Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского»





Скачать 149.78 Kb.
НазваниеКашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского»
Дата публикации09.08.2013
Размер149.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П.А.Ойунского» Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)

Урок- исследование «Какие тайны у звуков?»


5 класс

Существует мнение, что фонетика один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Считаю, что именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для проведения различных языковых игр и организации исследовательской деятельности учащихся. Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение остроумной версии - задача увлекательная. Так начинается исследование. Темы работ моих учащихся самые разные и берут свое начало обычно с уроков русского языка и литературы.

В настоящее время существует много работ по семантике звука. Одни исследователи утверждают: смысл слова и составляющие его звуки взаимосвязаны, другие отрицают это. Считаю излишним углубляться с пятиклассниками в теоретические споры. Мы остановились только на тех случаях, когда значение звука явственно обнаруживает себя в стихотворном тексте. Урок проводится после изучения раздела «Фонетика». Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией по указанной теме.

Цели урока:

Образовательная: раскрыть выразительные возможности фонетического строя русской речи; научить выявить роль согласных звуков в создании поэтического образа.

Развивающая: способствовать формированию коммуникативных способностей обучающихся, развивать навыки работы в группе.

Воспитательная: воспитывать уважение к богатству русского литературного языка, помочь в овладении учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Средства обучения:

1.Мультимедийная презентация «Урок русского языка в 5 классе по фонетике».

2. Раздаточный материал.

3.Толковый словарь, орфографические словари.

Техническое оснащение:

  • Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Запись на доске: «Русский язык красив, певуч, выразителен…». А.И.Куприн.

«Верь в звук слов: смысл тайны в них…» В.Я.Брюсов

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. (Слайды № 1- 4)

Ребята! Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, лай собаки, пенье птиц, раскаты грома, шелест листьев…Окружают нас и особые звуки, которые ни с чем не сравнить. Какие это звуки? Верно, звуки речи. Ведь только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение. Скажите, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов? (Оказывается, всего 42). Какой раздел науки о языке изучает звуки и буквы? (Фонетика).

Русский язык могуч своим звуковым составом. Как мы знаем, звуки делятся на две неравные группы. На какие? А почему группы неравные? Да, большую из них образуют согласные, а меньшую - гласные. Согласных звуков обычно бывает в 3-5 раз больше. Но, ребята, есть на земном шаре и такие языки, в которых количество и гласных и согласных звуков иное. Например, если взять язык острова Рапануи (Полизения), то в нем согласных оказывается всего 9, гласных –5. Вот потому на географической карте Тихого океана часты певучие, звучные названия, иногда почти из одних гласных: Тубуаи, Мангаиа, Папеэте, Эиао. Как видите, в примерах преобладают гласные звуки. Например, в гавайском языке 5 гласных и 8 согласных. В этом языке возможны слова, состоящие только из гласных звуков: например слово оиаио, что по-гавайски значит правда.

II Экспериментальная работа

1. « Кто главнее?» ( Слайды № 5, 6)

Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем эксперимент «Кто главнее?». Назовите любые слова. Например, книга и карандаш. В тетрадях выделите только гласные звуки этих слов. Что у нас получится? Книга - / иа/, карандаш /ааа/. Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь выделим только согласные звуки / кнг/, /крндш/. По каким звукам легче определить слова? Также можете записать свои фамилии.

Так кто же главнее - гласные или согласные? Объясните, почему вы так считаете? (Согласные более отчетливо подсказывают полный звуковой состав слова). Значит, более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.

(Слайды № 7, 8, 9) Ребята, задумывались ли вы, почему лилию называют лилией? Почему нежный цветок назван мимозой, а злой старик - хрычом? Что заставляет нас считать, что а приятнее х, о светлее чем ы, л мягче, чем б. Что это? Случайности? Выражают ли звуки смысл? Известный русский поэт Валерий Брюсов, обращаясь к читателю, говорил: «Верь в звук слов: смысл тайны в них…» Вдумайтесь в смысл этих удивительных слов!

Значит, у звуков свои тайны.. Вам хочется раскрыть эти тайны? Давайте попробуем сформулировать проблему нашего урока. Какие тайны у звуков?

Чтобы найти истину, нам предстоит сделать еще несколько важных открытий. Мне хочется, чтобы на этом уроке вы представили себя в роли исследователей и узнали радость первооткрывателей. Не бойтесь ошибок, бывает, и ошибка приводит к открытию. Смело идите вперед - и Фонетика откроет вам свои секреты. Прочитаем высказывание о русском языке. «Русский язык красив, певуч, выразителен…». Эта интересная мысль принадлежит русскому писателю А.И.Куприну. Надеюсь, что результаты наших экспериментов дадут нам возможность убедиться в том, почему русский язык считается очень звучным, певучим. Мы сделаем также попытку использовать наши знания на практике.

2. «Наблюдение за звуками». ( Слайды № 10, 11, 12, 13 )

Итак, как вы заметили, согласные звуки более отчетливо подсказывают и полный звуковой состав слова. Также при произнесении звуков возникают различные впечатления и образы. Давайте понаблюдаем за звуками [г], [л] и [р] в хорошо известном стихотворении Ф.И.Тютчева ( запись текста на доске):

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Какое настроение создается у вас при чтении этого стихотворения? Постарайтесь ощутить звуки громовых раскатов. Какие звуки в этом помогают? (Здесь в каждой строчке есть слова со звуком [г] и [р].) Они и создают великолепный звуковой образ весенней грозы. В вашем представлении [ р] какой? (Грозный, страшный, сильный, могучий).

Ребята, всем вам знакомо имя основателя якутской советской литературы Платона Алексеевича Ойунского. Когда поэт впервые увидел Черное море, у него родились стихи, ритмика которых удивительно напоминает ритм самого моря (запись текста на доске).

В данном отрывке море какое? (Сердитое, неспокойное, бурное). Что вы еще заметили? ( В отрывке много слов, в которых повторяется один и тот же звук [р]. Они передают нам шум волн и грохот морского прибоя). Получился очень звучный стих. Значит, и в якутском языке звук [р] передает шум, грохот.

Значит, звонкий, дрожащий, упругий звук [р] связывается в нашем сознании с чем? Да, во многих случаях со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона. У поэта А. Прокопьева есть такое стихотворение, в котором называет букву р – могучей.


Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей-

С могучей буквой «Р».

Ну, например, Россия,

Россия, например,

Наполненное светом,

Оно горит огнем,

И гимном слово это,

Гремит в стихе моем.


Ребята, вы согласны с поэтом? Вам это близко?

( Слайд № 14 ) А теперь попробуйте протяжно произнести звуки [ч], [ж], [ш], [щ]. На звуки чего похоже? ( Тишина, шорох, шелест, шуршание, шипение). Да, похоже на те звуки, которые возникают, когда шипит масло, напиток. Еще приведите примеры.

(Шелест листьев, шорохи, шуршанье бумаг). «Шины машин по брусчатке шуршат». Какой звук повторяется в строках из стихотворения С.Михалкова? Что как бы слышит человек благодаря этому? (шуршание). Как мы называем эти звуки? (Шипящие). Что вы заметили? (Название звуков произошло от звукоподражания глагола шипеть).

( Слайд № 15 ) Продолжаем свои наблюдения. Мы отметили, что звуковой состав слова влияет на наше восприятие. О свойстве звука выражать нежные чувства и, наоборот, грубые говорил еще в 1748 году в своей «Риторике» М.В.Ломоносов. Подберите слова со звуком [л]. (Лампа, лилия, лебедь, ласкает, лелеет, лилось и др.) Как звучат эти слова? (Ласково, нежно). Вы согласны с утверждением некоторых поэтов, что звук [л] ласкающий?

3. «Анализ искусственных слов». ( Слайд № 16)

Еще древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые, что в словах, обозначающих такие же предметы, присутствуют соответствующие звуки. (На слайде картинки с изображением фантастических существ. Одно существо добродушное, толстенькое, другое – угловатое, злое). Угадайте, какое из существ названо мамлыной, а какое – жаваругой. Объясните свой ответ. ( Дети единодушно называют страшное существо жаваругой, а приятное - мамлыной. Также отмечают, что звуки [м], [л], [н] вызывают приятные ассоциации, а [ж], [ р], [г] - наоборот, страшные).

4. Эксперимент, предложенный А.П.Журавлевым. ( Слайд № 17 )

Итак, мы оценили звуки по различным признакам – по силе, красоте. Теперь новый, интересный эксперимент. Вот две матрешки, отличающиеся только величиной. Одну зовут И, другую - А. Отгадайте, какую зовут И? (Многие выбирают маленькую матрешку. Объясняют тем, что звук [а] обычно вызывает представление чего- то большого, громадного или удивление. Когда умиляются младенцем, обычно издают звук [и]. На родном языке отмечают такое явление). Значит, и по величине можно различить звуки. Какой вывод следует из этого? (Оказывается, звуки можно различить по силе, красоте и даже по величине).

А теперь, ребята, зарядка для глаз! (физкультминутка)

III. Групповая исследовательская работа. ( Слайд № 18, 19 )

Давайте отгадаем такую загадку:


Зубастый зверек

Грызет с визгом дубок

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела

Дуб, дуб

Поломала

Зуб, зуб.


Отгадали? ( Некоторые говорят, что речь идет о белке). Подумайте. Да, правильный ответ – пила. Повторение какого звука помогает создать образ пилы, звенящей во время работы? (да, верно, [з]). Таким образом, звуковой повтор помог отгадать загадку.

Теперь понаблюдаем, как «работают» согласные звуки в поэтических текстах? Почему поэт повторяет те или иные звуки? Какой звукообраз они создают? Проверьте себя. (Группам предлагаются отрывки из стихотворений великих мастеров слова: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина и современных поэтов.)

IV. Итоги работы групп. ( Слайд № 20 )

Примерные высказывания учащихся: 1) Мы сегодня наблюдали за тем, как «работают» согласные звуки, помогая поэтам передать художественный образ. Они выражают смысл. В этом их тайна. Об этом и говорил поэт В.Брюсов.

2) Мы узнали, что звуки бывают сильные, нежные, ласкающие, большие и маленькие. Нам понравились эксперименты. Особенно с несуществующими животными и с матрешками. В стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Мы будем

по-новому читать стихи.

3) Понравился эксперимент со звуком [л]. Звуки бывают нежные, сильные, шипящие, красивые, благодаря чему, русский язык певучий, задушевный. Хотим еще многое узнать о звуках.

V. Рефлексия учащихся. ( Слайд № 21 )

Что вы узнали, открыли для себя? Как работали? Какие новые мысли, вопросы у вас появились? На что нужно обратить внимание в будущем?

VI. Подведение итогов урока. ( Слайд № 22 )

Учитель. Ребята! Мы сегодня вместе прошли интересный путь и открыли много нового о тайнах и красоте звуков. Великие поэты, писатели учат нас ценить слово, использовать его выразительность в речи. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами. Убедились в том, почему русский язык считается очень звучным, певучим. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний. Предлагаю дома сочинить сказку о звуках, оформить и защитить работу на следующем уроке.

А с фонетикой мы не прощаемся. А о роли гласных мы можем объяснить? Какого цвета бывают звуки? Нет. Но если дружить с языком, он откроет свои тайны, хотя, как Вселенная, он никогда и никому до конца не раскрылся полностью! Он велик, безграничен, неисчерпаем.

Литература и Интернет-ресурс

1.Голуб И. Б. , «Звук и слово в поэзии», ж. «Русская речь» №2, 1974

2.Журавлёв А. П. «Звук и смысл», М.: Просвещение, 1981

3.Иванова В. А. «Занимательно о русском языке», С-П., 1995

4.Крысин Л. П. «Жизнь слова», М.: Просвещение, 1980

5.Новиков Л. А. «Искусство слова», М., 1982

6.Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.,1982.

7.Фролова Г.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности школьников. – М.: МДЭБЦ, 2010 г.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

9.Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климанова Е. В. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М., 2011г.

10.www.google.ru

Приложение к сценарию урока

Задания и вопросы для групповой и индивидуальной работы.

Карточка № 1.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы…

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

С помощью каких звонких согласных автор передает мазурки гром? Какое настроение они создают?

Карточка № 2.
Ты волна, моя волна!

Ты шумлива и вольна;

Плещешь ты, куда хочешь

Ты морские камни точишь

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли-

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане.

Маленький царевич Гвидон из «Сказки о царе Салтане», плывущий вместе с матерью- царицей в бочке по морю, «заговаривает волну». Какими звуками пользуется царевич, когда говорит с волной? Почему «послушалась» волна?

Карточка № 3.

Русалка плыла по реке глубой,

Озаряема полной луной,

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

М.Ю.Лермонтов.

Что помогает представить плавный [л]? Сколько раз повторяется этот звук?

Карточка № 4.
Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серябряные росы,
У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром».

С.Есенин.
Повторение каких согласных создает впечатление свиста и шума ветра?

Карточка № 5.



По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам Веселый дождь стучит.


С.Я. Маршак. Дождь.

Представьте себе, что вы читаете эти стихи, а среди слушателей находится человек, не знающий русского языка. Сможет ли он угадать, в какой строчке передан грохот грома, а в каких – сначала шум, шелест, а потом стук дождя? Почему вы так думаете?

Карточка № 6.



Тише, тише, тише, тише,

Шелястят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Напевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»


И. Токмакова. Тише !

Вслушайтесь, повторение какого звука помогает передать ночной шорох мышей?

Карточка № 7.

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво – безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!

Ф.И. Тютчев. Как весел грохот летних бурь.

Какие картины вы видите, читая стихотворение? Прочитайте вслух первую строфу: что вы слышите в ее звучании? Слышите ли вы в словах широколиственно и шумно величественный шум деревьев?

Карточка № 8.
Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

В. Брюсов. Сухие листья.

О каком времени года говорится в данном отрывке? Чтобы передать шуршание листьев, В. Брюсов включил много слов, где есть звуки….Какие это звуки, по вашему мнению?

Карточка № 9.

Слушал шорох тишину


В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

-Ты куда?

- К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу – шу – шу да ши – ши – ши.

- Тише, шорох, не шурши,

Тише, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши? Слышишь? - Слышу.

- Что ты слышишь?

Шебаршатся где- то мыши,

Под кореньями шуршат

Дружно шишку шелушат.


В. Суслов.

Какое настроение создают эти строки? Какую особенность текста вы заметили? Для чего автор использует такое количество шипящих звуков? Можно ли этот текст читать громко? Почему? Найдите примеры, где бы звук использовался в изобразительных целях. Объясните, почему это стихотворение относится к шутливым.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconЛингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconИзложение с творческим заданием. Анализ социальной песни И. Талькова «Россия»
Соколова Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории мбоу «Средняя общеобразовательная...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconРабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка...
Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconДосова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей...
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Парфенюк Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории муниципального образовательного учреждения «Средняя...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор – составитель: Астапенко Марина Викторовна, учитель истории высшей квалификационной категории мбоу «Заринская средняя общеобразовательная...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconРабочая программа по предмету «Литература», для 5-х классов (базовый...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» icon«Дети войны»
Учитель русского языка и литературы мбоу «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района республики...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Винокурова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник образования рс(Я), Николаева Софья...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconКонспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения»
Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconУрок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и...
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа...
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Кашкина Эмма Хрисанфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Ойунского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск