«Визитная карточка»
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Широбокова Светлана Валерьевна
|
| Город, область
| Шарканский район Удмуртской Республики
|
| Номер, название школы
| МКОУ «Петуневская СОШ»
|
| Описание проекта
|
|
| Название темы вашего учебного проекта
|
| Учебный проект Дыханье твоё Медный всадник хранит
|
| Краткое содержание проекта
|
| Цель проекта – помочь ученикам раскрыть тайный смысл символа в литературе. Проект «Дыханье твое Медный всадник хранит» предполагает самостоятельное исследование культурологических особенностей литературного символа, его развитие с исторической точки зрения, его художественную значимость в произведении А.С.Пушкина «Медный всадник». Общение в группе, помощь со стороны товарищей, родителей, создание собственных творческих продуктов в форме презентации и вики-статьи должно обеспечить успешное решение поставленных проблем. Ключевой темой будет являться основополагающий вопрос «Как рождаются символы?» Ответить на этот вопрос ученики смогут в результате сопоставительного анализа литературного произведения с культурологическими понятиями о символах, созданных человечеством.
|
| Предмет
|
| Русская литература
|
| Класс
|
| 9
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 3 урока
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| Воспитание квалифицированного читателя, способного создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; формирование умений осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
|
| Планируемые результаты обучения
|
| После завершения работы над проектом учащиеся приобретут:
личностные результаты:
формирование мировоззренческих критериев, касающихся темы символа в литературе, истории, культуре; метапредметные результаты:
умение приобретать и обрабатывать информацию, используя возможности ИКТ,
умение работать в группе и индивидуально;
предметные результаты:
определение авторской позиции, ее оценивание,
определение роли символа в создании художественного образа литературного произведения.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Как рождаются символы?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| 1. Какие бывают символы?
2. Как долго живут и почему исчезают символы?
3. Почему герой повести Медный всадник?
|
| Учебные вопросы
| 1. Каково значение и смысл слов «символ, символика, культура»?
2. Что символизирует памятник «Медный всадник»»?
3. Смысл названия поэмы?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Вводная презентация учителя, мозговой штурм, таблица «Тест-вопросы для любознательных»
| Составление плана работы учащихся в группе. Индивидуальный журнал вклада участника проекта в работу группы.
| Защита презентации в формате литературного путешествия по городу Петра.
Рефлексивный лист.
|
| Описание методов оценивания
|
| Для выявления интересов, стартового уровня знаний и опыта учащихся по теме проекта используются следующие методы и инструменты: мозговой штурм, таблица «Тест-вопросы для любознательных» для проверки готовности учащихся к поиску ответов, вводная презентация.
Мозговой штурм направлен на выявление стартовых знаний учащихся о символах в истории, культуры, литературы. Мозговой штурм поддержит интерес к проекту, будет способствовать возникновению у учащихся собственных вопросов по теме проекта, что, в свою очередь, повысит мотивацию участников проекта.
В качестве оценивающего инструмента предлагается таблица «Тест-вопросы для любознательных», по которой учащиеся могут определить степень погружения в тему о символах в литературе и обеспечить постановку цели и задач исследования о значении символического названия литературного произведения.
Вводная презентация позволит выявить интересы учащихся и включает содержание методов оценивания: презентации, вики-статьи.
Для формирования самостоятельности в добывания знаний и опыта учащимися используются следующие методы и инструменты: составление плана работы в каждой группе, заполнение журнала вклада каждого участника проекта в работу группы.
Формирование групп и тем исследований предлагает самостоятельно ответить на учебные вопросы по своей теме, при этом учитель обеспечивает группы ссылками на Интернет-ресурсы.
Составление плана работы группы как завершающий компонент в выдвижении гипотезы решения проблем, обсуждения плана работы группы и задания каждого в группе – промежуточный продукт проектной деятельности.
Инструментом самооценки вклада каждого в работу группы будет индивидуальный журнал участника проекта.
По окончании проекта ученики будут защищать свои работы в формате литературного путешествия по городу Петра в роли туроператоров.
Последним оценочным инструментом станет рефлексивный лист, который будет заполнен каждым учащимся.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Необходимо перед выполнением учебного проекта знать биографию А.С.Пушкина, текст «Медного всадника», начальное понятие термина «символ», понятий «метафора», «сравнение», «образный параллелизм».
Необходимые технические навыки: умение работать на ПК в текстовом редакторе, умение пользоваться поисковой системой Интернет.
|
| Учебные мероприятия
|
| До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, провести родительское собрание, чтобы обеспечить поддержку со стороны родителей, объяснить им смысл новой формы обучения.
Постановка задачи (1 урок)
Проводится «мозговой штурм: или что нам известно» по теме проекта, который позволит определить исходные данные знаний учащихся о том, что такое символ и каким образом он влияет на литературный образ. Затем учитель проводит тест-вопросник с тем, чтобы повысить мотивационный уровень учащихся. Вводную презентацию учитель предлагает для определения темы и содержания дальнейших исследований. Учащиеся выбирают одну из трех групп по темам исследований: 1 группа культурологов «Символы и символика», 2 группа историков «Как рождаются символы», 3 группа литературоведов «Значение символического названия повести». На итоговом занятии группы должны будут представить общую тему «Символы в литературе» в форме презентации, вики-статьи. Учитель обращает внимание учащихся на критерии оценивания исследований (оценки презентации, вики-статьи). Проводится практическое упражнение по приобретению навыков работы с социальными сервисами (Яндекс, Гугл, Мэйл.ру)
Исследования учащихся (2 урок)
Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны будут проанализировать литературный источник, найти факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал и сделать выводы по теме. Учитель предлагает учащимся ссылки Интернет-ресурсы Умения и качества, необходимые человеку 21-го века на сервисе хранения закладок. Проводится совместное обсуждение планов работы в группе, затем по просьбе учителя оформляется индивидуальный журнал вклада каждого участника проекта в работу группы.
Защита продукта исследовательской работы (3 урок)
Учащимся предлагается виртуально прогуляться по литературным местам города С-Петербурга. Каждая группа выступает с устной защитой результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации, вики-статьи. По завершению выступлений проводится их коллективное обсуждение, анализируются выводы, служащие, с одной стороны, явным ответом на проблемные и учебные вопросы и косвенным ответом на основополагающий вопрос проекта.
Рефлексия
Индивидуально заполняются рефлексивные листы по трем пунктам: я узнал(а) новое по теме, что-то осталось для меня непонятым, мои предложения, замечания.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала
| Ученики, испытывающие проблемы в усвоении учебного материала, будут получать поддержку со стороны товарищей в процессе групповой работы, индивидуальные консультации учителя.
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Языковая поддержка со стороны товарищей в группе (устная) и учителя (помощь в преодолении явлений интерференции в речи), иллюстрированные словари, двуязычные словари для перевода.
|
| Одаренный ученик
| Одарённый ученик может предложить свою помощь в качестве эксперта другим группам, продолжить исследование по определённым в работе перспективным направлениям.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
| Фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система
|
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
| Веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы
|
| Материалы на печатной основе
| Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ.методика: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2001г.
Курдюмова Т.Ф. и др. Литература: Учебник для 9 класса общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Пущкин А.С. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Олимп», 2001. – (Школа классики).
|
| Другие принадлежности
| Предметы, имеющие символический характер: перо и чернила – символ писателя; розы: красная, белая, желтая, черная; удмуртский оберег – символ здоровья; монисто – символ богатства.
|
| Интернет-ресурсы
| http://slovar.lib.ru
http://www.history-illustrated.ru
http://bukinistu.ru/simvol.html
|
| Другие ресурсы
| Для успешного проведения проекта организовать заочное виртуальное путешествие по городу Санкт-Петербург посредством сети Интернет. По желанию учащихся пригласить турагента (родителей, учителей, побывавших в С-Петербурге), который расскажет о городе С-Петербург и его памятнике «Медный всадник».
|
| |