Скачать 141.3 Kb.
|
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2009-2010 учебный год Переход школы в статус гимназии требует постоянных изменений в методической работе ШМО учителей русского языка и литературы. Методическая тема ШМО полностью согласуется с темой школы «Интерактивная среда обучения как средство интеллектуального и творческого развития учащихся». Вся работа ШМО была направлена на реализацию поставленных задач: - усилить работу с одаренными учащимися через индивидуализацию и дифференциацию обучения; - применять систематически нетрадиционные формы работы во внеурочной и урочной деятельности учащихся; - усилить работу по формированию профильно- ориентированных курсов. В этом году было проведено 8 заседаний ШМО: - утверждение входных контрольных работ, рабочих программ и календарно- тематического планирования; - подготовка «Дня открытых уроков», «Одиссеи разума», предметной недели, анализ мониторинговых контрольных работ; - анализ городских контрольных работ по русскому языку в 9 классах; - подготовка к городскому семинару для директоров города «Развитие компетентностного подхода к обучению в деятельности инновационного учреждения»; - подготовка к городскому семинару для заместителей директоров по УВР и координаторов ППП «Организация деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов в рамках реализации ППП и ПО. Проблемы и перспективы внутришкольного обучения»; - использование деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе; - подготовка к проведению пробного экзамена по русскому языку в 9, 11 классах; - утверждение экзаменационного материала, творческий отчет ШМО. Одним из исследований МО являлось владение учащимися всех видов речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужой речи; свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения. До определенного времени этот важный аспект явно недооценивался нашими учителями, поскольку в центре внимания на уроках русского языка традиционно оказывалось письмо. Исследования «Навыки осознанного чтения информационной переработки текста» показали невысокий уровень сформированности: - не осознают содержание прочитанного текста- 30% учащихся; - понимают с искажениями или неверно- 50% учащихся; - неспособность адекватно понять формулировку заданий – 40% учащихся. Все это затрудняет сдачу ЕГЭ в 9, 11 классах. Поэтому наше МО определило следующие задачи в данном направлении: - направить всю деятельность учителей на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности; - обеспечить в преподавании единство процессов совершенствования речевой деятельности учащихся и формирование системы лингвистических знаний через деятельностно- системный подход. В реализации данных задач роль учителей нашего МО возрастает. В этом году нашим МО был проведен «День открытых уроков», где учителя продемонстрировали свое мастерство: - Бабушкина Л.Н. «В.Г. Короленко. « В дурном обществе»»; - Калимулина Д.М. « Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С.А. Есенина»; - Лизура С.А. «Анализ стихотворений Есенина С.А.»; - Кайгородцева О. И. «Балашов. О ВОВ»; В результате посещенных уроков было установлено следующее: - Картамышева Н.В. создает условия для формирования личности ученика в учебную деятельность; - Короткова Т.А. вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность на уроке; - Кайгородцева О. И. организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем; - Маслова Л.А. планирует совместную работу в сотрудничестве с учениками при решении разнообразных учебных задач, знакомить с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного мнения; - Калимулина Д. М. использует игровые формы обучения. Все эти компоненты выявляются в разнообразных педагогических технологиях, используемых нашими учителями: - Маслова Л.А. – технология развития критического мышления через чтение и письмо; - Калимулина Д. М. – интегративная модель обучения; - Кайгородцева О. И. – проблемно- эвристическая технология; - Короткова Т.А. – технология развивающего обучения. Зная сильные и слабые стороны работы учителя, были даны рекомендации в выборе тем самообразования. Желательно, чтобы выбранная тема и прочитанная литература помогли учителю в ликвидации пробелов в работе. Над каждой такой темой работает учитель:
В апреле было проведено заседание МО «Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе», где учителя поделились опытом и наметили пути решения проблем в обучении русскому языку и литературе. Учителя не всегда могут установить диагностику уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Не всегда используют на уроках надпредметную функцию: индивидуализация и дифференциация обучения. Учитывая проблемы в преподавании русского языка, учителя идут в направлении внедрения современных методов и форм обучения в традиционную структуру урока. Так в нашей практике сложилась целая система нетрадиционных уроков: - Калимулина Д.М. – интегративные уроки, основанные на межпредметных связях; - Короткова Т.А, Лизура Л.А. – уроки в форме соревнований (лингвистические турниры и бои); - Бабушкина Л.Н. – уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок- презентация); - Картамышева Н.В., Губарева Н.Ю. – уроки, основанные на формах жанрах, методах работы (репортажи, интервью). Внеклассная работа является логическим продолжением учебного процесса в условиях гимназического пространства, средством расширения и углубления знаний по русскому языку, полученных на уроках. В этом году наше МО принимало активное участие: - в проведении школьного мероприятия «Одиссея разума»; - в городском конкурсе русского языка «Грамотей»(1 место, 5 кл., Сучкова В.;1 место,7 кл., Казакова Е., 2 место, 7 кл., Сучкова А., 3 место, 8 кл., Раймон В., 1 место, 6 кл., Румянцева Н., 2 место , 9 кл. Мартынец Ю., 1 место, 11 кл. Трупп Г., 2 место, 10 кл., Попова Т.); - городской конкурс чтецов «Дню Победы посвящается»(2 место, 7 кл., Гольцман М., 3 место, 9 кл., Васильев А., 1 место, 10 кл., Маков А., Нуштаев Д., Ахметова Л.- учитель Кайгородцева; 2 место, 6 кл., Долгополов Е., 2 место, 11 кл. Короткова О.- учитель Маслова Л.А.; 4 место ,6 кл., Стрыгина, Клюшева, Устюгова – Учитель Картамышева Н.В.; 1 место, 5 кл., Маргиани А. в конкурсе «Ступени к Пушкину» - учитель Калимулина Д.М.; - в городском конкурсе ораторского мастерства (1 место, 9 кл., Васильев А., 3 место, 7 кл., Нефедов А.- учитель Кайгородцева О.И.; 1 место, 11 кл., Горчаков А., 2 место, 10 кл., Янгулова Е.- учитель Маслова Л.А.; - во всероссийском лингвистическом конкурсе «Русский медвежонок.Языкознание для всех». Лучшие результаты по региону у Сучковой А., Туровской О.- учитель Кайгородцева О.И.. Янгулова Е., Тарануха М.- Маслова Л.А.., Ермолаев А.- учитель Калимулина Д.М. Участие учащихся в данных конкурсах приводит к выявлению талантливых детей, популяризации наших предметов в современном российском образовательном пространстве. Это привело к динамике роста в муниципальных, региональных конкурсах, олимпиадах, НПК. Высокие показатели из года в год у учителей: Масловой Л.А., Кайгородцевой О.И. Результаты работы по программе «Одаренные дети» 2009- 2010
Кроме этого учителя МО ведут различные спецкурсы, факультативы: - Кайгородцева О.И., Картамышева Н.В. – «Путь к слову», 9 класс; - Калимулина Д. М.- «Трудные случаи в орфографии и пунктуации», «Литература через призму истории», 8 класс; - Бабушкина Л. Н. – «Анализ художественного произведения», 10, 11 класс. Основной проблемой в преподавании русского языка является значительное понижение качества знаний учащихся в некоторых классах. Так наблюдается отрицательная динамика снижения качества образования у учителей: Картамышевой Н.В. (9В , 8Б) классы, Масловой Л.А. (11 А). Положительная динамика наблюдается у учителей: Кайгородцевой О.И.(7Б), Калимулиной Д.М. (8В), Коротковой Т.А. (7Г). Из этого следует, что учителя не всегда анализируют содержание раздела «Основные знания и умения учащихся». При изучении нового материала следует использовать эвристические и исследовательские методы и приемы, разрабатывать индивидуальные задания для более подготовленных учащихся и слабоуспевающих, привлекать их заниматься в предметных кружках дополнительного образования. Большое значение учителя старших классов: Бабушкина Л.Н., Маслова Л. А., Кайгородцева О.И. уделяют государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которая требует от учащихся развития навыка работы с тестами. Учителями были созданы различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения старшеклассников. Все это привело к положительным результатам сдачи ЕГЭ в 9,11 классах. Так наблюдается рост в 11 классе 2008 год - 3 место по городу, 2009год – 2 место (учитель Бабушкина Л.Н.), 2010 год- 1 место по городу(учитель Маслова Л.А.) В 9 классах качество 65% (Учителя: Кайгородцева О.И., Картамышева Н.В.) Учителя МО систематически транслируют свой педагогический опыт через открытые уроки, мастер- классы, семинары- практикумы, педсоветы, постоянно занимаются самообразованием, осваивают новые УМК ( Львова С.И., 5 кл., Коровина В.Я.) Мастер- классы Маслова Л.А. «Логико- смысловая модель работы педагогического сообщества по проблеме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»»; Калимулина Д.М. «Развитие логического мышления школьников через интегративную модель обучения». Учителя активно принимают участие в городских, республиканских, международных конкурсах: - «Электронные методические разработки» (Калимулина Д. М.) -«Современные технологии социального взаимодействия в организации профориентационной работы» (Калимулина Д.М.) - международный конкурс «Интерактив- игра в образовательном процессе»(Маслова Л.А.) - «Язык и поликультурность» (Кайгородцева О.И., Маслова Л.А.) По итогам городского смотра кабинетов 1 место – учитель Маслова Л.А. Учителям в будущем учебном году необходимо обратить внимание на недостатки, отмеченные комиссией. Учителя систематически занимаются повышением квалификации. Так в этом году краткосрочные курсы по повышению квалификации по теме «Интеграция предметов гуманитарного цикла» прошли Калимулина Д.М., Турбина О.Н. Анализ состояния и эффективности методической работы учителей русского языка и литературы позволяет определить задачи на новый учебный год: - продолжить систему работы по организации дополнительного образования; - продолжить внедрение в образовательный процесс инновационный учебный комплекс под ред. Львовой С. И. по русскому языку с 5 класса; - разработать методические рекомендации по введению в школе единого речевого режима; - усилить работу по повышению качества образования по русскому языку. - продолжить работу по учебно- исследовательской деятельности учащихся и учителя. Результаты работы по программе «Одаренные дети» 2009- 2010
|