момент iconПлан урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы...
Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов»
План урока. Организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Этот урок? Что нового вы узнали?
План урока. Организационный момент iconУрока. I. Организационный момент
Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной...
План урока. Организационный момент iconТема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание»)
Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря
План урока. Организационный момент iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск