Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации07.04.2014
Размер0.74 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

Фафуриной Е.А., учителя литературы

БОУ КМР ВО «Алёшинская ООШ»

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности.

Учебный план БОУ КМР ВО «Алешинская ООШ» по литературе предполагает федеральный, региональный и школьный компоненты. В 8 классе на изучение предмета отведено 68 часов.

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении, в 8 классе – о романтизме.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, - важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Обучающимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателей изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.

Включение курса «Литература Вологодского края» в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы.

В соответствии с Региональным базисным планом в образовательных учреждениях области вводится обязательное преподавание учебного курса «Литература Вологодского края» в 5, 8 и 9 классах (по 17 часов в каждом классе, общее количество учебного времени на весь курс – 51 час).

Литература Вологодского края изучается в 8 классе как модуль предмета «Литература».

Список авторов, изучаемых в 8 классе

Русская литература

Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Н.М. Языков, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, А.Н. Островский, М. Горький, В.В. Маяковский, М.М. Зощенко, Н.А. Тэффи, Н.А. Заболоцкий, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин.

Зарубежная литература

У. Шекспир, М. Сервантес.

Литература Вологодского края

Ф.П. Савинов, С.С. Орлов, Н.М. Рубцов, С. Стрибожич, В.С. Железняк, В.В. Коротаев, А.В. Круглов, В.А. Гиляровский, В.Т. Шаламов, А.В. Петухов, А.А. Романов, А.Я. Яшин, О.А. Фокина, В.И. Белов, В.П. Астафьев, К.А. Коничев.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьника, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и учебниках.

В конце программы приводится список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений обучающимися 7 и 8 классов. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно речь идет об умениях и навыках. Например, к 7 классу, даже если весь класс в школе не считается сильным, школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства обучающихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пересказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7-8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Основные цели изучения литературы Вологодского края:

- дать разностороннее, систематизированное и показательное в историко-литературном аспекте представление о художественной словесности, связанной с Вологодским краем;

- вписать литературу Вологодского края в контекст истории русской литературы, изучаемой по федеральным программам;

- установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;

- расширить культурный кругозор обучающихся;

- включить литературу Вологодского края в активный духовный запас школьников;

- способствовать созданию целостного, культурно значимого образа Вологодчины в сознании обучающихся;

- воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния;

- формировать устойчивую личностную потребность в дальнейшем освоении культурного пространства родного края;

- инициировать деятельность по литературному краеведению на территории Вологодской области;

- способствовать повышению эффективности литературного образования.
Общая логика материала 8 класса

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм).
Важнейшими умениями для 8 класса являются следующие:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и т.д.);

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Теория литературы в 8 классе

Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структуро-образующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

Историческая песня

Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни

Темы и герои




Сказание










Житие

Агиография; чудесное происшествие

Особый тип героя (святой)




Слово










Сентиментализм

Жанровый состав

Герой сентиментальной прозы

Стиль сентиментализма

Романтизм

Жанровый состав

Герой романтического произведения

Стиль романтизма

Элегия

Мотивы жизни и смерти




Элегический стиль

Идиллия

Идеализированная жизнь







Трагедия

Конфликт в трагедии

Трагические характеры и персонажи





Программа по литературе для 8 класса
Введение (1 час)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (4 часа)

Исторические песни: Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: Несказочная народная проза. Легенды, предания и былички – жанры устного народного творчества. Легенда – рассказ религиозного характера о чудесных событиях. Предание – рассказ с установкой на историческую достоверность. Быличка – рассказ, основанный на народных суевериях. Распространение и собирание произведений этих жанров на территории Вологодского края. Использование их сюжетов и образов в литературном творчестве. Легенда о святом «Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели», легенды об основании Спасо-Каменного монастыря и о белоризцах. Предания об Иване Грозном и Петре Первом, связанные с Вологодским краем (происхождение названия Насон-город, проклятие Грозным Насон-города и реки Вологды, Петр Первый в Тотьме, замысел строительства Мариинской системы). Их соотношение с исторической правдой. Былички «Как девки на беседе сидели» (в записи Б.М. и Ю.М. Соколовых) и «Леший» (в изложении Ф.А. Арсеньева). Литературные произведения по мотивам легенд, преданий и быличек: «Сила молитвы» П.Е. Вересова, «Деревня Блудново» А.Я. Яшина, «Откуда кружева пошли» Е.С. Триновой, «Петр Первый и звонарь» Ю.М. Леднева. Сведения об авторах этих произведений.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (5 часов)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: Жития. Житие – один из ведущих жанров древнерусской литературы, род средневековой биографии. Описание жизни христианских святых по определенному канону в произведениях этого жанра. Вологодский край – «Северная Фиваида», один из центров православной святости. «Житие Кирилла Белозерского», написанное Пахомием Логофетом, - памятник древнерусской словесности. Соответствие произведения жанровому канону. Роль святого Кирилла в истории Православной церкви и духовной культуры Вологодского края. Основание им крупнейшего на Русском Севере монастыря. Религиозные подвиги и чудеса, сотворенные святым. Образ Кирилла в житии и произведениях древнерусского изобразительного искусства.
Духовная поэзия (3 произведения по выбору)

Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве русских поэтов всех времен. Выражение христианского представления о мире и человеке, утверждение нравственных ценностей в духовной поэзии. Священное Писание и народные духовные стихи как ее источники. Народный духовный стих «О двух братьях Лазарях» из собрания Н.А. Иваницкого. Традиция переложения псалмов в русской поэзии, «Первый псалом царя Давида» Н.Ф. Бунакова как пример следования ей. Поэтическая картина рождественской ночи в одноименном стихотворении С.П. Киснемского. Художественная обработка апокрифического предания в балладе П.Е. Вересова «Камо грядеши?». Современное звучание евангельского сюжета о рождении Христа в стихотворении А.А. Ганина «Был мрак и тишина. Но ангел вдруг явился…». Воплощение христианских идей прощения и сострадания ближнему в стихотворении А.В. Круглова «Молитва», «Слезный плат» Н.А. Клюева – произведение о святости материнского страдания. Краткие сведения об авторах этих произведений.
Из литературы XVIII века (4 часа)

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин».

Краеведение: Картины старины. Богатство истории Вологодского края, участие вологжан в событиях общерусского масштаба. Интерес вологодских писателей к исторической тематике, тесная связь минувшего и настоящего в их произведениях. Патриотическая окраска темы прошлого. Обобщенный образ древней патриархальной Руси в стихотворении Ф.П. Савинова «Спас-Преображенье». Историческая основа стихотворения С.С. Орлова «Монолог воина с поля Куликова» и ее поэтическая обработка. Н.М. Рубцов о слиянии земной красоты и небесной святости в Ферапонтовском монастыре как памятнике древнерусской культуры (стихотворение «Ферапонтово»). Тема национального достоинства в балладе С. Стрибожича «Иосиф Непея». Изображение Петра I и повседневного быта жителей Вологодского края в исторической новелле В.С. Железняка «Петр на Сухоне». Тема патриотизма в стихотворении В.В. Коротаева «Русь».
Из литературы XIX века (30 часов)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники.

В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений».

Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольется…», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга.

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое своеобразие – дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов различных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник».
А.В. Круглов

Соединение в рассказе «Отверженный» черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников. Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность – наиболее ценимые ими качества. Проступок Абрама и его трагические последствия. Сходство сюжетов рассказа А.В. Круглова «Отверженный» и поэмы М.Ю. Лермонтова «Беглец», черты различия между произведениями.
Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки обучающихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется обучающимися).
В.А. Гиляровский

Сведения о писателе. Продолжение в его творчестве традиций русского критического реализма. Содержание и издательская судьба сборника «Трущобные люди». Острота социальной проблематики рассказа «Один из многих», входящего в этот сборник. Обобщающий смысл названия произведения. Жизнь и нравы социального «дна» в изображении Гиляровского. «Преступление» Никиты Ефремова в изложении автора газетной заметки и автора рассказа. Простота стиля произведения.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич «Осень»;

П.А. Вяземский «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев «Отчизна»;

Н.П. Огарев «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков «После дождя»;

И.Ф. Анненский «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся.
Из литературы XX века (20 часов)

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода – по Руси».
В.В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение и чтение наизусть.

