Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 235.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.04.2014
Размер235.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок по музыкальной литературе.

Тема: «Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"».
4 класс II четверть народное отделение.

Преп. Дмитриева Ю.М.
Цели урока:

Образовательная: обобщение и закрепление знаний по пройденной теме: «Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"».

Воспитательная: средствами музыки воспитывать любовь и уважение к родине, чувство патриотизма.

Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие.
Задачи урока:

  • Способствовать осознанию детьми мотивов поведения героев и определению личностного отношения к событиям и персонажам.

  • Развивать умение чувствовать настроение героя музыкального произведения.

  • Воспитывать чувство гордости за русский народ, патриотизм.

  • Способствовать накоплению навыков работы с литературой.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Методические материалы:

Общая характеристика оперы (приложение № 1)

Строение оперы: основные музыкальные номера ( приложение № 2)

Раздаточный материал (проверочные тесты)

Аудио или видео – запись оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"
Ход урока.

I. Деловая игра "Выразительные средства музыки для создания образов русских и польских героев".

Формируются 3 команды. Каждой команде предлагается использование раздаточного материала (Приложение 1, Приложение 2), ножницы, клей, чистый лист бумаги.

Задача: обобщение представлений учащихся о музыкально-выразительных средствах, используемых Глинкой для создания основных музыкальных образов.

Ход игры:

а) учащиеся получают вопросы на карточках

б) используя раздаточный материал, находят правильный ответ, вырезают и помещают на карточку в графе ответы;

в) совместное подведение итогов: каждая команда представляет сделанные выводы по своей теме в свободной форме.
Вопросы команде № 1 по теме: "Образы русского народа":

1. Где в опере представлена первая характеристика русского народа?

2. Какие черты русского народа показаны в хоровой интродукции (мужской и женский хор) и в эпилоге?

3. Музыкальная характеристика Антониды (действие, название номера, особенности музыкального языка)

4. Музыкальная характеристика Вани (действие, название номера, особенности музыкального языка)

5. Музыкальная характеристика Собинина (действие, название номера, особенности музыкального языка)

Вопрос для составления вывода:

Что объединяет музыку всех русских героев?
Вопросы команде № 2 по теме: "Образ Сусанина":

1. Какова первая музыкальная характеристика Сусанина?

2. Когда мы понимаем, что Сусанин – герой?

3. Какие музыкальные темы Сусанина интонационно близки хорам "Родина моя", "Славься"

4. Драматургическое значение и музыкальная характеристика трио из 1 действия?

5. Какие чувства испытывает Сусанин в предсмертной арии в 4 действии?

Вопрос для составления вывода:

Развитие образа Сусанина
Вопросы команде № 3 по теме: "Образ поляков":

1. Образ польской шляхты. Кто они?

2. В каком действии и как представлена характеристика поляков?

3. Какие средства музыкальной выразительности передают враждебную сущность поляков?

4. Как ведут себя поляки в доме Сусанина в 3 действии?

5. Как меняется их характеристика в 4 действии?

Вопрос для составления вывода:

Какова особенность музыкальной характеристики поляков?
II. "Тест по опере". М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»

Учащимся раздаются вопросы и таблицы для ответов. В тесте 10 заданий с вариантами ответов, обозначенных буквами или цифрами, которые нужно поставить в таблицы с соответствующими номерами и названиями (Приложение 3).

В Приложении 4 даны ответы на вопросы тестов.
Задача: заполните таблицу № 1 "Общие сведения" (Приложение 3)

Премьера оперы состоялась

а) 27 ноября 1836 г.

б) 8 февраля 1874 г.

в) 27 ноября 1842 г.
Жанр оперы

а) народная музыкальная драма

б) опера-былина

в) историко – героическая опера – драма
Место и время действия

а) Россия, Польша, 1612 г.

б) Древняя Русь, г. Киев. Сказочные времена.

