Опыт создания цифровых образовательных ресурсов регионального компонента
(учебно-методические материалы к учебнику-хрестоматии по дальневосточной литературе 5- 6 класс Г.В.Гузенко).
Шабанова Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с.Сергеевка
Хабаровского муниципального района
Формирование ключевых компетентностей у учащихся- одна из важных проблем педагогической науки и практики обучения в школе. Для решения данной проблемы необходима специальная работа, направленная на изменение технологии образовательного процесса. Использование ИКТ в школе и изменение подходов к преподаванию предполагает изменение всего учебного процесса. Каждый день появляются новые образовательные ресурсы, в школу приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Используя информационные технологии, учитель накапливает методический и дидактический материал в рамках своего предмета.
В своей работе не только использую, но и создаю образовательные ресурсы, которые помогают мне повысить эффективность изучения предметов. В данной работе мне хотелось бы представить свой опыт по созданию электронных учебно-методических материалов к учебнику-хрестоматии по дальневосточной литературе 5-6 класса Г.В.Гузенко. Материалы включают в себя:
68 электронных уроков по курсу литературы Дальнего Востока
медиа- иллюстрации
10 видеофрагментов
8 аудиофрагментов
тексты художественных произведений по программе
тексты художественных произведений внеклассного чтения
проверочные задания к урокам
возможность повторения одной и той же темы урока
словарь терминов и понятий
словарь животных, птиц, растений.
копирование и печать статей и иллюстраций
поурочные разработки уроков
методические рекомендации по проведению и организации исследовательской и проектной деятельности учащихся
примеры ученических работ
Что даст Вам использование данного диска:
получение основополагающих знаний по курсу литературы Дальнего Востока
факультативные материалы: энциклопедические и хрестоматийные статьи
проверка знаний по отдельным частям урока, уроку в целом, теме ,всему курсу
обучение самостоятельной работе с учебным материалом
выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому изучению
подготовка к уроку
участие в проектной и исследовательской деятельности
возможность проведения интеграции с литературой народов мира
Материал электронного приложения расположен в соответствии с содержанием учебника-хрестоматии по дальневосточной литературе и соответствует требованиям, предъявляемых к региональному компоненту литературного образования. В основе лежит научный принцип освоения учащимися регионального компонента литературного образования: от региональной литературы- к литературе российской и мировой. Поэтому в материал уроков включены дополнительные сведения, позволяющие интегрировать уроки литературы ДВ с изучением литературы народов мира. В кратком описании содержания уроков этот материал выделен курсивом.
Материал дополнен изучением этнографии народов Дальнего Востока.
Вместо проведения контрольных занятий предлагается реализации 3-х проектов, что позволит выработать у детей навыки исследовательской работы с текстом, индивидуализировать работу с материалом.
Данное приложение может использоваться как учащимися, так и учителями.
Для учителей включена страница «Поурочные разработки», где приведены примеры уроков с использованием материалов приложения на занятиях.
Выделена отдельная страница «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся». В самих проектах содержится алгоритм их реализации, основополагающие вопросы, критерии оценивания работ. Приведены примеры ученических работ. Работы детей можно использовать на занятиях в качестве дополнительного материала.
При использовании приложения на уроках учителю понадобится следующее оборудование: ноутбук или ПК, видеопроектор, экран
Технические требования: процессорIntel Pentium,450 МГц, видеадаптер с видеопамятью не менее 8 Мб, оперативная память объемом не менее 64 Мб, привод для CD-DVD-ROM 12Х, видеосистема 800Х600 пикселей, 16 бит, аудио. Программы:Microsoft Power, Point Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher,Internet Explorer
Краткое описание содержания некоторых уроков(5 класс)
№ слайда
| Название урока
| Краткое содержание
| Задание к уроку
| Тексты художественных произведений
| 3
| Введение «Далеко ли Дальний Восток»
| Рассказ о коренных народах ДВ. Дополнительный материал о нивхах, эвенах, нанайцах, алеутах, чукчах. Неповторимый художественный мир , декоративно-прикладное искусство. Дополнительный материал: видео «Одежда и художественные промыслы народов ДВ».Древние поверья коренных народов
Материал «Это интересно»: северное сияние
| Вопросы о народно-художественных промыслах. Обсуждение сходства и различия народно-художественных промыслов народов ДВ и России.
Дополнительный материал : видео «Лаковые шкатулки», «Вышивка», «Кружева»
| нет
| 4 «Нанайские сказки»
| Ангадякан-сиротка
| Дополнительная информация «Нанайцы» (иллюстрации, место проживания, основные занятия, основные виды фольклора); «Этнографический словарь». Анализ сказки «Ангадякан-сиротка»
.Сравнение с другими сказками о падчерицах: «Золушка», «Мороз Иванович»
Видеофрагмент мультфильма «Мороз Иванович» (отрывок с падением в колодец)
| Работа с системой образов сказки. Работа с эпитетами
Развитие речи: дать характеристику героям, используя эпитеты
| «Ангадякан-сиротка»
| 6.Из книги Д.Нагишкина «Семь страхов»
| «Храбрый Азмун»
| Образная характеристика главного героя. Образ Тайрнадза (дополнительный материал-былина «Садко» и образ морского царя). Приметы ,верования, обычаи, отраженные в сказке
Дополнительный материал «Религиозные верования народов ДВ»
| Работа с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. отражение обряда кормления в сказке. Сравнение с былиной « Садко»- эпизод игры на музыкальном инструменте
| «Храбрый Азмун»
| 6. Из книги Д.Нагишкина «Семь страхов»
| «Семь страхов»
| Черты характера главных героев. Анализ сказки. Видеофрагменты мультфильма «Семь страхов»: «Нападение тигра», «Встреча с болотным чудищем», «Встреча с Кальдяму». Магическое число семь.
| Работа с фрагментом мультфильма «Семь страхов». Обсуждение отличия от сказки: нарушение идейного замысла в мультфильме
| «Семь страхов»
| 20 Организация проектной и исследовательской деятельности
|
| 2-а проекта, которые реализуются во время изучения тем : «Малые жанры фольклора», «Лесной лакомка»
|
|
| Краткое описание содержания некоторых уроков(6 класс)
№ слайда
| Название урока
| Краткое содержание
| Задание к уроку
| Тексты художественных произведений
| 2
| Введение «Только в песне да в сказке уместится Приамурье моё»
| Краткое знакомство с курсом литературы ДВ в 6 классе. Отражение образа Родины в произведениях дальневосточных писателей и поэтов.
Вн.ч. Э.Казакевич «Я налётом промчусь по родимой земле»
| есть
| П.Комаров «Приамурье»
| 10.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| Б.П.Копалыгин «Возвращение солдата»
| Дети Великой Отечественной войны, судьба и мужество.
| есть
| Текст «Возвращение солдата»
| 11.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| Виктор Николаевич Александровский
| Жизнь и творчество
| есть
| Вн.ч. рассказ «Братики»
| 11.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| В.Н.Александровский «Друг мой Омголон» (повесть)
| Главные герои -Алексей Коркин и Омголон, Первая встреча. Историческая основа произведения, художественный домысел.
| есть
| «Друг мой Омголон»
| 11.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| «Война- совсем не фейерверк, а просто трудная работа»
| Антитеза в повествовании. Описание внутреннего состояния. Противопоставление мирного и военного времени. Роль детали в повествовании. Образы солдат
| Развитие речи .
Докажи правильность высказывания.
| «Друг мой Омголон»
| 12.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| То, что каждый несёт для победы
| Портрет в повести. Женские образы и их роль в развитии сюжета.
| есть
| «Друг мой Омголон»
| 12.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| «Жестокая правда» войны
| Ленинградский фронт. Взаимная забота человека и коня. Жестокая правда войны.
| есть
| «Друг мой Омголон»
Вн.ч.С.Бытовой «Прощание с конём»
| 13.
Раздел 3 Тема войны в дальневосточной литературе
| А.Н.Максимов «Лесные клады»(отрывок из повести»
| Глава «Танк Москвилы» как самостоятельное произведение. Портрет старика труженика. Красота и сила человеческого характера.Доп.материал: переселенцы, ГУЛАГ.композиция рассказа
| есть
| «Танк Москвилы»
| 16 .
Внеклассное чтение
| Поэзия коренных народов Дальнего Востока
| Слово- песня. Первые поэты среди коренных народов ДВ, основоположники национальной литературы
| есть
| Вл.Тынескин,
Юрий Кылевич Вэлла(Айваседа), Николай Романович Калитин ,Владимир Коянто (Косыгин) ,Константин Мантович Бельды ,Андрей Александрович Пассар ,Аким Самар, Михаил Васильевич Вальгиргин
| 17.
Проектная и исследовательская деятельность
| Проект «Дорога Памяти» (проводится после изучения произведений о Великой Отечественной войне)
| И ходит по земле
Босая Память-маленькая женщина.
|
|
| Литература:
И.Халтурин «Следопыт Дальнего Востока»- вст.статья в книге В.К.Арсеньев «Встречи в тайге»-хабаровское книжное издательство,1981г
Русский фольклор. Школьная хрестоматия-Москва «Олимп»2001
Хрестоматия по дальневосточной литературе 5-6 класс/Г.В.Гузенко-"РИОТИП" Хабаровск, 2000г
Программа по региональной литературе.5 класс/ Г.В.Гузенко- Хабаровск, 1999г
"Древний свет"/запись и обработка А.Чадаевой-Хабаровск 1990г.
Двуликий змей. Очерк о фольклоре Хабаровского края/А.Чадаева-Хабаровск 1990г
Антология поэзии Дальнего Востока/сост.В.Пузырёв, Ю.Иванов- Хабаровское книжное издательство,1967г
Северная библиотека школьника. Фольклор народов Севера и Дальнего Востока-М."Северные просторы",2002
Северная библиотека школьника. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей-М."Северные просторы",2002г
Полярная энциклопедия школьника "Арктика-мой дом" УЭИ
Школьная хрестоматия "Русский фольклор"-М.:ООО"Издательство "Олимп": ООО "ИздательствоАСТ", 2001г
Ворон Кутха. Изд-во «Малыш»,1974г
«Краски земли Дерсу : фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья»- Хабаровское книжное издательство, 1982г
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн.для учителя/ Сост. Т.Б.Митлянская-М. Просвещение,1983г
Тигр на гербе Хабаровского края- Хабаровск. Изд.дом «Приамурские ведомости»,2002г
Мультимедийная хрестоматия дальневосточной природы «Времена года»-Министерство образования Хабаровского края»
Арктика- мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Электронная версия Полярной Энциклопедии Школьника серии «Арктика-мой дом»
|