Скачать 75.58 Kb.
|
Софронова Людмила Викторовна, Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, ГОУ СОШ № 767, г. Москва Урок – игра (Русский язык, 6 класс) Цели урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, игровое поле, волчок, конверты с вопросами, карточки с изображением совы, приз для команды-победительницы. Ход игры I Слово учителя Сегодня впервые в истории нашей школы в рамках Недели русского языка мы проводим игру «Что? Где? Когда?» Отважная команда знатоков будет бороться с командой зрителей. Капитан команды знатоков – Иванов Пётр. Прошу игроков занять свои места и предлагаю обговорить правила игры. 1) Все ли зрительские вопросы вы хотели бы разыграть? 2) Как следует считать победы команд? (Возможно, что знаком победы станет карточка с изображением совы.) 3) Сколько минут на подготовку ответа будет иметь команда? I I Лингвистическая разминка «Хотите верьте - хотите нет» В течение 1 минуты нужно постараться суметь ответить на максимальное количество вопросов. Всего 8 вопросов. Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений. 1. Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»? (Да. Но греки под досугом понимали не безделье. В часы досуга они говорили с мудрецами – философами о разных науках.) 2. Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за словом бумага? (Нет, слово «бумажник» пришло в русский язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных и хлопчатобумажных тканей.) 3. Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».) 4. Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьным уроком, доской. (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Прочитать книгу от начала до конца – значит прочитать ее от доски до доски.) 5. Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил. (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением.) 6. Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги.) 7. Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками отвечал заданный урок. (Да. В старину ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика – балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова – «балбес».) 8. Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древние времена неграмотные люди носили с собой такие дощечки, они и назывались носом.) I I I Команда знатоков отвечает на вопросы зрителей Один из знатоков запускает волчок. Стрелка остановившегося волчка указывает на тот или иной сектор игрового поля. (На экране появляются номер вопроса, фотография автора, открывается содержание вопроса. Знатоки в течение одной минуты готовятся к ответу.) Вопросы зрителей. 1. Вопрос задаёт Вика Рудакова
2. «Чёрный ящик». Задание подготовлено Вертеповой Анастасией.
3. Вопрос задаёт Стас Морозов
4. Вопрос задаёт Таня Дорофеева
5. Вопрос задаёт Настя Халепа
6. Синтаксическая пауза Команда знатоков отдыхает. Играют зрители. Вопросы озвучиваются и демонстрируются на экране. В каком предложении нельзя однозначно определить, где подлежащие? (А) Иванушку любит Василиса. (Б) Дни сменяют ночи. (В) Море горы скрыло. (Г) Копейка рубль бережёт. У какого предложения, если поменять в нём местами однородные члены, изменится смысл? (А) Она поёт и танцует. (Б) Анна встала и позавтракала. (В) Друзья громко смеялись и оживлённо разговаривали. 7. Вопрос задаёт Соня Мехтиева
8. Вопрос задаёт Полина Леонтьева
9. Вопрос задаёт Надя Пустовалова
10. Вопрос задаёт Артём Кусаков
11. Вопрос задаёт Вика Сарманова
12. Вопрос задаёт Ваня Усков
13. Вопрос задаёт Маша Мартиянова
14. Музыкальная пауза IV Подведение итогов |