Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка





Скачать 42.78 Kb.
НазваниеИсследование слова с точки зрения разных разделов русского языка
Дата публикации09.08.2013
Размер42.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок русского языка во 2-ом классе.


Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

Цели:

  • Показать учащимся богатство русского языка.

  • Закреплять знания по изученным темам.

  • Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.

  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, ТСО.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

II. Постановка задачи.

Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:

Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.

Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна)
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

III. Объяснение нового материала

Лексика.

– Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").

Орфография – наука о правильном письме.

ВЕСНА

– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
– Запишите еще два слова с этой орфограммой.
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:

Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)

Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.

Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.

[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]

– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.

Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.

Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.

весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.

Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

– Какой частью речи является слово весна? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?

*Тест по теме: “Имя существительное.”

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;
б) действие;
в) предмет.

В

2. Имя существительное отвечает на вопрос:

а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) Кто? Что?

Е

3. Имена существительные бывают:

а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) м.р., ж.р., с.р.

С

4. Имена существительные изменяются:

а) по родам;
н) по числам и падежам.

Н

5. Имя существительное в предложении:

а) подлежащее и второстепенный член;
б) сказуемое.

А

Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.

Выберите морфологические признаки этого существительного :

одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7

мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.

Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.

Составить словосочетание:

I вариант.
(прил. + сущ.)

II вариант.
(гл. + сущ.)

ранняя весна
чудесная весна
дружная весна
голубая весна

люблю весну
говорю о весне

Разбор предложения у доски.



– Придумайте сами предложение о весне.

Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.

ПОДСНЕЖНИК

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

Звучит музыка.

Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?

III. Домашнее задание.

Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconМорфологическая структура слов русского языка
Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения и не имеющие форм словоизменения....
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconДля создания экспериментальной установки и проведения моего эксперимента...
Понятие «вязкость» можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения молекулярной физики и с точки зрения механики
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование грамотности учащихся на основе взаимосвязи разных разделов курса русского языка
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconАргументов с точкой зрения и дать оценку обоснованию высказываемой точки зрения
Провести логический анализ аргументации: выявить логическую структуру рассуждения (тезис, аргументы, логическая форма, связывающая...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка icon1. исследование и прогнозирование развития товарного рынка
С точки зрения периодичности проводимых мероприятий различают следующие виды контроля
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconРоль русского языка в мире
Цель курса: познакомить с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе социолингвистики, дать представление об основных...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconАнализ связи между курсовой политикой ЦБ и процентными ставками
Управление валютным курсом рассматривается, во-первых, с точки зрения формирования реального обменного курса и его влияния на конкурентоспособность...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconВ. В. Фурсова в статье анализируется политика мультикультурализма...
Межэтнической толерантности в системе образования с точки зрения постмодернистской теории
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconУрок русского языка в 5 классе Учебник Русский язык. 5класс /Ладыженская Т. А.,2005-2009г
Краткое изложение текста – это пересказ его основного содержания, где необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения...
Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка iconБуэнос-Айрес продолжение
Хундая в Уругвай. Жалкая окраина, провинция Буэнос-Айреса. Но это с точки зрения познавательной и экскурсионной, а с точки зрения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск