Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 85.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер85.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Урок в 9 классе
Подготовила Пронская Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы


Цели урока:


  1. Обучающие:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений;



2.Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности.

- развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэта;
3.Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока:
- таблица «СПП»
На доске:

- тема урока
Ход урока:
Понятие об основных группах СПП.
1.Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение.)

(Чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство.)
2.Подберем к данным предложениям синтаксические синонимы, перестроим предложения так, чтобы они стали СПП:
Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3.Поставим вопросы к придаточным предложениям:

предчувствовало (что?)

дом (какой?)

добрались (когда?)
4.Сравним простые и СПП предложения и сделаем выводы:

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения.

  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.


Слово учителя:

Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов:

СПП с придаточными определительными (сходны с определениями), изъяснительными (сходны с дополнениями), обстоятельственными (сходны с обстоятельствами, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По вопросу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное - поставить правильно вопрос. Начнем с придаточных определительных. Откроем первую главу романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин», найдем этот тип предложений.
Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах (каких?) Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель…
Брег- берег (Неполногласный вариант вносит в текст «торжественность, книжность» согласно теории «Трех штилей» М.В.

Ломоносова; однако, здесь он включается естественно в живую речь.)

-Какие слова свидетельствуют о характере отношений между автором, героем и читателем? (Мой приятель, мой читатель.)
Это предложение СПП с придаточным определительным, совмещающим значение места с определительным значением; средство связи - союзное слово, а именно местоименное наречие ( где)
Далее выпишем из строф 17,23,25,27,37, первой главы СПП с придаточными определительными. Найдем грамматическую основу в главной и придаточной части, определим средства связи между ними(союзные слова), обозначим одно- или двустороннюю зависимость между частями. Дадим комментарий к устаревшим словам и грамматическим формам, а также к именам собственным.
…Онегин полетел к театру (какому?),

Где каждый вольность дыша, готов охлопать entrechat…

(17 строфа)

Вольность дыша - галлицизм

Entrechat-антраша: прыжок в балетном танце.
Грамматическая основа - Онегин полетел… каждый готов охлопать…

Придаточное определительное присоединяется к существительному ( театру) в главной части при помощи союзного слова (где), имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Располагается позади главной части.
Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет (какой?),

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Все (какое?), чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Все (какое?), что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,-

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет…

(23 строфа)
Щепетильный - неологизм В. Лукина, связанный с торговлей галантерейными товарами, ср. совр. - педантичный и строго принципиальный человек.

Балтическим - ср. совр. Балтийским.

Осьмнадцать- архаизм, совр. восемнадцать.
Грамматическая основа - Изображу ль…

Воспитанник одет, раздет и одет

Все…

Торгует Лондон…

Возит…

Все…

Вкус изобретает…

Все украшало
В первом предложении придаточное определительное с дополнительным обстоятельственным значением; во втором и третьем - придаточное местоименно - определительное присоединяется к субстантивированному местоимению (все) при помощи союзных слов (чем) и (что)
Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере…

(25 строфа)
Чаадаев Петр Яковлевич - общественный деятель, философ. Известен не только свободолюбием, независимостью, но и утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Пушкин сближает Онегина со своим кругом общения.
Уборная - комната, где убираются, наряжаются.

Венера - богиня любви у древних римлян.
Грамматическая основа - Евгений был педант…

Мы назвали франт…

Он три часа проводил и выходил…
В первом предложении придаточное местоименно - определительное присоединяется союзным словом (что) к местоимению(то)
У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал (какой?),

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

(27 строфа)
В ямской карете - в наемной карете. Не имея собственного выезда, Онегин нанимал собственную карету на день. Содержать свой выезд было дорого.

Стремглав - стремительно, быстро. Быстрая езда была признаком «государственного» человека.
Грамматическая основа – Мы поспешим…

Онегин поскакал.
Придаточное определительное присоединяется при помощи союзного слова (куда), имеет дополнительное обстоятельственное значение.
Недуг (какой?), которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу...

(37 строфа)
Эти строфы вводят тему байронического разочарования Онегина и «преждевременной старости души».

Грамматическая основа- Бы отыскать пора…

Хандра овладела…
Придаточное определительное классического типа: присоединяется к существительному с помощью союзного слова (который). Но автор здесь вводит инверсию, прямой порядок слов был бы: (причину которого).
- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
(Придаточные относятся к существительному и местоимениям в главном предложении. От них ставится вопрос. Задаем вопрос к существительному - придаточное определительное, к местоимению- местоименно- определительное придаточное.)
-Каким способом придаточные предложения присоединяются к главному?

(С помощью союзных слов который, куда, что, где.)

-Рассмотрим отдельно вне контекста слова куда, что, где. С какими членами предложения могут быть связаны эти слова?
(Который - с определением, что- с подлежащим или дополнением, куда, где – с обстоятельством.)

Обратим внимание, что для определения придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который подскажет правильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами прикрепляется придаточное. Главное - на какой вопрос оно отвечает.
Работа с учебником
Прочитаем теоретический материал параграф 6, страница 20

- Что нового вы узнали из статьи учебника?

( 1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.

2.Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного

3. Местоименно - определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т.д.) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.)
Итак, заполним таблицу:


1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово (часть речи)

к сущ.

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5. Возможны указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову

всегда постпозиция


(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)
– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.
Вывод: в главе первой романа употребляются СПП с придаточными определительными, большая часть которых имеет дополнительное обстоятельственное значение. Видимо, это соответствует задаче поэта - показать обстоятельства образа жизни главного героя Евгения Онегина.
Домашнее задание :

Выписать СПП с придаточными определительными второй главы романа, проанализировать их.

РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск