№ урока
| Тема урока
| Количество
часов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
Первая четверть
|
1
| Русский язык – один из развитых языков мира
| 1
| Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Контроль знаний (нулевой срез)
| Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке о происхождении исконно-русских и иноязычных слов, уметь работать с учебным этимологическим словарем
| Выразительно прочитать стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова», подтвердить примерами мысль «Язык и стар, и вечно нов»
| Записать слова Д. С. Лихачева о языке из книги «Земля родная», пояснить мысль ученого в своем рассуждении о родном языке: написать несколько предложений, развивая основной тезис
|
|
Повторение изученного в 5 классе ( часов)
|
2
| Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.
| 1
| Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения
| Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвончения согласного. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для переноса, осознавать смыслоразличительную роль ударения, определять ударение в слове, группировать слова с общностью фонетических признаков, обнаруживать ошибки в звучащей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем
| Подготовить устный рассказ на тему «Как вы понимаете образное высказывание «Гласные - река, а согласные - берега звучащей речи», принадлежащее знаменитому русскому режиссеру К. С. Станиславскому?»
| Доказать, что звук в слове выполняет смыслоразличительную роль
|
|
3
| Морфемы в слове. Морфемный разбор слова..
| 1
| Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова.
| Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе;
| Морфемный разбор, составление слов по схемам, объяснительный диктант
| Из художественного текста подобрать отрывок с изучаемыми орфограммами
|
|
4-6
| Орфограммы в корнях слов. Орфограммы в приставках
| 3
| Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О- Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц
| Знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Уметь образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков
| Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях и словах
| Обозначить части речи в тексте
|
|
7
| Части речи. Морфологический разбор.
| 1
| Части речи, изученные в 5 классе.
| Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова.
| Деформированный текст (определить части речи)
|
|
|
8-9
| Орфограммы в окончаниях слов
| 2
| Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Образование формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (носок, носков) падежей множественного числа
| уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов
| Составление слов по схемам
|
|
|
10
| Р. Р. Текст
| 1
| Текст, признаки текста. Элементы комплексного анализа текста.
| Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему.
| Работа с текстом.
|
|
|
11
| Р.р. Сочинение «Летние впечатления»
| 1
| Тип речи -повествование. Композиция рассказа
| Знать особенности повествования как типа речи, структурные элементы рассказа, уметь составлять рассказ, включая в него фразеологические обороты
|
|
|
|
12
| Словосочетание.
| 2
| Словосочетание.
| Знать виды словосочетаний, уметь различать.
| Текст.
| Написать сочинение-этюд по данному началу - первым строчкам из миниатюр М. М. -Пришвина: «Стояла на красивом месте лавочка»; «Все цветет», «Время летит, моргнуть не успел»
|
|
13-14
| Простое предложение. Знаки препинания.
| 2
| Предложение простое. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи.
| Знать определение простых предложений. Уметь производить синтаксический разбор. Знать правила постановки знаков препинания в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов
| Работа с текстом
|
|
|
15-16
| Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
| 2
| Предложение сложное. Знаки препинания в сложных предложениях.
| Знать определение сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор. Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов
| Работа с текстом
|
|
|
17
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения
| 1
| Словосочетание. Предложение простое и сложное. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Знаки препинания в сложных предложен.
| Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор.
Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов
| Текст.
|
|
|
18
| Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
| 1
| Знаки препинания в предложениях при прямой речи.
| Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи.
| Текст.
|
|
|
19
| Р. Р. Официально- деловой стиль речи
| 1
| Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Доминирование определенной части речи в текстах разного типа. Синонимия. Функциональные разновидности языка
| Знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи, умение использовать в речи существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов
| Составление текстов разных типов речи с использованием синонимов
|
|
|
20
| Контрольная работа (тест)
| 1
| Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
|
| Текст
|
|
|
21
| Анализ контрольного диктанта.
| 1
| Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях.
|
|
| Выполнить работу над ошибками
|
|
Лексика и фразеология. Культура речи. ( часов)
|
22
23-24
| Повторение изученного по лексике в 5 классе.
Виды лексики
| 1 2
| Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значения. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари
| Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов. Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения
| Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов
| Упр. 58, 60. Подготовить сообщение об одной из словарных статей Детской энциклопедии
|
|
25
| Общеупотребительные слова и профессионализмы.
| 1
| Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Сфера употребления профессиональных слов. Лексика ограниченного употребления
| Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления). Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения. Уметь объяснять использование профессиональных слов в художественных произведениях
| Анализ текста
|
|
|
26
| Диалектизмы.
Жаргонизмы
Эмоционально окрашенные слова
| 1
| Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Употребление диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении
Жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой информации, публичных выступлениях
Нейтральные и стилистически окрашенные слова, сфера их употребления. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения
| Знать нормы употребления диалектной лексики. Уметь пользоваться толковыми словарями для определения того или иного слова, определять уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном произведении
Знать определение жаргонизмов, сферу их употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка
Знать определение нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления лексики
| Анализ текста
Выборочное списывание
| Найти и записать отрывок из текста художественного произведения, в котором автор использует диалектизмы.
Редактирование текста
Упр. 83
|
|