в) Россия. VIII век.
Литературная основа сюжета

а) трагедия А.С. Пушкина

б) народная былина

в) исторические события
Польские танцы из 2 действия

а) полонез

б) краковяк

в) вальс

г) мазурка

Согласны ли вы, что Сусанин был в Польше?

а) да

б) нет
Заполните таблицу № 2 "Действующие лица" (Приложение 3)

Варианты ответов:

1) Иван Сусанин 1) приемный сын

2) Антонида 2) крестьянин

3) Собинин 3) дочь Ивана Сусанина

4) Ваня 4) русский воин, жених Антониды
Заполните таблицу № 3 "Тембры голосов" (Приложение 3)

Варианты ответов:

1) Иван Сусанин 1) тенор

2) Антонида 2) контральто

3) Собинин 3) сопрано

4) Ваня 4) бас
Заполните таблицу № 4 "Какому персонажу принадлежит текст?" (Приложение 3)

Варианты ответов:

1) «На зов своей родной страны идут ее сыны» 1) Собинин

2) « Ах, ты, поле, поле ты мое» 2) Сусанин

3) «Как мать убили у малого птенца» 3) Антонида

4) «Разгулялися, разливалися» 4) женский хор в интродукции

5) «Ты взойдешь, моя заря!» 5) Ваня

6) «Родина моя, русская земля» 6) женский хор в 3 действии

7) «Не о том скорблю подруженьки» 7) мужской хор в интродукции

Заполните таблицу № 5 "Музыкальная форма" (Приложение 3)

Варианты ответов:

1) оркестровое вступление к опере 1) рондо

2) Ария Сусанина в 4 действии 2) куплетная

3) Трио «Не томи, родимый» 3) трехчастная

4) Антонида «Солнце тучи не закроют» 4) фуга

5) Ваня «Как мать убили у малого птенца» 5) сонатная

6) Завершение хоровой интродукции 6) вариации

III. "Викторина". Индивидуальный опрос.
Примерный перечень музыкальных номеров на викторину:

Хоровая интродукция, I действие

Каватина и рондо Антониды, I действие

Трио, I действие

Танцы полонез, краковяк, вальс, мазурка из II действия

Песня Вани, III действие

Сцена Сусанина с поляками, III действие

Хор девушек, III действие

Романс Антониды, III действие

Ария Сусанина, IV действие

Хор "Славься", эпилог

Викторина может проводиться в разной форме:

Просмотр или прослушивание музыкального фрагмента и письменный ответ с указанием действия и названия музыкального номера.

Узнавание музыкального номера по нотной записи, предложенной на карточках.

После просмотра или прослушивания музыкального фрагмента выбрать правильный ответ из предложенного заранее списка музыкальных номеров и указать порядковый номер звучания:
Указать порядковый номер звучания

1 – 2 Хоровая интродукция, 1 действие

2 – 5 Каватина Антониды, 1 действие

3 – 1 Рондо Антониды, 1 действие

4 – 4 Трио, 1 действие

5 – 7 Полонез, 2 действие

6 – 3 Краковяк, 2 действие

7 – 14 Вальс, 2 действие

8 – 10 Мазурка, 2 действие

9 – 6 Песня Вани, 3 действие

10 – 11 Сцена Сусанина с поляками, 3 действие

11 – 8 Хор девушек, 3 действие

12 – 13 Романс Антониды, 3 действие

13 – 9 Ария Сусанина, 4 действие

14 – 12 Хор "Славься", эпилог

IV. Подведение итогов работы, проверка работ учащихся
Список литературы:

Чебунина И. А. Волшебный мир оперы. Новосибирск, 2000 г.

Чебунина И.А. Тесты по русской музыкальной литературе. Новосибирск, 2007г.

Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Москва, 2003 г.

Приложение № 1

Михаил Иванович Глинка


(1804-1857)

Опера «Иван Сусанин»

(1836 г.)

Начало работы: 1834 г. Окончание работы: 1836 г

Премьера 27 ноября 1836 г. в Петербурге - день рождения русской классической оперы.

Сюжет и название «Жизнь за царя» предложены В. Жуковским;

- дума К. Рылеева «Иван Сусанин» (1825):

- подвиг русского крестьянина села Домнино (близ Костромы) Ивана Осиповича Сусанина. Он завел отряд поляков в непроходимые дебри и был убит поляками.

- исторические события 1612г. Нашествие польской шляхты на Россию.

Либретто: придворного поэта Розена (при участии Н. Кукольника и В. Жуковского);

в 1939 г. – новое либретто С. Городецкого (с целью убрать упоминания о царе, вере.) Опера переименована – «Иван Сусанин».

Жанр: историко-героическая опера-драма.

Время действия: 1612г.

Место действия: Россия, Польша (II д.).

Драматургия: конфликтная.

Действующие лица:

Действующие лица

Первое исполнение

Голос


Иван Сусанин

крестьянин

О. Петров

бас

Антонида

Его дочь

М. Степанова

сопрано

Ваня

Приемный сын

А. Петрова-Воробьева

контральто

Собинин

Русский воин, жених Антониды




Тенор

Русские крестьяне, воины










Поляки: рыцари-шляхтичи










Строение: 6 картин с эпилогом.

Действие

Картина

Место действия

Структура

I


1

Россия: село Домнино

Экспозиция русских образов

II

1

Польша: тронный зал в замке польского короля Сигизмунда

Экспозиция польских образов

III

1

Россия: село Домнино, изба Сусанина

Разработка- столкновение двух сил

IV

1

Лесная чаща







2

Монастырский посад




3

Глухой лес. Зима

Кульминация: гибель Ивана Сусанина

Эпилог




Красная площадь в Москве

Торжественная кода: утверждение русского героического начала


М.И.Глинка. опера "Иван Сусанин" Приложение № 2

Основные музыкальные номера и музыкальные характеристики


действие

Место действия

Основные музыкальные номера

Музыкальная характеристика




Увертюра




Оркестровое вступление

сонатная форма со вступлением; напряженно и драматично звучат музыкальные темы оперы




1 действие

Улица села Домнино

Хоровая интродукция

(Интродукция - «введение», вступительная сцена перед началом действия)

Мужской хор «Родина моя, русская земля»

-широкие распевы;

-народный склад;

-одноголосный запев;

-мужественные, герои­ческие интонации




Женский хор «На зов своей родной страны идут ее сыны».

Хоровая фуга.



-оживленный напев;

-лирическая, хороводная;

-сила и неустрашимость русского народа




Каватина и рондо Антониды

Каватина (небольшая лирическая ария пове­ствовательного харак­тера) «Ах, ты, поле, поле ты мое»
Рондо «Солнце тучи не закроют»

-В традициях итальянской оперы:

а) показ выразительности голоса;

б) два раздела в медленном и быстром темпах;

-медленно;

-в духе русских лирических песен;

-широкие распевы.

- виртуозные пассажи;

- подвижно;

- светло, изящно, легко;

- рефрен утверждает радостное настроение Антониды




Выход Сусанина

«Что гадать о свадьбе»

- первая музыкальная характеристика Сусанина;

- важно, с достоинством:

- подлинный народный напев (песня лужского извозчика)




1действие

(окончание)

Улица

села

Домнино

Трио (Собинин,

Антонида,

Сусанин)

«Не томи, родимый»

- лирический характер;

- интонации городского романса;

- грустные переживания из-за отсрочки свадьбы;

- полифонические вариации с наслоением голосов:

- однообразный ритм сопровождения передает состояние томления:

- все партии интонационно близки

Вывод:

• русские образы;

• русская интонационная музыкальная сфера:

песенная (протяжные, хороводные.

