Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер112.41 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Литература > Анализ
Александр Иванович КУПРИН (1870 – 1938)

Тема любви в произведениях А.И.Куприна

Цель. Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека — любви; показать, как писатель изображает влияние любви на человека; анализ рассказов о любви с опорой на роль детали в произведении

Любовь сильна, как смерть и хрупка, как стекло.

О. де Бальзак

Ход урока
1. Вместо орг.момента показывается клип на песню о любви из к/ф «Гардемарины, вперёд»

2. Вступительное слово учителя.

По тому видеоряду, который вы сейчас видели, и прозвучавшей музыкальной теме, вы поняли, что на сегодняшнем уроке литературы речь пойдёт о Любви

Что же такое любовь?

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вкл. Музыка.

Тема Вечной любви занимает во всех мировых литературах значительное место. И она станет темой ряда наших уроков. Сегодня – первые… (записываем тему и эпиграф)

(слайды по песню «Вечная любовь») Музыка выключается

Как вы уже поняли: многие поэты и писатели размышляли в своих произведениях о любви. И насколько вы знаете, русская классическая литература вообще отводит центральное место этой теме. Особую роль на этом поприще играет творчество А.И.Куприна.
Анализ рассказа Куприна «Гранатовый браслет» 1910 г.
Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.

Пушкин А.С.

«Гранатовый браслет» - одно из самых благоуханных и печальных произведений о любви – повесть А.Куприна «Гранатовый браслет». Романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой.

В рассказе показано возвышенное чувство — любовь. Эта любовь идеальна, необыкновенна и чиста. Сам автор позднее сказал, что «ничего более целомудренного» он не писал.

Любовь до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины - таково безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шейной.

ИТАК, основная ТЕМА произведения — история трагической любви мелкого чиновника Желткова

  • Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?

  • Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

(Браслет не только является для Желткова символом благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шейной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)
Основная идея - показать трагическую пустоту жизни, которую не пересекла великая любовь, о которой мечтают все женщины (552 - 553. VII)

Такая бескорыстная любовь, сумела нарушить даже царственно - холодное спокойствие княгини Веры Николаевны Шейной, гл. героини произведения (с.526).

!!! Всё произведение проникнуто ТРАГИЗМОМ ,( т.к. авторская задача - показать с одной стороны трагическую пустоту жизни, которую не пересекла великая любовь, о которой мечтают все женщины (552 - 553. VII), а с другой -трагический накал чистого и безответного чувства, рпаздавленного общественными условностями)и художественная форма подчёркивает трагичность затронутой автором проблемы.

Большую роль играет сюжет. Постепенно объясняющий, раскрывающий историю любви Желткова. Плавное течение, развитие событий подчёркивает накал страстей переживаний персонажей.

Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа? (525, 526. II; 567-568.ХШ)

(Первая глава представляет собой вступление, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Подчеркивают это и слова автора: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».)

Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шейной? (Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии

пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спокойна».)

Как вообще рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XXVII: «Но равнодушною княгиней, /Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») — тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

Когда происходит завязка действия рассказа? (Завязка происходит в день именин Веры Шейной, 17 сентября.)

Что ждет от именин героиня и что происходит в этот день?(По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного».)

Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

Она получает подарок от мужа — серьги; подарок от своей сестры — записную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж. — браслет.)

Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры.. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

Как выглядит подарок Желткова?

(Подарок Желткова — «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование.)

Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма?

Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?( Желтков дарит самое ценное, что у него есть, — фамильную драгоценность. Но его значение и ценность в другом Браслет не только является для Желткова символом благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шейной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)

Как отнеслись к подарку Желткова в той среде, к которой принадлежит княгиня?

Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему недоступно, легко могут признать простого человека сумасшедшим.

Критикует ли автор ту среду, к которой принадлежит княгиня?

(Куприн в своем рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шейной.)

Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев?

(Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Любовь Желткова, непреодолимая, но хрупкая, разрушена чужим вмешательством и раздавлена социальным неравенством)

Как относится муж Веры к письмам Желткова? ( Х )

Найдите в тексте ответ на вопрос: «Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе) 532 - 535

Как рисует Куприн Желткова? Расскажите историю его любви.

Сначала Желтков писал Вере глупые записки и послания, которые носили вульгарный и курьезно-пылкий характер. Затем его чувства перерастают в более глубокие. Он полюбил В.Н., для него в этой женщине «воплотилась вся красота земли», любовь стала его верой.

!!!Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Автор дал главному герою имя Георгий, что означает — Победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека».

Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж: Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда — короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. ( гл. 7)

!!! Работа с текстом: портреты и поступки (532 -539; 543 - 547:553 - 556; 558 - 562; 564 - 567)

Что говорит генерал Аносов о любви вообще и о любви в современном мире? (VIII)

«Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» — говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. ( гл.8 с.547.) «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях.

Роль генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет». Его рассуждения о любви.

Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».) (гл.8)

Характеристика Желткова, данная генералом Аносовым: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Вмешательство мужа кн. Веры (556). Его отношение к Желткову после встречи (564)

Понимание Верой всей исключительности прошедшей мимо нее любви и предчувствие скорой смерти Желткова.

— Найти в тексте и зачитать портрет Желткова.(565-566)

Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» );«... я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» (XI). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает — Победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью

узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

  • Прощание Веры Шейной с умершим Желтковым (12-я глава)

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез — «впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

(Звучит соната Бетховена., читается письмо Желткова (567.XII)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)
ВЫВОД.

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Подумаем над словами Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас», — пишет Желтков в прощальном письме княгине Вере.

Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство — ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» — любовь.

Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным.
По мнению Куприна. У человека в жизни должна быть любовь бескорыстная и

беспредельная, самоотверженная и искренняя. Как в стихах Пушкина:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим!
Такая любовь действительно может быть сильной, как смерть и божественной в своей жертвенности. «Любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти» («Суламифь»)

Но такое чувство очень хрупкое. Любое вмешательство может разрушить не только любовь, но жизнь, возложенную на алтарь с последним вздохом «Да святится Имя твоё...»
ДОМ. ЗАД. Решить викторину по «Гранатовому браслету»

1) Читать: биография и творчество Бунина по учебнику,

2)лирика: подобрать стихотворения для анализа + «Антоновские яблоки

3)Читать «Человек из «Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник; «Солнечный удар»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск