Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 195.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.04.2014
Размер195.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521


Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________

Протокол № __________

«____» ____________ 2013 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________________
Перевезенкова М.В.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1521

__________________________
Воробьева Т.А.


Рабочая программа по предмету

«Литература»

базовый уровень, 5 класс

2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Казимирова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521

Москва

2013

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2007 год, 9-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе.  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего

(полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих состязаний, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:

    • воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества. Инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонконфессионального состава;

    • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    • признание решающей роли содержания образования. Способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

    • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

    • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.



Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами. Выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретацию произведения;

  • составление плана и написания отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;

  • индивидуальную и коллективную проектную деятельность.


Задачи курса литературы 5 класса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

В 5-6 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Эта возрастная группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственной техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы производится в конце курса литературы за 5 класс. В данной программе список зарубежных авторов, изучающихся на уроках русской литературы, сокращен до Андерсена и Санд, так как в гимназии преподается отдельный курс «Зарубежная литература», где подробнейшим образом изучаются произведения, предлагаемым федеральным стандартом.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления);  литературная  сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления)

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • видеть общность и различия  писателей в пределах тематически  близких произведений;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.,

  • создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.



Учебно-тематический план




Разделы

Общее количество часов

Из них сочинений

Из них к/р

1

Введение

1

0

0

2

Устное народное творчество

6

0

2

3

Древнерусская литература

2

0

0

4

Литература XVIII века

2

0

0

5

Литература XIX века

27

1

2

6

Литература XX века

22

2

1

7

Зарубежная литература

3

0

0

8

Итоговые уроки

5

0

1

9

ИТОГО

68

3

6


Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

    1. В.Я. Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 4 ч. – М.: Просвещение., 2011г.

Для учителя:

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.-Изд.3-е. исправленное и дополненное. –М.: ВАКО, 2009.

2. Материалы журналов «Литература», «Литература в школе».

3. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. – М.: Просвещение, 2006.

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003.

  1. Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 5 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.

Поурочное планирование

№№

тема урока

1

Введение. Книга в жизни человека

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

3

Диагностическая работа

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

6

Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

7

Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

8

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси

9

«Повесть временных лет»

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

10

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме

11

Теория. Роды и жанры литературы

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

12

Басня как литературный жанр. И.А. Крылов. Слово о баснописце

13

«Ворона и лисица», «Свинья под дубом» - осмеяние людских пороков

14

Аллегорическое отражение исторических событий 1812 года в басне «Волк на псарне»

15

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Особенности сюжета,с языка литературной сказки

16

Баллада «Кубок». Особенности жанра баллады

17

А.С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»

18

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»). Сюжеты и образы народных сказок

19

Художественный мир «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

20

Сопоставление сказки А.С. Пушкина с народными сказками, «Спящей царевной» Жуковского, «Белоснежкой» Гримм

21

Теория. Стихотворные размеры, рифма, изобразительно-выразительные средства

22

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

23

В.М. Гаршин. «Attalea Princeps»

24

Контрольная работа по пройденному материалу

25

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» - историческая основа стихотворения

26

Патриотический пафос стихотворения «Бородино». Изобразительно-выразительные средства

27

Н.В. Гоголь. Рассказ «Заколдованное место»

28

Н.А. Некрасов. Воспоминания поэта – основа стихотворения «На Волге». Образы бурлаков

29

Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, красный нос». «Крестьянские дети»

30

И.С. Тургенев. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху крепостного права

31

Нравственный облик Герасима. Символический финал рассказа

32

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

33

А.А. Фет. Анализ стихотворений

34

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

35

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев

36

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Юмор ситуации

37

Поэты XIX века о Родине и родной природе

38

Контрольная работа по теме «Литература XIX века»

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

39

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»

40

В.Г. Короленко. Работа над I и II главами повести «В дурном обществе». Образ серого города

41

Жизнь семьи Тыбурция. Нравственные проблемы повести

42

Урок развития речи. Письменные ответы на вопросы по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

43

С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях

44

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Образ Степана

45

Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка

46

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке

47

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении

48

С.Я. Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

49

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки

50

А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла

51

В.П. Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро»

52

Образ Васютки

53

Урок развития речи. Обучение классному сочинению

54

Урок развития речи. Классное сочинение

55

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

56

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети

57

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (Бунин, Кедрин, Прокофьев, Рубцов)

58

Урок развития речи. Обучение письменному анализу стихотворения (Дон-Аминадо «Города и годы»)

59

Игры в «Кавказских пленников» и «Робинзонов» в рассказах С. Черного

60

Контрольная работа по теме «Литература XX века»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

61

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Красота внутренняя и внешняя

62

Победа добра, любви и дружбы в сказке

63

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

ИТОГОВЫЕ УРОКИ

64

Консультация к экзамену

65

Экзамен

66

Анализ экзаменационной работы

67

Итоги года. Литературная игра

68

Итоги года. Задание на лето




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск