Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 99.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер99.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МБОУ «СОШ Брагунского сельского поселения» Гудермесского района Чеченской Республики


Проект

Тема: «Собирал человек слова»
Проект посвящен В.И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка».

Защита проекта проводится по завершении раздела «Лексика».
Учебный предмет: русский язык.
Возраст участников: 12-13 лет.
Продолжительность: краткосрочный (неделя).

Цели:

 познакомить учащихся с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля; показать приемы работы с толковым и орфографическими словарями; расширить кругозор учащихся; повысить интерес к истории русского языка.

Необходимые материалы:
Русский язык. Лексика. – М. Просвещение, 2011.

Баранов М.Т. и др. И.В. Булгакова «Нестандартные уроки русского языка». Ростов-на-Дону «Феникс» 2002. Л.А. Турик, Н.А. Осипова Учебное пособие Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 . «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
В основе данного проекта лежит:
1.     развитие познавательных навыков учащихся;

2.     развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;

3.     развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

4.     развитие критического мышления.

 

1. по характеру доминирующей деятельности

информационный

2. по предметно-содержательной области

монопроект

3. по продолжительности

краткосрочный (несколько уроков),

4. по количеству участников

коллективный (класс)

 

Оборудование: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля;

компьютер; интерактивная доска;
Этапы проектной деятельности
1.     Погружение в проект

2.      Организация деятельности

3.     Осуществление деятельности

4.     Презентация результатов
 Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Класс делится на 4 группы (6-7 учеников). В каждой группе распределяются роли:                                                                                    

   -    командир (координатор действий),

-    информаторы занимаются поиском и представлением необходимой информации,

-    иллюстраторы отвечают за художественное оформление,

-    техники занимаются набором текстов на компьютере, созданием электронной презентации.

 

Ход проекта

1.Знакомство со справочной литературой.
2. Определить, какую роль выполняют словари в изучении русского языка.
3.Собрать информацию о В.И. Дале.
4.По группам собрать слова, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки из словарей В.И. Даля.
5. Разработать дидактический материал по теме.
6. Создать презентацию.

 

Итоговый продукт.
Краткий обзор жизни В.И. Даля. Представление результатов своих исследований.

Учащиеся 6 класса должны уметь отличать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Работа по этому проекту содействует развитию речи, пополнению словарного запаса у  учащихся.

Защита проекта

1 группа «Слова»

Девиз:  Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь.

  Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: « Век. От века. Вековать.

Век доживать . Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой…»

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.
Мы работали над темой: «Слова в словаре В.И. Даля»
Мы знаем, что в толковом словаре В.И. Даля собрано много слов. Они расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Мы узнали, что Владимир Иванович был человек необыкновенный. Он вспоминал, как его мать говорила детям: “Надо зацеплять всякое знанье, какое попадётся на пути” - и сам всю жизнь следовал этому правилу. Даль был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял стихи, повести, сказки, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебник по ботанике и зоологии. С детства он любил, по его признанию, “копаться над какой-нибудь ручной работой”. Умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла. Владимир Иванович прекрасно пел, играл на многих музыкальных инструментах, знал несколько языков. Это был удивительный человек. И все, чтобы он ни делал, было удивительным! Слова он собирал в народе. Услышит незнакомое слово, сказанное крестьянином, спросит о его значении и запишет в свой блокнот. Первое слово, с которого он начал свой словарь – это слово, сказанное ямщиком «замолаживает» - пасмурнеет.

Словарь Даля – первый и до сих пор единственный словарь русского языка, охватывающий как литературный язык, так и различные диалекты. Из 200 000 слов, включенных в словарь, более половины составляет литературная лексика, а более 80 000 слов, в основном диалектных, были записаны Далем в различных районах России. Стремившийся обогатить литературный язык словами «живого», народного языка, Даль не делал различий между литературной и диалектной лексикой. В качестве иллюстративного материала в словаре приводится большое количество фразеологизмов, пословиц, поговорок; в толкованиях содержится значительный материал этнографического и даже энциклопедического характера.
2 группа. «Пословица»
Девиз: Пословица недаром молвится.

 

Тема исследования:
«Пословицы в словаре В.И. Даля».
Люди говорили о Владимире Ивановиче, что он человек бывалый - опытный, много на своём веку повидавший. О таких людях есть замечательные пословицы, которые записал сам Даль.

  • Жизнь дана на добрые дела

  • Уменье пить-есть не просит, а само кормит

  • Не спрашивай старого, а спрашивай бывалого

  • Дерево смотри в плодах, человека в делах.

  • Не силой берут, а уменьем.

  • Бывалые в людях говорят, а небывалые дома сидят.

(Собраны эти пословицы В. И. Далем в сборнике “Пословицы русского народа”).

На войне Владимир Иванович Даль всякую свободную минуту проводил в толпе солдат. Скоро тетрадок с записанными словами оказалось так много, что они не уместились ни в один чемодан. Владимир Иванович сложил тетради в тюки и навьючил ими верблюда. Однажды во время стычки с неприятелем верблюд попал в плен. Даль очень горевал: сколько его труда пропало вместе с верблюдом. Но, к счастью, через несколько дней наши солдаты отбили верблюда у врага и возвратили его хозяину. На тетрадки Даля противник не позарился. Невелика ценность – слова! А для Владимира Ивановича не было ничего дороже.

Дороже золота были для Даля его слова! А вы, ребята, знаете пословицы о словах? Давайте поиграем. Я буду произносить начало, а вы продолжайте.
 Кто словом скор, тот … (в деле не спор).

 Ласковое слово – что …(вешний день).

 Выпустил словечко – не догонишь…(и на крылечке).

 Доброе слово …(и кошке приятно).

 От одного слова…(да навек ссора).

 Сказанное слово – серебряное, а несказанное - …(золотое).

 Слово не воробей, вылетит - …(не поймаешь).

Молодцы, ребята! Почти все пословицы вспомнили. В. И. Даль за свою жизнь собрал более 30 тысяч пословиц. Если искать помощников, то не в учёном совете, не в литературном салоне, не в издательстве, а в затерянных среди лесов и полей деревнях, в солдатской казарме, в шумных ярмарочных рядах – всюду, где по–русски говорят, поют, сказки сказывают, где слышно бесценное народное слово. Это слово собирал В. И. Даль более 50 лет, это было делом всей его жизни. Даль говорил, что не найти примеров народной речи лучше, чем пословицы: в них народ коротко и метко высказывает свои суждения о жизни. К слову “каша” Даль подобрал, чуть ли не полсотни пословиц. Вот некоторые из них:

  • На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была

  • Любо брюху, что глаза кашу видят

  • Без каши и обед не в обед.

А вот шутка-прибаутка:

Ел мужик щи с кашей долго, положил ложку, распоясался, перевёл дух, да и начал снова!

3 группа  «Сказки»                                    
Наш девиз:

Сказка ложь, да в ней намек -

Добрым молодцам урок.
Тема исследования:

«Сказки В.И. Даля»
Запасы Даля росли не по дням, а по часам. Судьба не раз забрасывала его в крестьянские избы. И здесь, отогреваясь и отдыхая от дальнего пути, он слушал и записывал рассказы, меткие, точные словообороты – присловья, прибаутки, докучные сказки. Давайте, ребята, представим себе одну из таких встреч.

(Интерьер крестьянской избы: стол, лавка. На лавке у стола за самоваром сидят Даль и хозяйка. Разыгрывается сценка в крестьянской избе, в которой принимает участие хозяйка, Даль, внук и внучка).

Даль: Уж очень вас приятно слушать. Так это у вас складно получается. У вас в деревне все так говорят?

Хозяйка (поддакивает): Да уж верно, народ-то у нас разговорчивый. Походи-ка да послушай по нашему краю, у тебя бумаги не хватит списывать все наши присловья и прибаутки. Без углов дом не строится, без пословицы и речь не молвится. (В это время в избу вбегают внучата хозяйки – мальчик и девочка. Усаживаются у стола, поближе к бабушке).

Внук: Бабушка, расскажи сказку!

Хозяйка (ворчливо): Нету у меня сказок. Приходил дед Овёс, он все сказки унёс.

Внучка: Ну, бабушка, расскажи…

Хозяйка: Жили-были два гуся, вот и сказка вся.

Внуки: Нет, ты другую расскажи!

Хозяйка (улыбаясь): Другую? Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася – вот сказка вся.

Внук: Да нет, бабушка, ты хорошую расскажи, не такую, другую.

Хозяйка (удивляется): Ещё другую? Ну вот вам. Чего лучше:  

Как под мельницей,

Под вертельницей

Подрались два карася

Вот и сказка вся.

  Внучка: Ой, бабушка, как ты не понимаешь? Расскажи длинную – предлинную сказку.

Хозяйка: Длинных сказок много. Каждую хоть до утра сказывать можно. Вот вам:

Жили-были баран да овца.

Накосили они стог сенца.

Не начать ли сказку с конца?

  Чем не сказка? Начнёшь с краю, да так и повторяй, пока нравится. (Внуки смеются).

Внук: А ты вчера ещё вот такую сказывала:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало.

Не сказать ли сказку сначала?

 

Внучка (напоминая брату): А про тётушку Ненилу помнишь?

Тётушка Ненила кашу варила.

Денис да Борис из-за каши подрались.

Мочало, мочало, начинай сказку сначала.

 

Хозяйка (смеётся): Вот сколько выучили. А про воеводу слыхали? (Внуки головой качают: “Слыхом не слыхивали”)

Сел воевода на колоду,

Да и бултых в воду.

Уж он мок, мок, мок.

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох.

Сел на колоду –

Да и бултых в воду.

Небось и эту не слыхали?

 

На море - окияне,

На острове Буяне,

На местах дальних,

На лугах привольных,

Стоит дуб зелёный,

Под ним бык кормлёный, в боку нож точёный.

Приходи, покушай,

Наши сказки послушай.

(Из книжки–самоделка с докучными сказками)
4 группа «Скороговорки»

 

Наш девиз: Быстро и правильно повтори
Тема исследования:
«Скороговорки из сокровищницы В.И. Даля»

Пришло время познакомиться с теми скороговорками, которые для нас записал Владимир Иванович Даль.

 Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали: ха-ха-ха-ха.

 Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

 Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

 Сыворотка из-под простокваши

 От топота копыт пыль по полю летит.

 Летят 3 пичужки через 3 избушки.

Не зря столько лет (50 лет!) трудился Даль, собирая для нас простые и занимательные словечки, пословицы, песенки, скороговорки, сказки, загадки.

Настоящим кладом для Владимира Ивановича была Нижегородская ярмарка. Месяц и 10 дней кричит, разговаривает, поёт, торгуется ярмарка. И каждый вечер приносит Даль домой несметные сокровища, за которые не берут на ярмарке денег, - только подбирай слова, пословицы, песни, прибаутки, игры…

Идут годы. На дворе XXI век! Одни слова из нашей речи исчезли, за последние десятилетия появилась масса новых слов! Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск