Скачать 103.42 Kb.
|
Урок литературного чтения 4 класс Тема «Умные вопросы внимательных читателей В.М. Гаршину по произведению «Сказка о Жабе и Розе» Программа УМК «Школа России» Учебник «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. Цели и задачи учителя: продолжить работу над произведением В.М. Гаршина «Сказкой о жабе и розе». Обучающая: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; помочь учащимся осмыслить мир, как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; подвести учащихся к выводу о том, что добро – бессмертно, а лень и бездушие – обречены; видеть прекрасное вокруг себя, сделать его частицей своей жизни. Формирование умения осознанного выразительного чтения; представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки; умения понимать авторский замысел и раскрывать тему художественного произведения. Развивающая: работать над развитием речи; осознанием текста; умением анализировать текст и искать смысловой идейный подтекст; развитие познавательной активности детей, умения наблюдать, сравнивать, воображать; развитие эмоциональной сферы личности ученика; формирование коммуникативных навыков общения; формирование действий контроля и оценки. Воспитательная: воспитание познавательной активности; нравственных качеств (внимательное отношение к людям и природе, милосердие и сострадание), через анализ причинно-следственных отношений, через эмоциональное восприятие событий; культуры умения слушать и уважать мнения своих товарищей, давать оценку собственной деятельности. Цели ученика: показать своё умение работать с текстом, понять смысл произведения, увидеть конфликт зла и добра, самовыразиться на уроке при групповой и индивидуальной работе, показать свои способности внимательного и наблюдательного читателя, проявить художественные способности. Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс. Часть1». Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Компьютер. Презентация к уроку. Задания для групп . Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык, математика, изобразительное искусство. План урока
Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко
С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Какое здесь встретилось ключевое слово? К какой категории относится эта сказка? Кто же является автором сказки? Дома вы должны были дочитать эту сказку и подготовить радиотеатр оставшегося отрывка. Давайте посмотрим, что получилось.(7 мин, с.176-178) Какие чувства у вас возникли? Некоторые ребята попытались изобразить эти чувства на бумаге. Давайте посмотрим. Почему вы взяли такие краски?
А у кого возникли вопросы после прочтения сказки? А если бы вы встретили сегодня Всеволода Михайловича на улице, о чем бы его спросили? На доске записаны вопросы, которые внимательные читатели хотели бы задать, в том числе, и самому Гаршину. (Почему сказка заканчивается так? Почему сказка так называется, ведь там есть и другие главные герои? ) Есть ли желание у вас сегодня поразмышлять над этими вопросами-загадками? Тогда давайте попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока. «Умные вопросы внимательных читателей Всеволоду Гаршину по сказке «Сказка о Жабе и Розе». Какие задачи попробуем решить в ходе урока?
- Узнать, почему произведение называется «Сказка о Жабе и Розе» или разгадать загадку заголовка - Зачем в сказке дети? - Почему такой грустный финал сказки? - Чему учит сказка? 2. Работать дружно, активно, вдумчиво. Ребята, чтобы занятие прошло успешно, необходимо взять с собой багаж. Вспомним лексическое значение этого слова.(Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. 2. перен. Запас знаний) Что будет в нашем багаже? В картах самооценки, вы будете ставить +- возле каждого вида деятельности, а затем постараетесь объективно оценить свою работу в течение урока. 9 мин
Итак, приступим. Ребята для того чтобы развернуто дать ответ на 1 вопрос «Почему сказка называется именно так», с чего нужно начать? Я предлагаю организовать работу в группах. 1 и 2 группа с помощью опорных слов составят краткую характеристику Жабе и Розе с обоснованием 1 группа дает характеристику Розе, 2 группа - Жабе, 3 гр – ищет выразительные средства, которые использовал Гаршин, для описания этих героев. (Эпитеты, метафору, олицетворение) 4 - составляет сюжетную линию, взаимодействия Розы и Жабы.
Ответы 1 и 2 команды 11 мин А теперь, давайте посмотрим на рисунки, которые вы сделали, читая сказку, соответствуют ли они описанию, которое мы дали?, Прочитайте эпитеты, метафоры, которые использовал писатель. Как же взаимодействовали в сказке эти герои? (Экспозиция: цветник, описание Розы и Жабы, завязка – жаба услышала аромат, развитие событий – Жаба хочет слопать Розу – Кульминация – Жаба была близка к цели, развязка – Розу срезали, Жабу отбросили). Если бы я использовала математические знаки, то рядом с кем вы поставите + и -. Вопрос 4 группе и всем: В чем по - вашему проявляется олицетворение? Так почему же сказка называется «Сказка о Жабе и Розе»? (20 мин)
А зачем в сказке дети? Ответ на этот вопрос я предлагаю начать с наблюдения над построением сказки. Посмотрите внимательно, мы с вами построили сюжетную линию, в которой развиваются события связанные с Розой и Жабой. А есть ли в этой сказке еще одна сюжетная линия? Какая? Что мы знаем о них? Мальчик.. с. 171,172,173 (маленький, лет 7, с большими глазами и с большой головой на худеньком теле, коротко остриженные волосы, худенькая шея, слабый, тихий, кроткий, любил читать, природу) Почему Гаршин называет мальчика - хозяином цветника.? Кого напоминает мальчик? Сестра: заботливая, сильная, любящая. Эти герои сказочные или похожи на персонажей из реального мира? Итак, как же взаимодействуют наши герои? Когда пересекаются эти сюжетные линии? Зачем же Гаршин в сказку поместил детей? (Маша спасла Розу от страшной Жабы, срезав ее для мальчика, Роза, сделала счастливым мальчика в последние минуты жизни, и стала сама счастливой, когда на нее упала слезинка) Что же получается? (Добро должно твориться ради кого-то) (10 мин) И все же, мы привыкли, что в сказке должен быть счастливый финал, а здесь он грустный. Умирает мальчик. Почему? Мне тоже сложно ответить на этот вопрос, но возможно подсказка на экране. (Портрет Гаршина).
А чтобы подвести итог нашего урока и найти ответ на последний вопрос «Чему учит сказка?» предлагаю поработать в группах. 1гр составит синквейн о сказке 2 группа находит с помощью задания в рабочей тетради пословицу, отражающую смысл сказки (основная мысль) 3 группа Рассмотрит вопрос 9 в учебнике (Почему так называется сказка?) 4.группа Порассуждает «Без какого литературного приема не получилась бы такая замечательная сказка?)
Итак, разгадали ли мы все загадки – вопросы, которые у нас возникли после прочтения? А вопросы еще остались? (У меня - да. Всегда ли Жаба - олицетворение зла?)
Какое домашнее задание вы бы порекомендовали выполнить своим одноклассникам? Назовите несколько вариантов.(Творческий пересказ о лица одного из героев, составить текст в защиту Жабы, составить план с использованием выдержек из текста, картинный план – по выбору)
Сдать карты самооценки. А каждый из вас и работа класса в целом заслуживают аплодисменты Карта самооценки
Карта самооценки
Карта самооценки
Карта самооценки
Карта самооценки
Карта самооценки
. |