Скачать 144.48 Kb.
|
Анализ Анкеты читателя Чтение даёт человеку столько, сколько тот может взять. Книга отвечает на те вопросы, которые ей задают. (Житейский опыт) На официальном сайте Российской государственной детской библиотеки www.rgdb.ru находим интересные статьи по проблеме детского чтения, перечень основных проектов и серьезные предложения по их реализации, программы исследования, списки литературы и др. «Будущее России в руках читающих детей» (Панорама детского чтения в социокультурном контексте) ... Оказалось, что разговоры о "кризисе детского чтения" имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают "не то " и "не так", как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения:
Исследования позволяют говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, что происходит процесс изменения модели освоения детьми книжной культуры. Тревоги же и страхи возникают в связи с тем, что многие взрослые ориентированы, прежде всего, на старую модель "литературной социализации". Обозначим черты, которые характеризуют старую модель чтения — тот образ, который пока что остается в сознании многих: — любовь к чтению (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе "человека читающего", обязательность регулярного чтения); — преобладание в круге чтения книг, а не журналов; — разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров; — наличие домашней библиотеки. У детей и, особенно у подростков, сюда добавляется: — общение со сверстниками по поводу прочитанного; — наличие "литературных героев"; — сравнительно небольшая доля "чтива" (литературы низких художественных достоинств); — позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование "своего" или "хорошего" библиотекаря). А как выглядит новая "модель" (совокупность новых черт нового читателя) при вхождении в литературную культуру Читательский портрет современного подростка. Начать хотелось бы со слов Грэма Грина: "Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено". …Если говорить о различиях читательских предпочтений мальчиков и девочек, то мы увидели, что хотя круг предпочитаемых жанров и общий, но приоритеты разные. Например, если у мальчиков приключенческий жанр на втором месте, то у девочек - на шестом; мальчики предпочитают литературные сказки, а девочки - народные. Несколько разнятся и тематические предпочтения. Мальчики выбирают книги по технике и конструированию, а девочки - по рукоделию; девочки читают большое количество книг о природе и животных, а у мальчиков эта тема не пользуется такой популярностью; в группе девочек 14-ти лет особо популярны романы о любви, мальчики же их почти не читают. Анализ анкеты читателя
Не будет лишним познакомить детей с особенностями процесса чтения. Выделяют 4 типа читателей:
Перед анкетированием я попросила детей определить, к какому читательскому типу относится каждый из них.
Выводы:
1 вопрос анкеты: распределение использованного времени. У учащихся 8 класса 1 место, конечно, занимает компьютер (игры, общение): от 30 минут до часа - 25%, от часа до 2,5 - 47%, от 3 до 5 часов - 21% (есть о чём говорить на родительском собрании), от 5 до 8 часов (чудовищно, если не выдумывают) - 7% восьмиклассников! Девятиклассники тоже много времени проводят за компьютером, но уже начинают использовать его для добывания информации по школьным предметам: свыше 5 часов проводит за компьютером 9% детей, свыше 3 часов - 57%, 1,5 - 2 часа - 34%. Меньше полутора часов никто за компьютером не проводит. Выпускники используют компьютер не только дома, но пользуются и мобильным трафиком, поэтому времени проводят в сети много, на компьютере выполняют задания по ряду предметов, готовят проекты, презентации, просматривают видео, слушают музыку, используя компьютер. Среднее время работы с компьютером - 3,5 часа в день. Свыше 4,5 часов проводит за компьютером в день 17% выпускников. Видеомагнитофоном, радио и магнитофоном практически не пользуются: все эти функции выполняет компьютер. Просмотр телевизора занимает много времени в 8 классе: 2 - 3 часа - 34%, 1 - 1,5 часа - 31%, свыше 3 часов - 23% (любители шоу и спортивных программ). Многие просматривают телепрограммы на компьютере. Выпускники признались, что на собственно телевизор времени нет, но просматривают программы на компьютере. CD-плеер популярен среди учащихся 8,9,11 классов, но пользуются им в пределах 2 часов. 3. Чему ты отдаёшь предпочтение: книге или технике?
Объяснения дети дали подробные. Среди них я выделила следующие аргументы:
3. Какие книги ты прочитал летом? (Если ничего не читал - объясни). 11 класс. Интересы социально-гуманитарной и физико-математической групп почти совпадают. Для учёбы - летом читали книги по программе, но и для души читали. Одиннадцатиклассники назвали следующие книги: 1 группа - книги, о которых говорят, их обсуждают на форумах. Наташа Кампуш - «3096 дней», Сэлинджер - «Над пропастью во ржи», книги Акунина, Шарлотта Бронте - «Джейн Эйр», Дж. Остен - «Гордость и предубеждение», Джон Войн - «Мальчик в полосатой пижаме». Некоторые выбрали те книги, которые им посоветовали родители или сверстники. Р.Бредбери - «451 гр по Фаренгейту»,»Вино из одуванчиков», Зюскинд - «Парфюмер» . Как юноши, так и девушки интересуются книгами по психологии (Фрейд, Карнеги). Многие перечитывали русскую классику 19 века (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Знакомились с литературой 20 века (Куприн, Бунин, Булгаков, Набоков). Из зарубежных писателей заинтересовал Оскар Уайльд. Многие прочитали книги Глуховского. Поэзия занимает моих читателей меньше (читают стихи М.Цветаевой, Н.Гумилёва). С удовольствием читают приключенческую литературу (Стивенсона, напримел). Я попросила назвать причины обращений к тем или иным книгам:
Около половины учащихся включает в список прочитанных книг от 5 до 10 и больше произведений. Есть и такие, у кого список совсем коротенький - 1 - 2 книжки.В 11 классе лишь 1 ученик написал, что ничего не читал и читать не собирается. В этот класс он пришёл в этом году. Посмотрим, поговорим… 9 класс. Многие ограничились списком книг, который получили прошлой весной в школе (лидер Н.В.Гоголь). Многие юноши читают научно-популярную литературу (природа, автомобиль, путешествия, естественные науки). К сожалению, назвать авторов таких книг затрудняются. Девятиклассники читают Лондона, Герберта Уэллса («Война миров», «Машина времени», «Пища богов», «Человек-невидимка»), Александра Дюма («Граф Монте-Кристо» - советуют родители, бабушки). Порадовало то, что читали летом «Путешествие к центру Земли», «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» Жюля Верна. Очень порадовало то, что среди прочитанных книг были названы романы Виктора Гюго («Отверженные», «Человек, который смеётся»). Заинтересовали книги Агаты Кристи. Порадовало то, что есть любимые жанры: детектив, фэнтези, экшн, приключения. Некоторые читают книгу Дмитрия Глуховского - «Метро 2033», так как обсуждается на форумах. Читают и «Гарри Поттера» (нашла это название и у восьмиклассников, и у одиннадцатиклассников). Интересует и драматургия: «Ромео и Джульетта», «Макбет» Шекспира, читают и сонеты Шекспира. Есть и такие: Коллин - «Поющие в терновнике», Бронте - «Грозовой перевал». Книги эти обсуждают на форумах сверстники. 2 ученицы летом увлеклись произведениями М.Булгакова («Собачье сердце» и «Роковые яйца»), некоторые девятиклассники с удовольствием прочитали «Мастера и Маргариту». Надеюсь, в 11 перечитают. Внимание девятиклассников привлекают и кинороманы («Александровский сад»). Интересут детей и тема Великой Отечественной войны (Васильев. «Завтра была война», повести В.Быкова). Обсуждение на форумах влияет на читательские интересы детей. Так, некоторые прочитали такие книги: Дж. Сэлинджер - «Над пропастью во ржи», Паоло Коэльо - «Алхимик». Дети к советам прислушиваются и формируют круг чтения, используя разные каналы информации. 8 класс. Восьмиклассники в меньшей степени ориентируются на выбор книг какого-либо одного автора, но подбирают книги с учетом интересующего жанра или темы. Большое значение имеет при выборе книги мнение референтной группы. Придерживаются и списка, который получили в конце прошедшего учебного года. Некоторые назвали в качестве причины выбора книги совет родителей или устный совет учителя. Например, рассказывая о своих читательских интересах в их возрасте, я упомянула романы Жюля Верна «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» и «Путешествие к центру Земли». Названия этих книг я обнаружила во многих анкетах. Приключения и фантастика - излюбленные темы этого возраста, поэтому закономерно, что прочитаны летом «Граф Монте Кристо» Александра Дюма и романы Александра Беляева («Человек, потерявший своё лицо», «Последний человек из Атлантиды», «Голова профессора Доуэля»). Кстати, многие назвали в качестве причины выбора книг Ивана Ефремова (присутствуют романы «Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы»), Беляева, Уэллса, Брэдбери («И грянул гром») не только интерес к теме, жанру, но и интерес к творчеству этих писателей. Подбирают уже целенаправленно произведения данных писателей. Среди интересующих восьмиклассников жанров назовём детектив: дети читают книги Агаты Кристи (после просмотра фильма - «Десять негритят»). Есть среди прочитанных летом и книги Донцовой и Устиновой. Из популярных кинороманов - «Ночной дозор». Во многих анкетах встретила романы Шарлотты Бронте – «Джейн Эйр», Джейн Остин – «Гордость и предубеждение», Уилки Коллинз – «Лунный камень», «Прекрасная Маргарет». Русская литература представлена довольно широко: произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого (порадовало то, что заинтересовали такие произведения, как «Хаджи Мурат», «Казаки», «Отрочество»). Из литературы 20 века многие прочитали роман Каверина «Два Капитана», и книга очень понравилась. Читают произведения Александра Грина («Алые паруса» - советовали родители). Не осталась без внимания военная тема («Обелиск», «В списках не значился» - книги указаны в списке для чтения). Восьмиклассники не остались в стороне от обсуждаемых на форумах книг и обратили внимание на роман Д.Глуховского «Метро 2033». 4.Какие книги вне программы ты прочитал за 1 четверть? К сожалению, на этот вопрос дети ответили очень сжато. Многие ничего вне программы не читали из-за недостатка времени: в 9 и 11 курсы, восьмиклассники загружены школьными делами.
II. Проблемы детского чтения http://www.rgdb.ru/research.asp - Российская государственная детская библиотека предлагает исследования детского чтения (перечень статей представляем выборочно) 1. Статья В.П. Чудиновой и Е.И. Голубевой БУДУЩЕЕ РОССИИ В РУКАХ ЧИТАЮЩИХ ДЕТЕЙ (опубликована: Панорама читающей России. — 2003. — № 1. — с. 4—7. Чтение — дело государственное.) 2. ЦИКЛ СТАТЕЙ под рубрикой: НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. Опубликован на портале Федерации Интернет-образования www.fio.ru в 2004 году Содержание • В.П. Чудинова. Поддержка детского чтения - наша общая задача • В.П. Чудинова. 1. Чтение детей как национальная ценность • В.П. Чудинова. 2. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения" • Е.И. Голубева. 3. Что предпочитают читать наши дети • Н.Н. Сметанникова. 4. Учиться читать, чтобы учиться, читая • В.П. Чудинова. 5. "Политика в области чтения" в странах Запада • Е.И. Голубева. 6. Как библиотеки обеспечивают и поддерживают детское чтение • В.П.Чудинова. 7. Чтение "компьютерных мальчиков": результаты исследования • Е.И. Голубева. 8. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов • В.П. Чудинова. 9. Чтение в контексте развития информационного общества 3. ЧИТАЛИ! ЧИТАЮТ. БУДУТ ЧИТАТЬ? СБОРНИК СТАТЕЙ О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ. - М.: РГДБ, 2003. 4. ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ И КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ : МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. - М.: РГДБ, 2003. 5. ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 90-е ГОДЫ по материалам региональных исследований. 1999 г. III. Список литературы, аудио- и видеоматериалов |