Скачать 271.77 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39» 663332, Красноярский край, г.Норильск, район Талнах , улица Игарская, дом 40, а/я 3384. Телефон (приемная): (3919) 453-562, тел./факс (3919) 453-561.Е-mail: moy39@ mail.ru
Рабочая программа по литературе (6 «Б» класс, II ступень обучения) Срок реализации: 2013 – 2014 учебный год Учитель: Лагутина О.В. Согласовано Руководитель МО гуманитарных наук Протокол № 1 от « ___» августа 2013 год ______________Ильина Т.В. г. Норильск 2013 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по литературе Москва. «Просвещение», 2010. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9, 10-11 под редакцией В. Я. Коровиной . –Москва. «Просвещение», 2009, которая рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 6 «Б» классе определено 2 часа в неделю, по: вт, четв. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 6-х классах 34 учебные недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Учебник« Литература». 6 класс в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват Издательство «Просвещение», 2010 г. Автор В. Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. Название Литература. 6 класс в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений Издательство, год М. : «Просвещение», 2010 Цели и задачи изучения предмета Изучение учебного предмета «Литература » на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Изучение учебного предмета «Литература » на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
Воспитательные цели
Требования к уровню подготовки по предмету В процессе изучения учебного предмета «Литература» осуществляется формирование и совершенствование следующих видов деятельности: чтения:
аналитической работы с текстом:
устной речи:
письменной речи:
поиск информации:
Ученики, закончившие 6 класс, должны знать: содержание текстов программных произведений; тематику фольклорных произведений различных жанров (баллада, сказка) и литературных произведений, главных персонажей произведений, мотивы их поступков; определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии; характерные особенности фольклора и литературы как вида искусства; должны уметь: различать фольклорные и литературные произведения; определять род и жанр литературного произведения; охарактеризовать повествовательную манеру произведения дать устную характеристику изучаемого произведения, пересказать его сюжет; аргументировать устный ответ на поставленный вопрос; сформулировать чёткий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос; понимать и уметь использовать при изучении произведений следующие основные понятия: жизнеподобие, фантастика как вид художественной условности, народный эстетический идеал в произведениях фольклора, сказочный и балладный сюжет, роль и значение автора в художественном произведении (авторская позиция и авторский идеал), род и жанр литературного произведения; уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественных текстов. Содержание программы Русский фольклор Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок). Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе. Древнерусская литература Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет. Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев. литература XIX века Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века. И. А. Крылов Басни: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен). Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И. А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова. А. С. Пушкин Стихотворения: «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро». Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. Повесть «Барышня - крестьянка». М. Ю. Лермонтов Стихотворения: «Тучи», «Листок», «Три пальмы». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. И. С. Тургенев Рассказы: «Бежин луг» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»). Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. Ф.И. Тютчев Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…» «Ещё майская ночь» «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Н. А. Некрасов Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Картины подневольного труда». Величие народа-созидателя. Н. С. Лесков Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова. А. П. Чехов Рассказ «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Лошадиная фамилия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…» Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. толстой. «Где гнутся над смутом лозы…» Развитие понятия о лирике. А. С. Грин Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести). Торжество мира романтической мечты в повести А. С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев. А. П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» А.П. Платонова Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы. М. М. Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца» (Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и войне. Обучение выразительному чтению. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина. В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. . А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека Из зарубежной литературы Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. |