героические, лирические), кантилена,

сольные номера, ансамбли, хор

Сусанин показан только в ансамблевых сценах

2 действие

Польша

Бал в замке короля Сигизмунда

Танцевальная сюита

  • резкий контраст
    1 действию;

  • декорации: старый
    громоздкий замок.
    по пышные яркие
    костюмы




1. Полонез (польский танец) с хором

  • открывает бал;

  • торжественно;

  • воинственно;

  • характерный ритм;

грозный вестник
вторжения поляков;

2. Краковяк (польский танец)

• ряд разнообразных музыкальных тем,

• синкопированный ритм

3.Вальс(немецкий танец, популярный в XIX в. в эпоху Глинки)

• лирическое отступ­ление;

• изящество оркес­тровки

4. Мазурка (польский танец)

• горделиво, парадно, и в то же время воин­ственно;

• характерный пунк­тирный ритм;

  • акценты на 3 долю:

  • смена настроений

2 действие

(окончание)

Польша

Бал в замке короля Сигизмунда

Вывод:

  • танцы не являются вставным дивертисментом, а имеют важное драматургическое значение;

  • полонез и мазурка представлены как рыцарские танцы

  • "Польский акт" - начало русской классической балетной музыки;

  • интонационная музыкальная сфера: польская, танцевальная, только хор (нет сольных и ансамблевых номеров);

контраст русской музыкальной сфере

3 действие

Изба Сусанина

1. РАЗДЕЛ. ДО ПРИХОДА ВРАГОВ


Сцена семейного счастья.

Приготовления к свадьбе.

Песня Вани «Как мать убили у малого птенца»

• тихо и беззаботно;

• простая песенная

мелодия;

•аккомпанемент в характере колыбельной;

• мечтает о подвиге

Квартет

(Антонида, Ваня, Собинин, Сусанин)

• в оркестре появляется спокойная, светлая тема, «тема семейного счастья»

2. РАЗДЕЛ.

ПРИХОД ПОЛЯКОВ

• принцип вторжения;

• ритмы полонеза и мазурки

Сцена Сусанина с поляками

• диалог разногласия

1 ответ Сусанина «Велик и свят наш край родной»


• без оркестра;

• величественно

• зарождение интонаций хора «Славься»;

• замедлен темп;

• широкая песенность

2 ответ Сусанина

"Страха не страшусь, смерти не боюсь"

• мужественно;

• мелодия хора из интродукции «Родина моя»;

• патриотическая песня героя;

Прощание Сусанина с Антонидой


• тревожные краски:

• предчувствие беды

3 РАЗДЕЛ.

ПОСЛЕ УХОДА СУСАНИНА С ПОЛЯКАМИ




3 действие (окончание)

Изба Сусанина
Хор девушек

"Разгулялися, разливалися".

Светлый характер хора оттеняет и усиливает драматизм

  • свадебный хор;

  • безмятежно, светло;

  • чистые гармонии;

  • пятидольный размер:

  • близость к обрядовой
    народной песне;

  • унисон с оркестром

Романс Антониды

  • проникновенная
    печаль;

  • черты народных
    причитаний;

  • преобладает нисходя­щее движение;

  • медленный темп;

трагические интонации

ФИНАЛ III ДЕЙСТВИЯ.

Большая народная сцена

• народ впервые показан в действии;

• наряду с тревогой и беспокойством видна энергичность и реши­тельность

Вывод:

• столкновение, конфликт двух контрастных сфер, русской и польской.

4 действие.

1 картина.

Лесная чаща.

Отряд Собинина пробирается в лесной чаще.

(При постановке опускается.)

2 картина.

Ночь. Монастырский посад.

Ваня сообщает о случившемся. Собирает отряд.

Музыкальный образ Вани.

Новые черты:

•героические, призывные интонации;

• большая внутренняя сила

•проявляет мужество, примчавшись ночью к монастырю.

3 картина

Густой лес, занесенный снегом.

Драматическая кульминация всей оперы.




СЦЕНА СУСАНИНА С ПОЛЯКАМИ.




Хор поляков

• ритм мазурки;

•нет бравурности и воинственности;

• звучит мрачно;

• неустойчивые аккорды создают ощущение мрака, тоски.

4 действие (продолжение)

Густой лес, занесенный снегом.

Ария Сусанина

Речитатив «Чуют правду, смерть близка»
Ария Ты придешь, моя заря! Взгляну в лицо твое»

В


А1
Кода

• напевный речитатив;

• песенный склад;

• широкие интонации
• 3-частная форма

•интонации русских
лирических песен;

•сердечная скорбь:

а) хроматизмы,

б)уменьшенные
интервалы,

в) диссонансы в гар­монии;

• единая линия
развития;

• сдержанный харак­тер;

• более сложные рас­певы;

•слышны темы Вани
и Антониды;
• звучит «тема
семейного счастья»

• реприза;

• усиливается драма­тизм в оркестровой
партии;

• беспокойный ритм, триоли, синкопы;
драматическая кульминация:

слова о смертном часе
звучат на фоне напряженного тремоло струнных инструментов

• на сцене глубоко

страдающий человек, но и, одновременно народный герой







Вывод:

• новаторский подход Глинки к народной песне:

• на основе русских народно-песенных интонаций впервые возникает музыка,

проникнутая подлинным трагизмом;

• «Глинка сумел создать новый, неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии»

(В. Одоевский)

действие

Место действия

Основные музыкальные номера

Музыкальная характеристика

4 действие (окочание)

Густой лес, занесенный снегом.

Монолог Сусанина

• обращение к семье;

• в оркестре звучат обрывки из предыдущих сцен, в том числе «тема семейного счастья»

• Сцена метели

• оркестровый эпизод;

• наслоение монотонной мелодической фигуры образует полифонию;

• Финал IV действия

поляки в смятении

и ярости:

• Сусанин полон решительности и мужества умереть за свою Родину

• Гибель Сусанина, но Русь спасена

Эпилог

Красная площадь

в Москве

Грандиозная картина

народного торжества

в Москве

1 РАЗДЕЛ. (А)

Хор «Славься»

Богатырский образ

народа-победителя

• С dur;

• гимн-марш;

• черты гимна:

а) торжественность;

б) эпическая сила;

в) простота мелодии;

г) преобладает поступенное движение;

д) обороты напоминают колокольный перезвон;

е) слияние голосов в унисон;

• черты марша:

а) упругие ритмические акценты,

б) «квадратность построения»;

в) фанфарные сигналы;

г) волевой характер;

2 РАЗДЕЛ. (В)

Сцены и трио Вани,

Антониды и Собинина с хором

«Ах, не мне, бедному»

• народный плач по герою:

• певучая мелодия широкого дыхания;

• подголосная интонации крестьянских лирических песен, а также городских песен-романсов

3 РАЗДЕЛ. (А)

Хор «Славься»

«Хор этот - неоспоримо высший и совершеннейший

народный гимн, какой

когда-либо раздавался в России»

(В. Стасов)

• особенно торжествен

но и празднично;

• тройной состав хора;

• два оркестра (один из них – духовой, на сцене) и колокола;

• «Славься» завершает

линию сквозного интонационного развития, проходящую через всю оперу, что способствует единству оперы и цельности музыкальной драматургии

Вывод: убедительное воплощение народно- патриотической идеи


Приложение № 3

Таблицы к ТЕСТУ

М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»

Таблица № 1 Общие сведения

1

2

3

4

5

6



















Таблица № 2 Действующие лица

1

2

3

4













Таблица № 3 Тембры голосов

1

2

3

4

Таблица № 4 Какому персонажу принадлежит текст?

1

2

3

4

5

6

7






















Таблица № 5 Музыкальная форма

1

2

3

4

5

6



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск