Скачать 53.64 Kb.
|
Тема урока: Подготовка к ЕГЭ (Разбор заданий части В) Цели урока: Обобщить знания учащихся по следующим разделам русского языка: «Словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Морфология»; развитие практических навыков и умений Методические приёмы: Повторение изученных пунктограмм, повторение теоретического материала о предложении, тренировочные упражнения Тип урока: урок-практикум Оборудование урока: наглядные материалы, ИКТ Ход урока:
Определить вид подчинительной связи в данных словосочетаниях: 1.Мучают людей 2. Успевают сочинить 3. Желание учиться 4. Вдруг уткнулся 5. Жестоко подавлено 6. Сидеть согнувшись 7. Продажа хлеба 8. Готовый к бою 9. Уйти из дома 10. Огромное здание 11. Широкого отклика 12. Опустевшая аллея 13. Белые розы 14. Третьего кабинета Слово учителя. Ребята, мы знаем, что наши КИМы включают в себя задания, состоящие из трёх частей. Сегодня на нашем уроке мы будем разбирать задания части В. Разбор части В предполагает работу с текстом, а также определённый багаж теоретических знаний по следующим разделам: «Словообразование», «Синтаксис», «Морфология», поэтому мы ставим перед собой следующую цель: вспомнить теоретический материал и закрепить его на практике. Как видим, домашнее задание включает в себя теоретический материал по такому разделу русского языка, как «Синтаксис». Мы вспомнили с вами виды подчинительной связи в словосочетаниях. У каждого из вас есть текст (см. приложение). Давайте выполним с вами вместе задание № 3, а дальнейшую работу построим следующим образом: вспоминаем теоретический материал, закрепляем его на практике и выполняем задания части В.
- Давайте вспомним, какими способами образуются новые слова в русском языке? Слова в русском языке образуются следующими основными способами: морфологическим и неморфологическим. Морфологический способ включает в себя следующие способы: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуф., сложение. Морфологический включает в себя: переход одной части речи в другую. - При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется уже к готовому слову (вкус-привкус, ехать-приехать, ныне-доныне, лететь-слететь и т. д.). Этот способ является основным для образования глаголов. - Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс (земля-земляк, лебедь-лебединый). Этот способ образования является более сложным, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе. - Следующий способ – безафиксный. От слова отбрасывается окончание и отсекается суффикс (зелёный-зелень, отлететь- отлёт, вздыхать-вздох). - Следующий способ – приставочно-суффиксальный. К основе одновременно присоединяется приставка и суффикс (подсвечник, по-братски, по-летнему). - Сложение – тоже один из видов образования новых слов (диван-кровать, шестигранник, пароход и др.). Неморфологический способ образования новых слов – это переход одной части речи в другую (Столовая комната – столовая открылась, медленным шагом – ехали шагом). Давайте закрепим этот теоретический материал на практике. Определите, каким способом образованы данные слова: - развесёлый - переплыть - ничто - уехать - размечтаться -по-деловому - синь - тишь -обгон - яыковед - ВУЗ - Первый год -Чернов – первый ученик - физкультура (А теперь выполните задание № 1) Для того чтобы выполнить задание № 2, надо вспомнить теоретический материал, касающийся предлога.
- Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, однозначные и многозначные, производные и непроизводные. Вспомним, какие предлоги называются производными? (Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивают лексическое значение и морфологические признаки). Приведите мне примеры предлогов. А теперь приступайте к выполнению задания № 2. Задание 4 включает в себя нахождение безличных предложений. Давайте вспомним вместе с вами, какие бывают предложения по наличию грамматической основы? Какие вы знаете односоставные предложения? (Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные). Перед вами предложения. Определите виды односоставных предложений.
А теперь выполним задание № 4. Задание № 5 . Вам надо найти предложение с обособленным приложением и указать номер этого предложения. Приступайте к работе. (На прошлом уроке мы рассматривали эту тему и теперь посмотрим, как вы усвоили этот материал). Задание № 6. Надо найти сложноподчинённое предложение, в котором есть однородные придаточные. Давайте вспомним, что такое сложное предложение и что такое однородные придаточные? (Однородное подчинение – это такое подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Пример: Егорушка видел, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветилась одна за другой звезды. Задание № 7. Найдите предложение, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. - Что такое местоимение? (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их). - Назовите личные местоимения. (Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они). Не забывайте, что эти местоимения могут быть употреблены в предложениях в косвенных падежах. Подведение итогов урока. Сегодня мы с вами разбирали задания части В. Повторили и обобщили теоретический материал следующих разделов русского языка: «Словообразование, «Синтаксис», «Морфология».
По данному тексту (смотреть приложение) написать сочинение-рассуждение. |