Скачать 48.09 Kb.
|
Урок музыки во 2 коррекционном классе 8вида по теме «Путешествие с песней» Урок подготовила и провела Учитель музыки МБОУ «сош №8» Маракулина Ольга Евгеньевна. "Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы". В.А.Сухомлинский Цель урока - пробудить интерес к музыке, научить ее слушать и любить, эмоционально откликаться на нее. Познакомить с тем, как рождается музыка, узнать об основных ее жанрах, услышать о тех, кто ее создает, о музыкальных инструментах разных времен и народов, понять, какое огромное значение имеет музыка в жизни людей. Задачи урока: 1. Познакомить детей с понятиями: опера, симфония, концерт; дать детям доступное, элементарное определение этих жанров. 2. Закрепить умения детей определять характер музыки, подчеркивать изобразительные моменты в музыкальных произведениях. 3. Работа над исполнительскими умениями и навыками (чистотой интонирования, певческим дыханием, чувством ритма, слаженностью звучания). 4. Коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении. 5. Расширение кругозора, формирование познавательной мотивации. Оборудование: 1. Бумажный кораблик - песня. 2. "Острова" - таблички с названиями музыкальных жанров. 3. Шапочки – маски козлят. 4.Видео-ряд героев из мультфильмов. Ход урока: Учитель - Сегодня мы с вами продолжаем разговор о самом главном музыкальном жанре - о песне. Первая песня появилась очень давно. Как вы думаете, что это за песня? Дети - Колыбельная. Она была без слов. Учитель - Люди тогда еще не знали человеческой речи. Они общались с помощью других средств. Каких? Дети - С помощью жестов, мимики, интонации. Учитель - Песня теперь стала привычной и необходимой человеку. Когда звучит песня? Дети - Во время работы, во время отдыха, на праздниках, в путешествиях... Учитель - Мы сейчас с вами отправимся в путешествие по Океану музыки и, конечно, возьмем с собой песню. (На экран с изображением моря прикрепляется "кораблик-песня"). Учитель - Какой должна быть по характеру песня, которая поможет нам в пути? Дети - Радостной, бодрой, веселой, звонкой, быстрой... Учитель - Назовите такую известную вам песню. Дети - Это песня «Вместе весело шагать» (Проговаривание отдельно слов запева «Спой-ка с нами ...", исполнение всей песни). Учитель - Наш "кораблик-песня" приближается к первому острову. Чтобы узнать, что это за остров, нужно ответить на вопрос. Людям так понравилось петь, что они придумали спектакль, где песня является самой главной. Что это за спектакль? Дети - Опера. (Открываю название острова "Опера"). Учитель - Что такое опера? Дети - Опера - это спектакль, где все поют. Учитель - С какой оперой мы сейчас знакомимся? Дети - С оперой "Волк и семеро козлят" (показываю иллюстрации). Учитель - Давайте вспомним темы главных героев оперы. Чья тема сейчас звучит? (Последовательно узнают темы Всезнайки, Болтушки, Топтушки. ) Индивидуальное исполнение. Учитель - Сегодня мы послушаем тему мамы-козы. А вы определите, какой у этой песни характер, о чем рассказывает эта песня? ( Прослушивание песни мамы-козы в исполнении учителя.) Дети – Спокойная колыбельная для козлят. Мама их спать укладывает и поет песенку. Учитель – Правильно, это колыбельная песня. А почему вы так решили? Дети – Мелодия плавная, ласковая, тихая, не быстрая. Учитель – Колыбельная песня – это песня-оберег. Когда рождалось на Руси маленькое дитя, его убаюкивали песнями, оберегая от нехороших поступков людей, от хворей, приговаривая «У сороки болт, у вороны боли…,а у…заживи». А какие колыбельные вы знаете? Кому их пели мамы и бабушки? Есть много русских народных песенок – качалок: 1.Уж ты котя – коток, Котя серенький лобок! Приди, котя, ночевать, Мою деточку качать. 2.Мышка, мышка, что не спишь? Что соломкою шуршишь? - Я боюсь уснуть, сестрица, Кот усатый мне приснится! ( Выразительно прочитать эти колыбельные «качалки» все вместе и индивидуально) Учитель – Козлята очень дружные, веселые, забавные, они любят петь и играть. В опере они поют все вместе веселую песню. Как в музыке называется совместное исполнение? Дети – Хор. Учитель – Музыка здесь одновременно и выражает беспечный веселый нрав козлят и изображает их веселый танец с подпрыгиванием и притопыванием. Давайте мы споем дружно хор из оперы «Волк и семеро козлят» и движениями будем передавать характер музыки. (Исполнение с движениями и солистом) Учитель - А теперь попробуем спеть и сыграть эту песню (прохлопывание ритма, игра на маракасах и бубнах во время исполнения песни). Учитель - Наш кораблик отправляется дальше. Чтобы причалить ко второму острову, тоже нужно ответить на вопросы: 1) Как называется большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах? Дети - Оркестр. Учитель - Правильно. Оркестры бывают симфонические (показ иллюстрации). 2) Как называется большое музыкальное произведение, специально написанное для симфонического оркестра? Дети - Симфония (открывается табличка второго острова "Симфония"). Учитель - Какая знакомая песня звучала в симфонии Чайковского, которую мы слушали на прошлом уроке? (Наигрываю мелодию). Дети - Русская народная песня "Во поле береза стояла..." (исполняется первый куплет с движениями хоровода). Учитель – Прислушайтесь, как в этой симфонии наша песня «Во поле береза стояла» превратилась в симфоническую мелодию», звучащую то мягко и напевно, то печально, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана. Поднимите руку там, где услышите мелодию этой песни . (слушание фрагмента симфонии Чайковского). Учитель - Наш кораблик плывет дальше, и мы приближаемся к третьему острову. Жители этого острова очень любят смотреть мультфильмы и петь песенки из них. Я вам буду загадывать музыкальные загадки. Если вы отгадаете мелодию песни, то на экране появится мультик. Мы будем смотреть и петь песенку. 1.«Улыбка» 2. «Песенка мамонтенка» 3. «Антошка» 4. «Барбарики» Учитель - Мы сегодня с вами путешествовали с песней. В каких больших музыкальных жанрах встречается песня, куда она нас привела? Песня занимает большое место в жизни каждого человека. Наше путешествие с песней еще не окончено, мы продолжим его на следующих уроках. Потому что: "Через годы, через расстоянья, На любой дороге, в стороне любой Песне ты не скажешь "до свиданья", Песня не прощается с тобой". Итог урока. |