Анализ методической и научно-исследовательской деятельности
ГОУ СОШ №1918 за 2009-2010 уч. год
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года представлена структурно-функциональная модель методической службы ГОУ СОШ №1918 и конкретизирована схема управления системой научной работы учителей:
Структурно-функциональная модель методической службы школы
Тема: повышение качества обученности учащихся в рамках работы школы в системе ШПД и через реализацию проекта «Книгоград»
Цель научно-методической работы педагогического коллектива – повышение уровня мастерства педагогов и активизация научно-педагогических исследований.
Поставленная цель достигается путем использования следующие формы работы: научно-методическая работа методических объединений (М/О), “Школы молодого специалиста”, научно-исследовательская, проектная и инновационная деятельность. Рассмотрим их подробнее.
Научно-методическая работа методических объединений в школе организована на основе 5 методических объединений, которые имеют следующую структуру:
Методическая работа осуществляется через методические объединения, работу которых координирует методический совет школы. Методической работой руководит председатель методического совета и заместитель директора школы по научно – методической работе. Членами методического совета являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитывающей деятельности, руководители методических объединений. Председателем методического совета является директор школы. Заседания методического совета проводятся не реже одного раза в четверть. В целом деятельность м/о основывается на вышеуказанной теме и цели научно-методической работы школы, а также определены следующие направления:
Ориентация содержания, форм и способов организации образовательного процесса на освоение и приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности учащимися.
Профессиональное развитие педагогов через формирование учебно-профессиональных сообществ с целью трансляции опыта в ходе совместной проектной деятельности.
Создание пространств, в которых раскрывается творческий потенциал учащихся и учителей.
Организация преемственности дошкольного – школьного – профессионального образования.
Представленные направления работы реализуются путем направления педагогического состава на курсы повышения квалификации на базе Окружного методического центра (ОМЦ СЗОУО), переподготовки кадров в Московском институте открытого образования (МИОО) (см. табл. №1).
Таблица №1
Работа ГОУ СОШ №1918 по повышению квалификации педагогических кадров
Направление деятельности
| Деятельность по реализации направлений
| Результаты деятельности
| Повышение квалификации в своем образовательном учреждении.
| Семинары – практикумы
Школа молодого педагога
| Повышения уровня профессиональной компетентности молодых педагогов
| Повышение квалификации в ОМЦ
| Морозова Н.Е. зам. директора по НМР
Организация деятельности зам. директора II и III ступени
Лутовинова Е.Г. секретарь учебной части
Создание веб-сайта
| Получение необходимых материалов по нормативно-правовой базе, повышение уровня компетентности учителей-предметников; повышение уровня профессиональной компетенции учителей предметников
| Повышение квалификации в МИОО, «Первое сентября»
|
Стефаненкова И.Г., учитель русского языка и литературы
Милованова И.Н., учитель русского языка и литературы
Гуняев Д.В., преподаватель дополнительного образования
Хафизова Е.И. учитель информатики
программа МИОО (программа математика) на факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров
|
- внедрение технологии развития специалиста в пед. практику
- внедрение технологии развития специалиста в пед. практику
- внедрение технологии развития специалиста в пед. практику - внедрение технологии развития специалиста в пед. практику
|
Творческий потенциал учителей раскрывается через активное участие педагогов в мероприятиях разного уровня организации (см. табл. №2), где они реализуют себя, делятся своим педагогическим опытом и пополняют свою профессиональную «копилку идей».
Таблица №2
Результаты научно – методической деятельности педагогов за 2007-2008, 2008-2009 учебные года
Конкурс
| Предмет, номинация
| Учитель
| Результат
| Конкурс «Учитель года 2008»
| Биология
| Морозова Н.Е. (молодой специалист)
| Лауреат конкурса «Учитель года Москвы -2008» номинация - Биология | Конкурс «Учитель года 2009»
| начальные классы, молодой специалист
| Шунькова Е.А. (молодой специалист)
| Лауреат конкурса «Учитель года Москвы -2009» номинация – Молодой специалист | Конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных объединений «Вдохновленное лидерство»
| «Экологический отряд»
| Морозова Н.Е. (молодой специалист)
| Лауреат конкурса «Вдохновленное лидерство» в номинации – Наше будущее | Конкурс методических разработок учителей биологии города Москвы издательства «Вентана-Граф»
| Биология
| Морозова Н.Е. (молодой специалист)
| 3 место
|
Окружной семинар «Современный урок»
|
начальная школа,
МХК
|
Ярыгина Е.А., Шунькова Е.А., (молодой специалист)
Киприянова С.А. Колотилина О.В.
Драгой М.В.
| Дипломы Лучшая работа по секции
| Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» г. Москва
| Русский язык
Литература Биология
| Стефаненкова И.Г., Милованова И.Н.
Морозова А.О.
Морозова Н.Е.
| Сертификаты |
Ведется работа и по проектно-исследовательской деятельности, как учителей, так и учеников под руководством наставников (см. табл. №3, №4). Таблица №3
Формы организации работы по ПИД
(проектно-исследовательской деятельности) в ГОУ СОШ №1918
Направле-ния работы по ПИД
| Полное название
| Возраст участников
| Число участников
| Ответственный
(ФИО,
должность)
| С какого времени действует
| Мероприятия, уч. год
| 2008/2009
| Намеченные 2009/2010
| Кружки в рамках доп-образования
| «Этнические группы»
| 12-14 лет
| 5
| Драгой М.В., учитель МХК
| 2009
| -
| Семинар «Пре-емственность I и II ступени обучения»
| Проекты школы
| Проект «КНИГОГРАД»
| 7-16 лет
| 50
| Мифтахова Л.Н., учитель русского зыка и литературы
| 2004
| 1.Семинар «Преемственность I и II ступени обучения»*
2. Семинар «Современный урок»
3. Праздник «День народного единства»
4. Семинар «Библиотека в системе ШПД»
5. Карнавал литературных героев в г. Сочи
| 1. Карнавал литературных героев в г. Рязань
2. Семинар «Преемственность I и II ступени обучения»
3. Праздник «День народного единства»
|
Таблица №4
Проекты и исследования ГОУ СОШ №1918
Название проекта
| Название конкурса
| Направление работы
| Число работ
| Проект «Чай», «Леонардо да Винчи» , «Дело рук человека»
Проект «Генерал»
| «Совята»
| народный промысел военно-патриотическое
| 4
| «Военная и бытовая культура викингов»,
«Морфология русской сказки»,
«Цветовой компонент в фразеологических оборотах»,
«Химическая лаборатория»
| «Искатели» «Лидер»
| гуманитарное
естественно - научное
| 5
| Проект «КНИГОГРАД»
| вне конкурса
| литературное
| 1
| Проект «Сайт Школьной библиотеки»
| вне конкурса
| информационно- коммуникативное
| 1
|
Из выше изложенного следует, что в школе апробированы и активно применяются такие формы работы как научно-методическая работа методических объединений (М/О), научно-исследовательская и проектная деятельность.
На базе школы разрабатывается экспериментальная деятельность по реализации программы «Преемственность в образовании I и II ступени обучения», где одной из форм работы является организация ежегодного окружного семинара по преемственности в обучении школьников начальной и средней школы. Участие учителей в данном проекте раскрывает творческий потенциал учителя, но и повышает эффективность проведения методической и научно-исследовательской работы, которая отражена в публикациях периодической печати:
Милованова И.Н. «Понятие добра и зла в сказке В. Гауфа «Карлик нос». Издательство: //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» приложение газеты «Первое сентября», 2009г.
Стефаненкова И.Г. «Урок внеклассного чтения «Мир Древней Греции» 6 класс. Издательство: // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» приложение газеты «Первое сентября», 2009г.
Морозова А.О. 6 класс. Издательство: // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» приложение газеты «Первое сентября», 2010
Морозова Н.Е. «Фотосинтез» 6 класс. Издательство: // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» приложение газеты «Первое сентября», 2010
Морозова Н.Е. «Чудо повар» 6 класс. Интернет издательство: // Завуч - инфо, 2009
В коллектив школы ежегодно пополняет несколько молодых специалистов. Так за период с 2006 по 2009 уч. года в школу пришло девять молодых учителей. Для скорейшей их адаптации и профессионального становления молодых (начинающих) преподавателей организована «Школа молодого специалиста» (далее - ШМС).
Представленная форма апробировано в течение 3 лет (2006-2008), результатом которой являются участие и победы в городских, окружных мероприятиях (см. табл. №8).
Таблица №8.
№ п/п
| ФИО молодого специалиста
| Год начала работы
| Достижения
| 1
| Морозова Надежда Евгеньевна
| 2006
| Лауреат конкурса «Учитель года Москвы 2008» в номинации «Биология»
Лауреат конкурса «Вдохновленное лидерство» в номинации «Наше будущее»
Победитель городского конкурса методических разработок по биологии «Вентана Граф» - 3 место
| 2
| Шунькова Елена Александровна
| 2006
| Лауреат конкурса «Учитель года Москвы 2009» в номинации «Молодой специалист»
| 3
| Щепоткина Юлия Вячеславна
| 2009
| руководитель экологического отряда «Help»
|
В результате из вышеизложенного следует, что в школе поводится комплекс мероприятий научно-методического характера направленный на реализацию работы:
методической службы;
научно-исследовательской;
экспериментальной;
инновационной деятельности;
«Школы молодого специалиста».
Основными приоритетами будущей деятельности научно-методической работы для реализации недочетов являются:
Продолжить мониторинг результатов и процесса научно – методической работы, обеспечив гласность и прозрачность обсуждения.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционной формы.
В связи с повышением уровня квалификации педагогических кадров школы повысить уровень методической работы через внедрение в работу предметных кафедр научно-проектной деятельности.
В свете перехода к предпрофильной подготовке и профильного обучения внедрить в учебно-воспитательный процесс “Портфолио”, систему профориентационной и информационной работы, систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся, элективные курсы.
Активизировать научно-исследовательскую деятельность педагогов в сфере публикаций авторских методических разработок уроков и внеклассных мероприятий
Расширить публичность деятельности школы для привлечения нового контингента обучающихся, высококвалифицированных педагогов и повышения уровня конкурентоспособности государственного образовательного учреждения в образовательном пространстве города Москвы.
|