Скачать 289.33 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талицкая средняя общеобразовательная школа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по __литературе_______________________ (Название предмета и курса) для _десятого_______класса__________ Уровень изучения предмета__базовый__ (Базовый, профильный) ФИО _составителя__Белякова Н.П._____ ___учитель русского языка и литературы (С указанием должности) Год составления рабочей программы -2013. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для X класса составлена на основе примерной программы по литературе для среднего (полного общего) образования на базовом уровне образования, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы по литературе для 10-11 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., Просвещение, 2008 г.Программа реализована в учебниках Русская литература ХIХ в.. Ч. 1,2. 10 кл. автор Лебедев Ю.В., - М.: Просвещение, 2011 г. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, литература и средства обучения Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Цели обучения. Изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:
В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры. Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса. Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру. В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания. Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка). В работе использую Литературу Ю.В. Лебедева, состоящую из двух частей. В учебнике сообщается о творчестве писателей, даны анализы художественных произведений, в конце главы вопросы и задания, материалы по теории литературы. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся X класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, знания и умения, востребованнех в практической деятельности ученика и его повседневной Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса. Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
Учебно-тематическое планирование
Содержание тем учебного курса Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII – XIX вв. Характеристика литературы конца 18 начала 19 века. Русская литература первой четверти 19 века в преддверии А.С.Пушкина Творчество А.С.Пушкина Художественный мир А.С.Пушкина.детство, отрочество, юность, молодость. Лирика южного периода. Михайловское. Философская лирика поэта. Любовная лирика. Болдино. Роман в стихах «Евгений Онегин». Историческая тема в творчестве поэта. Творчество М.Ю.Лермонтова Своеобразие художественного мироощущения Лермонтова. Петербургский период жизни. Ссылка на Кавказ. Поэзия и проза Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Значение творчества М.Ю.Лермонтова в истории русской литературы. Творчество Н.В.Гоголя Призвание Гоголя. Начало творческого пути. Повести и комедии Гоголя. Поэма «Мёртвые души» Творчество И.А.Гончарова Художественный талант Гончарова. Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов» Творчество А.Н. Островского Творческий путь Островского. Творческая история «Грозы». Народные истоки характера Катерины. Драматургия Островского конца 1860- 1870 годов. Творчество И.С.Тургенева Общественные взгляды Тургенева. Повести. Романы писателя. «Отцы и дети». Творчество Н.Г.Чернышевского Этапы жизни. Роман «Что делать?» Старые и новые люди в романе. Особенный человек. Творчество Н.А.Некрасова Народные истоки творчества Некрасова. Поэмы «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэм. Творчество Ф.И.Тютчева Мир природы в поэзии Тютчева. Поэтическое открытие русского космоса. Творчество А.А.Фета Природа, поэзия, любовь в лирике Фета. |