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ обучающихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский – художник и актер».
О серьёзном – с улыбкой

(сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «Маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов; от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского.
В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова «Нежно с девочками простились…»;

Д.С. Самойлов «Перебирая наши даты…»;

М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов «Жди меня»;

П.Г. Антокольский «Сын» (отрывки из поэмы»;

О.Ф. Бергольц «Памяти защитников»;

М. Джалиль «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов «Журавли» и др.
А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России – с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок «Есть минуты, когда не тревожит…»;

В.В. Хлебников «Мне мало нужно…»;

Б.Л. Пастернак «После вьюги…»;

М.В. Исаковский «Катюша»;

М.А. Светлов «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский «Слеги»;

Р.И. Рождественский «Мне такою нравится земля…»;

В.С. Высоцкий «Я не люблю» и др.
В.Т. Шаламов

Сведения о писателе. Образ мастерицы Анны Власьевны, хранящей традиции вологодского кружевоплетения. Вехи биографии героини рассказа, смысл жизни в ее понимании. Черты крестьянской психологии в характере, в отношении к людям. Профессиональная гордость Анны Власьевны. Взыскательность в оценке результатов труда. Сложности и тонкости мастерства кружевниц в передаче автора.
В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
А.В. Петухов

Сведения о писателе. Две сюжетные линии повести: взаимоотношения ребят (Валерки, Борьки и Андрюшки) и история охоты на медведей. Тесная связь этих линий между собой. Темы дружбы, доверия, взаимопонимания. Особенности характеров мальчиков, их интересы и заботы, формирование человеческих качеств. Трудности и радости общения детей со взрослыми. Изображение жизни природы в повести, тема бережного отношения к ней. Охотник дед Макар и браконьеры. Медведи в восприятии людей.
Народная речь (3-4 произведения по выбору)

Язык – основа национальной культуры. Художественная литература как искусство слова. Роль литературы в освоении богатств русского языка. Использование писателями выразительных возможностей народной речи. Отражение особенностей говоров Вологодского края в художественных произведениях. А.В. Круглов о большом значении слова в человеческой жизни (стихотворение «Слово»). Поэтическая образность стихотворения А.А. Романова «Русский язык». А.Я. Яшин о необходимости ценить и беречь богатства народной речи (стихотворение «Родные слова»). Ее использование О.А. Фокиной для создания образа крестьянина-пахаря (стихотворение «Оратай»). Мастерская передача произношения, интонаций живой народной речи в рассказах «Колыбельная» В.И. Белова и «С кусоцьком» В.П. Астафьева. Язык персонажа – важное средство создания образа в этих рассказах. Бухтина как жанр устного народного творчества, образ рассказчика в произведениях этого жанра. «Митькины бухтины» К.А. Коничева и «Бухтины вологодские» В.И. Белова (фрагменты).
Из зарубежной литературы (3 часа)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения обучающихся.
Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин «Памятник»

В.А. Жуковский «Сельское кладбище» (отрывок)

Н.М. Языков «Пловец»

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

М.Ю. Лермонтов «Смерть Поэта»

Н.А. Некрасов «Тройка»

А.А. Фет «Учись у них: у дуба, у березы…»

В.В. Маяковский Стихотворение – по выбору.

С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…»

Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти…»

Н.А. Заболоцкий Стихотворение – по выбору

А.Т. Твардовский «За далью – даль» (отрывок).
Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»
Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы XIX века

И.А. Крылов «Кошка и Соловей»

В.А. Жуковский «Кубок»

К.Ф. Рылеев «Державин»

П.А. Вяземский «Тройка»

Е.А. Баратынский «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза»

А.С. Пушкин «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь «Портрет»

И.С. Тургенев «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»

Н.А. Некрасов «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».

А.А. Фет «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду…Соловьиное эхо»

Л.Н. Толстой «Холстомер»
Из литературы XX века

М. Горький «Сказки об Италии»

А.А. Ахматова «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…»

М.И. Цветаева «Генералы 1812 года»

С.А. Есенин «Письмо матери»

Б.Л. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»

А. Грин «Бегущая по волнам»

В.П. Астафьев «Ангел-хранитель»

Я.В. Смеляков «Хорошая девочка Лида»

В. Шаламов «Детский сад»

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин», «Волки»

В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши»

Д.С. Лихачев «Заметки о русском»
Из зарубежной литературы

«Девяносто третий год»


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск