Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 8 Приволжского района г.Казани» «Утверждено»
на методическом совете ДМШ № 8
Приволжского района города Казани
_______________________2009 года
Директор Карманова Г.Г.
Учебная образовательная программа
по классу «Вокал»
Срок реализации 7 лет
Возраст обучающихся 7-15 лет
Составитель:
Семёнова Зитта Фаридовна
руководитель школьного методического объединения
по классу хора и вокала
Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для преподавания предмета на отделении «Сольное пение» в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Обучение на отделении «Сольное пение» осуществляется на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.
Цель данного курса:
создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.
Задачи:
воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора
развитие вокально-певческих навыков
развитие интереса к творческому самовыражению.
По программе обучаются дети в возрасте 7 – 16 лет, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности. При ознакомлении с данными учащегося, необходимо установить наличие певческого голоса, музыкально-вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития, отсутствие речевых дефектов.
Представленная программа рассчитана на 7-летний срок обучения. Возможность обучения в 8 классе используют учащиеся, желающие продолжить свое общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения.
Продуманный выбор учебного материала является важнейшим фактором, способствующим успешному и всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.
Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Программа отражает разнообразие репертуара, произведения русской и зарубежной классики сочетаются с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут).
Прогнозируемый результат:
у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству;
учащиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства;
вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений;
прививается навык публичных выступлений.
В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.
Большое внимание следует уделять развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.
Другой важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки).
Упражнения для распевания должны быть доступны логическому пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться постепенно. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука, примерно со 2-3-го года обучения. В качестве вокализов поначалу можно использовать мелодии детских песен. В целом в учебно-воспитательной работе возможно предусмотреть условно 4 основных этапа:
подробное ознакомление с учащимся, установление контакта с ним; психологическое и физическое освобождение учащегося; усвоение учащимся необходимых установочных, теоретических сведений и терминов;
приобретение понятия певческой установки и начальных практических навыков;
закрепление полученных певческих навыков, развитие данных, приобретение начальных исполнительских навыков;
дальнейшее развитие данных, совершенствование вокальной и исполнительской техники.
Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных прослушиваниях (I полугодие), публичных выступлениях, академических зачетах (II полугодие), а также с учетом текущей успеваемости в учебном году.
При выставлении итоговых оценок учитываются выступления учащегося в открытых концертах, фестивалях и конкурсах.
Программные требования по годам обучения
1 год обучения
Учебно-тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1. Певческая установка.
| 4
| 2 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание
| 16
| 3. Формирование певческого дыхания
| 8
| 4. Формирование вокально-фонационных навыков
| 4
| 5.Формирование певческой артикуляции
| 4
| 6. Формирование звуковысотного интонирования
| 4
| 7. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
|
14
14
| Итого:
| 68
|
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
правильно формировать гласные в сочетании с согласными
петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
3-4 несложные народные песни
3-4 простых произведения или современные песни. К «несложным произведениям» следует отнести простые, как по степени технической трудности, так и по своей художественной сущности, вокальные произведения.
2 год обучения Учебно-тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1. Певческая установка.
| 2
| 2 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание
| 16
| 3. Формирование певческого дыхания
| 8
| 4. Формирование вокально-фонационных навыков
| 4
| 5.Формирование певческой артикуляции
| 4
| 6. Формирование звуковысотного интонирования
| 6
| 7. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
|
12
16
| Итого:
| 68
|
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства. В результате второго года обучения учащийся должен:
использовать правильную певческую установку
работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
работать над чистотой интонации и выразительностью звука
в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки
осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа.
В течение учебного года необходимо проработать:
мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты
3-4 народные песни
4-5 несложных произведения
3 год обучения
Учебно-тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.
Вокализы.
| 14
2
| 2. Формирование певческого дыхания
| 6
| 3. Формирование вокально-фонационных навыков
| 4
| 4.Формирование певческой артикуляции
| 6
| 5. Формирование звуковысотного интонирования
| 4
| 6. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
|
8
12
12
| Итого:
| 68
|
На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных за предыдущие 2 года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:
развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации
выравниванию звучания по всему диапазону, выявлению звонкости для легких голосов
развитию четкой дикции, выразительностью слова
развитие вокального слуха.
Кроме того, учащийся должен:
иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса
чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях
стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи
В этот период, возможно, начать работу над выявлением индивидуального
тембра, в основном, в среднем регистре голоса.
В течение года учащийся обязан проработать:
упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы
2-3 вокализа
3-4 народные песни
4-5 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре
возможно участие в ансамбле
4 год обучения Учебно-тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание
| 10
| 2. Формирование певческого дыхания
| 8
| 3. Формирование вокально-фонационных навыков
| 2
| 4.Формирование певческой артикуляции
| 2
| 5. Формирование звуковысотного интонирования
| 2
| 6. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
романсы
Вокализы
|
6
12
8
6
6
| 7. Участие в ансамбле
| 6
| Итого:
| 68
|
Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,
интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении
исполнительских задач, поставленных педагогом.
Начитается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над
выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре. Следует
обратиться к выработке ощущения пространственной перспективы во
время пения.
Учащийся должен иметь элементарные представления о работе
резонаторов, выработать ощущении округленности, близости звука, его
высокой вокальной позиции.
В течение года учащийся должен проработать:
3 вокализа (кантиленного и ускоренного характера)
2-3 народные песни
2-3 несложных романса
4-5 разноплановых произведения
2-3 ансамбля (по возможности)
5 год обучения Учебно-тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.
| 10
| 2. Формирование певческого дыхания
| 6
| 3. Формирование вокально-фонационных навыков
| 2
| 4 Формирование звуковысотного интонирования
| 2
| 5. Средства художественной выразительности
| 2
| 6. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
романсы
Вокализы
|
6
10
8
6
6
| 7. Участие в ансамбле
| 6
| 8. Участие в концертах
| 4
| Итого:
| 68
|
На пятом году обучения педагог должен получить возможность самым подробным образом проанализировать состояние данных учащегося, их развитие и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более точно определить индивидуальные задачи.
При благоприятном состоянии голоса у учащегося с хорошими данными и продвижением, возможно, некоторое расширение диапазона звучания, без форсировки и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.
В течение года учащийся должен проработать:
упражнения на вокальную технику в пределах октавы
2-3 вокализа с элементами техники
2-3 народные песни
2 несложную арию или романс
5-6 разноплановых произведений
2-3 ансамбля
6 год обучения Учебно- тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.
| 8
| 2. Формирование певческого дыхания
| 6
| 3. Средства художественной выразительности
| 6
| 6. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
романсы
Вокализы
|
4
12
10
4
8
| 7. Участие в ансамбле
| 6
| 8. Участие в концертах
| 4
| Итого:
| 68
|
В течение учебного года следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и органичного звуковедения.
Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.
В течение года учащийся должен проработать:
мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе, упражнения на легато и стаккато, интервалы и скачки в пределах октавы
3-4 вокализа (кантиленный и подвижный, с элементами техники)
2-3 народные песни
2-3 романса
2-3 несложных арии
5-6 разноплановых произведений (возможно включить современную музыку)
2-3 ансамбля
7 год обучения Учебно-тематический план
Содержание
| Общее кол-во
часов
| 1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.
| 6
| 2. Формирование певческого дыхания
| 6
| 3. Средства художественной выразительности
| 6
| 6. Пение произведений:
народная песня
классика
современных авторов
романсы
Вокализы
Арии
|
4
10
10
6
6
4
| 7. Участие в ансамбле
| 4
| 8. Участие в концертах
| 6
| Итого:
| 68
|
Продолжается работа по освоению и углублению вокально-технических навыков, элементов исполнительской техники. Обязательное участие в концертах.
Учащийся должен уметь:
владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении
разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара
самостоятельно распеваться, разбирать и прорабатывать вокальные произведения
Учащийся в течение года должен проработать:
несколько вокализов
народную песню
2-3 арии (канцонетты)
3-4 романса
4-5 разноплановых произведения
пение в ансамбле по возможности и по желанию
Учебно-педагогические задачи
по курсу вокального ансамбля
На 3-7 годах обучения учащиеся могут проходить курс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:
знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся, воспитание интереса к ансамблевому пению
воспитание у учащихся чувство ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения
углубленное развитие музыкального слуха
поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования.
Примерный репертуар по годам обучения. 1 год обучения
Русские нар. песни «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»
латышская нар. песня «Где ты был так долго?»
Белорусская нар. песня «Перепелка»
Чешская нар. песня «Петушок»
Болгарская нар. песня «Рак-бездельник»
Немецкие нар. песни «Соловей и лягушки», «Хохлатка», «Гусята»
Аренский А. «Детская песня»
Брамс И. «Петрушка»
Бах И.С. «За рекою старый дом»
Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»
Красев М. «Ландыш», «Зимняя песенка»
Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень принесет», «Настали дни чудесные»
Лядов А. «Зайчик»
Ковнер И. «Ёлка»
Тиличеева Е. «Яблонька», «Пришла весна», «Да, здравствует музыка!»
Завалишина М. «Часы»
Спадавеккиа А. «Добрый жук»
Герчик В. «Про кузнечика»
Островский А. «Наша ёлка», «Кролик»
Феркельман М. «Колыбельная»
Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка».
Хромушин О. « Песенка девочки», «Солнечная горка» «Красивый бант»
Гершфельд Р. «Ёжик»
Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»
2 год обучения
Русские нар. песни «Уж как пал туман», «В чистом поле тропина»
Белорусские нар. песни « Дудочка-дуда», «Сел комарик на дубочек»
Грузинские нар. песни «Светлячок», «Песня сердца»
Датская нар. песня «Зимний карнавал»
Финские нар. песни «Маленькая прачка», «Веселый парикмахер», «В лес как-то раз пошел паренек»
Бельгийская нар. песня «Есть под Брюсселем особняк» «Карлуша»
Словацкая нар. песня «Спи, моя милая»
Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле»
Алябьев А. «Зимняя дорога»
Кюи Ц. детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»
Римский– Корсаков Н. «Белка»
Титов Н. «Ветка»
Гречанинов А. «В лесу», «Теленочек», «Вербочки»
Калинников В. «Мишка»
Яковлев М. «Зимний вечер»
Варламов А. «Горные вершины»
Ребиков В. «Поздняя весна»
Моцарт А. «Колыбельная»
Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
Григ Э. «Детская песенка»
Брамс И. «Соловей», «Божья коровка»
Дунаевский И. «Колыбельная»
Левина З. « Матрешки», «Наш соловей», «»Ручеек», «Колыбельная»
Пахмутова А. «Добрая сказка»
Космачев И. « Мне очень нужен друг»
Чичков Ю. «Песня шелковой кисточки», «Самая счастливая»
Савичева Н. «Про маленького лягушонка» «Крошка Вилли-Винки»
Фадеев А. «У канавки две козявки»
Островский А. «Тик-так», «Урок пения», «Про осу».
Гладков Г. «Все в порядке»
3 год обучения
Русские нар. песни «В низенькой светелке», «По небу, по синему»
Латышская нар. песня «Ярче розы я девчонка»
Грузинская нар. песня «Родина наша»
Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.
Финская нар. песня «Финский лес»
Немецкая нар. песня «Вестница весны»
Английская нар. песня «Старый король»
Американская нар. песня «Домик над рекой»
Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»
Гурилев А. «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик»
Даргомыжский А. «Лезгинская песня»
Булахов П. «Колокольчики мои»
Кюи Ц. детские песни «Майский день», «Зима»
Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка»
Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры», «Жил был на свете мальчик»
Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
Шуман Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна», «Совенок»
Брамс И. «Колыбельная», «Спящая царевна», «Неаполитанская колыбельная» обр. Мельо
Александров А. «Веселые чижи»
Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осел»
Дунаевский И. «Спой нам, ветер», «Скворцы прилетели»
Пахмутова А. «Беловежская пуща»
Гаврилин А. «Мама»
Левина З. «Тик-так», «Посмотри-ка, мама!», «Куколка»
Хромушин О. «Что такое лужа?», «Искры костра»
Струве Г. «Музыка»
Леви Н. «В Пушкинском парке», «Колыбельная»
Баневич С. «Мир»
Львов-Кампанеец «Песенка о лентяе»
Лядова Л. «Стал сапожником енот»
4 год обучения
Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков»
Итальянская нар. песня «Санта Лючия»
Эстонская нар. песня «Синичку ветер убаюкал»
Японская нар. песня «Сакура»
Шведская нар. песня «К ручью пошла девчонка»
Немецкая нар. песня «Тки, дочка»
Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет», «Старина»
Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»
Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»
Булахов И. «Тройка»
Дюбюк А.»Птичка», «Не брани меня, родная»
Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет»
Чайковский П. «Мой садик»
Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»
Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»
Шопен Ф. «Желание»
Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»
Моцарт А. «Приход весны», «Довольство жизнью»
Шуберт Ф. «Швейцарская песня», «В путь», «Шарманщик»
Мендельсон Ф. « На крыльях песни»
Григ Э. « Лесная песнь»
Дунаевский И. «Песенка про капитана»
Зацепин А. «Куда уходит детство», «Волшебник»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Брусиловский Е. «Две ласточки»
Гаврилин В. «Мама»
Журбин А. «Планета детства», «Знакомая арифметика»
5 год обучения
Русские нар. песни «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок»
Чешская нар. песня «Яничек»
Словацкая нар. песня «Сокол»
Немецкая нар. песня «Трудно сказать»
Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если встречусь с тобой»
Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу»,
Аренский А. «Колыбельная»
Титов Н. «Талисман», «Буря»
Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Право, маменьке скажу»
Булахов П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»
Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»
Рубинштейн А. «Певец»
Гречанинов А. «Острою секирой»
Бах И. С. «Победа радость нам несет», «О, блаженство ликованья»
Перголези Дж. Канцонетта «Три дня»
Моцарт В.А. «Маленькая пряха», Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
Бетховен Л. Песня Клерхен, «Милее всех был Джемми», «Майская песня»
Шуберт Ф., «Юноша у ручья», «Утренняя серенада», «К лютне»
Шуман Р. «Лотос», «Две цыганские песни»
Монюшко С. «Золотая рыбка», «Пряха»
Каччини Дж. «Аве, Мария»
Крылатов Е. «Три белых коня»
Паулс Р. «Чарли»
Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке».
Левитин И. «О чем шумит берёзонька?»
Агабабов С. «Лесной бал»
Пахмутова А. «Сказка»
Левина З. «В поле», «Родник»
6 год обучения
Русские нар. песни «Не корите меня, не браните», «Чернобровый, черноокий», «Помню я еще молодушкой была»
Французская нар. песня «Птички»
Испанская нар. песня «Четыре погонщика мулов»
Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Северная звезда», «Бедный певец», «Скажи, зачем явилась ты?», Песня Ильиничны из музыки к трагедии «Князь Холмский»
Даргомыжский А. Песня Ольги из оперы «Русалка», «Вертоград», «Не скажу никому»
Фомин Е. Песня Анюты из оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват» Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты», «Певец»
Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить и тужить одинокой..»
Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»
Булахов П. «Девица-красавица»
Бах И.С. «Весенняя песня»
Гендель Г.Ф. Песня о Сусанне из оратории «Сусанна», ария Альмиры из оперы «Ринальдо»
Скарлатти А. ария «Ах, нет сил сносить терзанья»
Перголези Дж. ария «Если любишь»
Моцарт В. А. «Вы, птички, каждый год»
Шуберт Ф. «Жалоба девушки», «Аве, Мария», «К музыке», «Блаженство», «Похвала слезам», «Форель»
Мендельсон Ф. «Зюлейка», «Баркарола»
Форе Г. «Мотылек и фиалка»
Шуман Р. «Приход весны»
Хренников Т. «Колыбельная»
Александров А. «Я по садику гуляла»
Липатов В. « Ласточка моя»
Будашкин Н. «Шуми, моя нива», «Девушка крапивушку жала»
7 год обучения
Русские нар. песни «Ванечка, приходи», « Белолица, круглолица», «Зачем тебя я, милый мой, узнала?»
Финская нар.песня «Роза в долине»
Итальянская нар.песня «Купите фиалки»
Глинка М. Песни из цикла «Прощание с Петербургом», «Ах, когда б я прежде знала»,
Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
ГендельГ.Ф. ария «Dignarу»
Скарлатти А. «Фиалки»
Перголези Дж. Ария из «Stabat Mater»
Моцарт В.А. две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
Гуно Ш. Баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст»
Глюк К. ария Орфея из оперы «Орфей»
Сенс-Санс К. «Аве, Мария»
Шуберт Ф. «Серенада», «Форель»
Григ Э. Колыбельная Сольвейг и песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена
«Пер Гюнт»
Моцарт В.А. ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»
Оффенбах Ж. Письмо Периколы из оперетты «Перикола», куплеты Елены из оперетты «Прекрасная Елена»
Дунаевский И. Песня Нины из оперетты «Золотая долина», две песни Тони из оперетты «Белая акация»
Рахманинов С. «Островок»
Гречанинов А. «Подснежник»
Будашкин Н. «За дальнею околицей»
Морозов А. «В горнице»
Левина З. «Красивые глазки»
Леви Н. «Бреду тропинкою лесной»
Тухманов Д. «Аист на крыше»
Блантер М. «Черноглазая казачка»
. Вокализы и упражнения.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.
Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.
Конконе Дж. Избранные вокализы
Абт Ф. Школа пения.
Ваккаи Н. Школа пения
Зейдлер Г. Избранные вокализы
Шарф Г. Вокализы для средних голосов
Панофка Г. Избранные вокализы
Рекомендуемая литература:
Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса»
М. Изд. МГПИ, 1983 г.
Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., АПН РСФСР, 1953г
Багадуров В.А, Орлова Н.Д., Сергеев А,А. «Начальные приемы развития детского голоса», М. 1954г
Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб, «Музыка», 2000 г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», С-Пб, «Лань», 1997 г.
Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе», М. Музыка, 1972 г.
Грачева М.С. «О строении гортани», «Развитие детского голоса», М. 1963г
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» «Музыка» 2007г
Малышева Н.М. «О пении. Из опыта работы с певцами» М. 1988г
Малинина Е.М. «Вокальное развитие детей», М., «Музыка» 1965г
Морозов В.П. «Вокальный слух и голос» М., 1965г
Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек», М.. АПН РСФСР, 1963г
Огородников Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Методическое пособие, «Музыка», 1972г
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М. «Прометей», 1992 г.
Сергеев А. «Воспитание детского голоса» Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук. 1950 г.
Суязова Г.А. «Мир вокального искусства», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
Сергеев Б. «Программа обучения по специальности Пение для детских муз. школ и гимназий искусств», С-Пб, «Союз художников», 2003 г.
|