Скачать 88.47 Kb.
|
2010 год Всероссийская олимпиада школьников по литературе II (муниципальный этап) 9 класс I. По данному фрагменту определите автора произведения (5 баллов) 1. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. 2. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. 3. Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю… 4. Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод. 5. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. II. По данному фрагменту определите автора и название произведения (10 баллов)
В старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины».
Училищное начальство всполошилось всерьез. - Сегодня на уроке закона божьего беседа будет, - по секрету сообщил мне Федька, - насчет побегов. Я, как тетради относил в учительскую, слышал, что про это говорили».
- А моё любимое – про сосну: «На Севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь? - Знаю, конечно, - сказал я. Как не знать. – Я выдал ему «научное» лицо. – «На Севере диком» - этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна, как ни крути, а всё-таки довольно морозоустойчивое растение. А фраза «Стоит на голой вершине» - дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем. Мишка с испугом глянул на меня. А я на него. А потом мы расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену». III. Дайте определение следующих литературоведческих терминов: юмор, сатира, сарказм, ирония, пародия (10 баллов) IV. 1. Кто из названных художников иллюстрировал повести «Тарас Бульба», «Капитанская дочка», трагедию «Ромео и Джульетта»? (1 балл) а) В.Фаворский б) А.Бенуа в) И.Билибин г) Д.Шмаринов 2. Установите соответствие между произведением и его переводчиком: (4 балла) а) «Илиада» - Н.Заболоцкий б) «Песнь о Гайавате» - Б.Пастернак в) «Гамлет» - И.Бунин г) «Слово о полку Игореве» - Н. Гнедич V. 1. Прочитайте суждение об одном из произведений русской классической литературы XIX века. Определите, о каком художественном произведении идет речь. Назовите автора и название произведения (5 баллов) «… не случайна судьба героя повести: она продиктована логикой фактов, логикой самой действительности. Единственный порядочный человек среди дворянских персонажей произведения, чуждый холопства и пресмыкательства, сохраняющий чувство собственного человеческого достоинства, в своей, дворянской, среде оказывается отщепенцем, выброшенным за борт за своё превосходство над этой средой…» 2. Прочитайте фрагмент статьи Н.В. Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность». Творчество каких двух поэтов сравнивает автор статьи? (5 баллов) «Мысль о сходстве […] с […], приходящая в ум при первом взгляде на них обоих, исчезнет вдруг, как только всмотришься покрепче в […]. Всем, даже своим воспитанием, последний представляет совершенную противоположность первому. Как один весь предался наукам, считая стихотворство своё только развлеченьем и делом отдохновения, так другой предался весь своему стихотворству, считая многостороннее образование науками лишним и ненужным. То же самодержавное, государственное величие России слышится и у него; но уже видны не одни только географические очерки государства; выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. <…> У него выступило уже творчество». VI. Из двух предложенных заданий выполните одно (на Ваш выбор) (максимальное количество баллов - 10) 1. Прочитайте рассказ Ю.Коваля «Вода с закрытыми глазами» и напишите отзыв на это произведение. Вода с закрытыми глазами «С рассветом начался очень хороший день. Теплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу. День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след. Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течет из-под холма ключевой ручей. У ручья я увидел Нюрку. Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на травке валялся ее портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Еще бы часок, полтора.
Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться. А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат. Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлажденная первыми звездами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки. Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь. — Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка. Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.
Нюрка засмеялась.
Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза. — Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.
Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студеной, от нее сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала: — Погоди, не торопись. Глотни еще. Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга. Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза. Ю.Коваль 2. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Книги в красном переплете». Книги в красном переплете Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу тотчас же к вам бывало. — «Уж поздно!» — «Мама, десять строк!»... Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки... Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Темнеет... В воздухе свежо... Том в счастье с Бэкки полон веры. Вот с факелом Индеец Джо Блуждает в сумраке пещеры... Кладбище... Вещий крик совы... (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Приемыш чопорной вдовы, Как Диоген, живущий в бочке. Светлее солнца тронный зал, Над стройным мальчиком — корона... Вдруг — нищий! Боже! Он сказал: «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник. Британии печальны судьбы... — О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? О, золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! О, золотые имена: Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! 1908-1910 |