Нескородева Юлия Викторовна
Учитель русского языка и литературы МОУ Акатьевской СОШ УРОК в 6 классе ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Методическая тема: «Повышение интереса к изучению русского языка»
Тип урока: повторение и совершенствование знаний, полученных в 5 классе
Цели урока:
1. Обучающая
закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи.
2. Развивающая
формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка.
3. Воспитательная
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечивание благоприятной психологической обстановки;
воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.
Оборудование: Аудиозапись, магнитофон Сигнальные карты. Плакат-карта (план урока) Таблицы – схемы правил. Правила в картинках. Перфокарты.
Ход урока Оргмомент.
Слово учителя. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие и посетим остров «Имя существительное». Закройте, пожалуйста, глаза, мы отправляемся на таинственный остров.
(звучит музыка, дети закрывают глаза и перемещаются на остров)
А вот и карта острова с заданиями, которые предстоит выполнить.
Посмотрите, стражники нас не пускают, нужно назвать пароль: ответить на вопрос «Что такое имя существительное?»
имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное - ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение)
имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Таким образом, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Учитель: Какие же предметы называет имя существительное?
живые существа (девочка, собака);
явления природы (дождь, ветер);
явления общественной жизни (митинг, демонстрация);
признак как предмет (синь, желтизна);
действие как предмет (бег, прыжок).
Молодцы, ребята! Стражники нас пропускают на остров, открываем тетради, записываем число и тему нашего урока «Повторение изученного по теме «Имя существительное», а вот и первое задание.
Слова заблудились. На карте находятся 3 домика (3 рода имени существительного), надо распределить существительные (каждому ребёнку даётся карточка со словом) по домикам. Чтобы правильно расселить слова, давайте вспомним правило: как не ошибиться в определении рода существительного? (подставить местоимение)
Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я, то, про что скажу – моя:
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно, моё: моё окно, село моё.
(дети по очереди выбегают и «расселяют» слова по домикам)
м.р. картофель, кофе, рояль, пульс, табель;
ж.р. галоша, мозоль, фамилия, коленка;
ср.р. яблоко, повидло, чучело, пианино, домино, ведёрко, полотенце.
Молодцы, справились, а вот и второе задание.
Сигнальные карты. Нам с вами надо определить: какие существительные одушевленные, а какие неодушевленные. Вспомните правило! ( одушевлённые отвечают на вопрос «кто?», неодушевлённые – «что?» Для этой работы нам понадобятся сигнальные карточки: если существительное одушевленное – поднимаем красную карточку, если нет – синюю.
Одушевлённые
| Неодушевлённые
| Медведь, человек, птицы, шофёр, жук, тренер, учитель
| Кукла, робот, краски, карандаши, тарелки, журнал, стакан
| Хорошо, а вот и третье задание.
Вспоминаем падежи. Учащиеся называют падежи и вопросы к ним. На доске записано стихотворение, один ученик у доски определяет падежи существительных, другие работают в тетрадях. Во время проверки обучающиеся меняются тетрадями для взаимопроверки.
Зимняя бахрома(им.п).
На сосне и на березе(пр.п.) – бахрома: (им.п)
Белой пряжей(тв.п.) их запутала зима (им.п).
И оставила распутывать весне(дат.п)
Эту пряжу(вин.п.) на березе и сосне(предл.п.).
Ребята, какой падеж отсутствует в данном стихотворении? (родительный)
Правильно, вот следующее задание.
4. Перфокарта. Нужно буквы Е и И «расселить» на этаже в нужную квартиру, в этом нам поможет правило : « Е и И в окончаниях существительных.» Кто нам поможет его вспомнить? (таблица)
БУКВЫ Е – И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
И ПИШЕТСЯ
| 3 СКЛОНЕНИЕ
| -ИЕ –ИЯ -ИЙ
| 1 СКЛ. РОД.П.
| НА ПЛОЩАДИ (ПЛОЩАДЬ)
| В ЗДАНИИ (ЗДАНИЕ)
| ОТ ТРОПИНКИ (ОТ ЧЕГО? Р.п.)
| Во всех остальных случаях пишется Е.
Возьмите перфокарты и давайте их заполнять.
на рябине о девочке на тополе
в брошюре о профессии на заседании
в тетрадке в деревне об юбилее
в ожидании на лекции по аллее
в альбоме по пустыне в деревне.
Давайте поменяемся перфокартами и проверим , соедините все буквы Е одной линией, и если вы нигде не ошиблись, то у вас получится цифра «5»
.1 е е е
2 е и и
3 е е е
4 и и е
5 е е е
(нет ошибок- «5»; 1-2– «4»; 3-5 – «3»; 6- «2», если есть ошибки , то делается работа над ошибками).
Все мы немножечко устали и нам надо отдохнуть. А вот и игра для отдыха.
«Ь знак».Давайте вспомним правило! (Ь знак пиши в ж.р. 3 скл.)
Учитель читает слова, есть Ь знак – ребята встают, нет – сидят.
Мышь, дач, карандаш, тишь, задач, дрожь, камыш, сокровищ, дочь, тень, уж.
Кто не ошибся – молодец, а кто ошибался – стоит подучить правило. Следующее задание.
Назовите одним словом и определите его склонение. Но сначала давайте вспомним правило «Склонение имен существительных»! (картинки со склонением учитель вешает на доску). Задание один обучающийся выполняет у доски, а все остальные в тетради.
Сильная метель (вьюга 1-е скл.),
Сильный дождь (ливень 2-е скл.),
Сильная тоска (грусть 3-е скл.),
Дождевое облако (туча 1-е скл.),
Лесная дорожка (тропинка 1-е скл.),
Горячий напиток из какао-бобов (шоколад 2-е скл.).
Вот мы и подошли к последнему заданию. Какими членами предложения чаще всего может быть имя существительное? (подлежащее, дополнение, обстоятельство.) Давайте найдем в предложениях имена существительные и определим их синтаксическую роль.
Выдумывание названий – особый талант.
Поздней осенью выпадает первый снег.
Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
Ребята, мы вспомнили то, что изучили ранее; грамматические признаки существительного (род, падеж, склонение), одушевленность/ неодушевленность, правописание Е-И в окончаниях существительных, правописание Ь и синтаксическую роль в предложении, но на острове осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих уроках и узнать много нового об имени существительном.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: разгадать чайнворд по теме «Имя существительное»
(ответы: 1. неряха, 2. армии. 3. идолом. 4. медвежонок. 5. каменщик. 6. курице. 7. елям. 8. мостов. 9. времён)
1 Существительное 1 склонения, обозначающее неопрятного человека
Существительное женского рода 1 склонения, синоним выражения «вооруженные силы» в родительном падеже множественного числа.
Существительное мужского рода 2 склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа.
Существительное мужского рода 2 склонения с уменьшительно – ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь.
Существительное мужского рода 2 склонения с суффиксом –щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень.
Существительное женского рода 1 склонения, являющееся названием домашней птицы в дательном падеже единственного числа.
Существительное женского рода 3 склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа.
Существительное мужского рода 2 склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа.
Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс
–ен-, в родительном падеже множественного числа.
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
| 6
|
|
Использованная литература Беляева О.В. Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. М.: «ВАКО», 2007 – 288 с.
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Штейнле Н.Ф. Занимательные материалы по русскому языку. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
|